Почти хороший Марсель
Марсель – второй по величине город Франции, один из крупнейших портов Европы и фактически столица Лазурного берега. Казалось бы, власти должны уделять особое внимание городской среде и комфорту туристов, но тот же Лион продвинулся на пути к цивилизации гораздо дальше.
По сравнению с ним Марсель кажется диковатым и немного обшарпанным. Во многих районах города больше от Италии, чем от Франции, да и огромные диаспоры мигрантов так или иначе дают о себе знать. А ещё, гуляя по улицам Марселя, то и дело вспоминаешь Россию, потому что некоторые привычки горожан очень похожи на наши – как будто кусочек Самары или Ростова-на-Дону взяли и перенесли на юг Франции.
01. Хороший пример того, как современные арендаторы могут обитать в исторических зданиях и не портить их внешний облик. "МакДоналдс" арендовал первый этаж в старинном доме в центре Марселя и не использовал ни одной яркой вывески! Даже фирменную букву "M", которая в оригинале ярко-жёлтая, здесь сделали серой и невзрачной, да и над центральной аркой не использованы фирменные цвета – просто название, и всё. Невероятно крутой пример того, как должен работать дизайн-код на исторических зданиях, на памятниках архитектуры. В российских городах с этим огромные проблемы: арендатор, снимая себе помещение, думает, что может переделать витрины, вмешаться в архитектуру здания, а это на самом деле недопустимо.
02. А это пример H&M. Они тоже сняли себе помещение под магазин в историческом здании, но зачем-то повесили в арке цветные буквы. Логотип в таком окружении сразу смотрится глупо и неуместно, хотя H&M фактически не вмешивались в архитектуру, не вставляли пластиковые окна, не вешали рекламные растяжки. Но все акценты теперь сместились с самого здания на цветной логотип, который нарушил всю гармонию фасада.
03. К сожалению, не на всех улицах Марселя действует дизайн-код – вот типичный пример варварства. Такие улицы мы привыкли видеть в наших городах, но даже во Франции такое встречается.
04. Здесь не то что витрины поменяли – здесь полностью выломали сводчатые окна, полностью изменив архитектуру здания. Получилась совершенно неуместная кричащая витрина. Такого быть не должно. Город должен строго регламентировать, как должны выглядеть фасады и витрины, на каких зданиях допустимо делать вывески, как эти вывески должны выглядеть и т.д.
05. Иначе красивый исторический центр будет превращаться в безликую помойку; а учитывая то, что человек воспринимает фасады на уровне нескольких метров от земли, ощущения от города очень зависят от того, как все эти витрины выглядят.
06. Вот, посмотрите, как аккуратно сделаны вывески около двери.
В Питере так не умеют (и это ещё умеренный вариант).
07. А в Марселе никому и в голову не придёт старую деревянную дверь куда-то выкинуть или уничтожить.
08. В неблагополучном районе дверь может быть расписана и изгажена, но тем не менее она в целости и сохранности.
09. В Марселе почему-то нет строгих правил и ограничений по размещению наружной рекламы. Можно вспомнить, как в Москве раньше под видом реконструкции здания завешивали строительной сеткой, на которой размещалась реклама. В один момент вся Тверская была в такой рекламе и половина Садового кольца. Потом запретили размещать рекламу на строительных сетках, и неожиданно реконструкция всех зданий закончилась ;)
10. Современное искусство около школы
11.
12. Марсель – очень "итальянский" город, местами напоминает Флоренцию.
13. Вид на Старый Порт и форт Сен-Жан. Раньше это был самый настоящий порт, один из крупнейших в Средиземноморье, но ещё в XIX веке главный порт перенесли севернее. В течение XX века бухту загромождали яхты, а пространство вокруг неё – яхт-клубы. В конце концов марсельские власти решили облагородить территорию Старого порта. Реновация началась в 2009 году. Часть яхт-клубов убрали, зато отремонтировали три основных набережных. Центральная из них, Бельгийская, стала по большей части пешеходной.
14. На Портовой набережной сделали неплохое общественное пространство, примыкающее к воде. Правда, от автомобильного движения в самом сердце города так и не избавились.
15. Сама гавань по-прежнему остаётся гигантской парковкой для яхт и лодок.
16. Навес от Нормана Фостера, который получил название "Miroir ombrière" (дословно переводится как "Затенённое зеркало")
17. Это довольно внушительная конструкция, 46 на 22 метра. Навес построен из нержавеющей стали и отражает окружающее его пространство порта.
18. Здесь этого не видно, но крыша навеса сужается к краям, получается что-то типа лезвия.
19. Это как раз Бельгийская набережная. По европейским меркам центр города выглядит не очень опрятно.
20. От современного здания Музея цивилизаций к форту Сен-Жан перекинули пешеходный мост, похожий на гигантский рельс.
21. Рядом конференц-центр "Средиземноморская вилла", построенный в 2013 году прямо в бухточке. Автором проекта стал итальянец Стефано Боэри.
22. На месте бывших складов расположились офисы, магазины, кафе, рестораны. К 2013 (Марсель стал Культурной столицей Европы) и 2016 годам (Марсель принимал матчи чемпионата Европы по футболу) прямо в центре открылось несколько новых гостиниц.
23. Так выглядит ТРЦ здорового человека. В начале 90-х это здание переживало запустение и постепенно разваливалось, но его успели спасти.
24. Торец здания прикрывает металлическая инсталляция с именами известных марсельских поэтов.
25. Люстры в форме гранёных стаканов ) Не знаю, на самом деле, что они символизируют.
26. Небольшое общественное пространство перед эстакадой.
27. Отель и офисное здание "Астролябия"
28. Пассажирский терминал порта
29. Город
30.
31. Кафедральный собор Марселя
32. Собор примечателен своими размерами (длина – 146 м, высота – 70 м) и особой полосатостью стен.
33. А это небоскрёб Захи Хадид, который после завершения строительства стал штаб-квартирой CMA CGM Group (французский контейнерный перевозчик). 33-этажный небоскрёб (147 метров) – самое высокое в Марселе. Москвичи, можете себе такое представить?
34. Дворец Фаро, морская резиденция, выстроенная для французской императрицы Евгении. Правда, пожить там она не успела, потому что очередная революция провозгласила Третью республику, и дворец был передан новым властям Марселя.
35. На горе стоит собор Нотр-Дам-де-ла-Гард, главная туристическая достопримечательность города.
36. Напоминаю вам, что марсельцы не стесняются парковаться как мудаки.
37. Как будто на Родину вернулся!
38. На одной из главных торговых улиц запрещён проезд и парковка, но люди всё равно приезжают и паркуются. В этом плане Франция очень похожа на Россию.
39. Скутеры, которые везде пролазят и захватывают всё свободное пространство, – беда французских городов.
40. Это, судя по всему, специальная парковка для мотороллеров.
41. Снова мне попался электромобиль Renault Twizy, но не знаю, прокатный он или просто банку принадлежит. Слева такой же, но частный. Они пришли на водопой подзарядку.
42. Схватка двух йокодзун
43. Неплохо сделан пешеходный переход.
44. Подземные мусорные баки. Часть мусора при этом почему-то свалена прямо возле них. Видимо, негабарит. А может, баки просто переполнены?
45. Раздельный сбор мусора. В жёлтый бак собираются перерабатываемые бытовые отходы (без уточнений).
46. Обратите внимание, как оформлены уличные кафе. Никаких громоздких веранд – просто столы и стулья. Между столами и зданиями оставлен проход для людей.
47. Одна из реконструированных центральных улиц. Останавливаться на ней можно только на 20 минут.
48. Около каждого парковочного места установлен столбик, на котором есть специальный датчик. Он фиксирует автомобиль, и начинается автоматический обратный отсчёт.
49. Если вы стоите дольше положенного, таймер загорается красным. Вот кто-то превысил квоту на 13 минут, и парковочная полиция сразу увидит этот красный сигнал и выпишет штраф владельцу машины. С одной стороны, интересное решение. С другой, столбики вместе с защитой получились слишком массивными, а светодиодная подсветка – слишком яркой. Она вмешивается в облик улицы, начинает конкурировать со светофорами и т.д. Решение могло бы быть более изящным.
50. Марсельское метро. Несмотря на симпатичные вагоны, оно неудобное и довольно грязное. Метрополитен состоит всего из 2-х линий с 24 станциями. Обратите внимание, что колёса у вагонов на резине! Такая технология используется в нескольких французских городах, включая Париж и Лион.
51. Реклама скоростного поезда TGV в виде стрит-арта на стене станции.
52. "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота"? ) Ла-Сьота, кстати, от Марселя недалеко совсем.
53. Вагон тесный, кресла неудобные. То ли дело московские "ёжики"!
54. Вестибюль
55. Эскалатора нет, народ идёт по лестнице.
56. Пространства между турникетами мало. В общем, всё как-то не так.
57. Город довольно рельефный.
58. Бездомных в Марселе хватает.
59. В центре всё заставлено скутерами.
60. Они повсюду!
61.
62. Старые здания все в ставнях с жалюзи.
63. Опять же, напоминает скорее Италию, чем Францию.
64. Велосипедистов в Марселе мало.
65. Уголок Парижа в Марселе
66. Растяжка со снежинкой смотрится как родная!
67. Симпатичную маленькую площадь умудрились изгадить мусорными баками.
68. Заметил, что почти везде в Марселе часть улицы у зданий отделена от основной столбиками. Даже там, где машин совсем не видно.
69. Здесь каждый постарался посадить растение в кадке:
70. А тут только для скутеров место нашлось.
71.
72.
73.
Жуткий Марсель (во всём виноват Путин)
Лион: городская среда здорового человека
Россия:
Адлер: Очень плохой / Хороший
Алушта: Антиутопическая
Архангельск: Ужасный / Необъяснимо плохой / Необъяснимо хороший
Брянск: Плохой / ХорошийнеВеликий Новгород
Владивосток: Плохой / Хороший
Владимир: Плохой / Хороший
Воронеж: Плохой / Снова плохой / Хороший
Геленджик: Плохой / Хороший
Грозный: Плохой / Хороший
Екатеринбург: Плохой / Хороший
Железноводск: Захваченный
Ижевск: Плохой / Хороший
Иркутск: Другой
Йошкар-Ола: Плохая / Хорошая
Казань: Плохая / Хорошая
Кёнигсберг: Плохой / Хороший
Корсаков: Богатый
Кострома: Плохая / Хорошая
Красноярск: Позорный / Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Магас: Плохой / Хороший
Магнитогорск: Вонючий
Махачкала: Плохая / Хорошая
Михайловск: Современный
Нижний Новгород: Плохой / Хороший
Нижний Тагил: Плохой
Новороссийск:: Плохой / Хороший
Новосибирск: Безликий
Омск: Жуткий, часть 1 / Жуткий, часть 2 / Жуткий, часть 3 / Жуткий, часть 4 / Жуткий, часть 5 / Хороший
Оренбург: Плохой / Хороший
Пенза: Плохая / Хорошая
Петрозаводск:Плохой / Хороший
Псков: Плохой / Хороший / Очень хороший
Ростов: Плохой / Плохой (часть 2) / Хороший
Самара: Плохая / Странная / Хорошая
Саранск: Плохой / Хороший / Непонятный
Севастополь: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Сочи: Плохой / Хороший
Сургут: Плохой / Хороший
Сыктывкар: Очень Плохой / Плохой / Хороший
Тагил: Плохой / Хороший
Тверь: Плохая / Хорошая
Тула: Плохая / Хорошая / Плохая и хорошая
Тырныауз: Умирающий
Уфа: Плохая / Снова плохая / Хорошая / Саммитная / Серая
Хабаровск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Ханты-Мансийск: Плохой / Хороший
Челябинск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Плохой, часть 3 / Хороший
Черкесск: Плохой / Хороший
Южно-Сахалинск: Плохой / Хороший
Якутск: Плохой / Интересный
Ярославль: Очень плохой / Плохой / Хороший / Шинный
Мир:
Баку: Плохой / Хороший
Белград: Плохой / Хороший
Бухарест: Плохой / Хороший
Варшава: Плохая / Хорошая
Вильнюс: Плохой / Хороший
Детройт: Плохой / Хороший
Киев: Плохой / Хороший
Кишинев: Плохой / Хороший
Львов: Плохой / Хороший
Минск: Плохой / Хороший
Рим: Плохой / Хороший
Тбилиси: Плохой / Плохой (часть 2) / Жуткий / Хороший
Тирана: Плохая / Хорошая