June 14, 2016

Плохой Челябинск, часть 1

Наконец посетил Челябинск! До этого у меня было две попытки. Один раз был в городе проездом, второй раз гулял по Челябинску по Яндекс-панорамам, чем очень сильно возмутил челябинцев. В этот раз в столице Южного Урала я провел два дня и хорошенько ее изучил! Всю эту неделю я буду рассказывать вам про Челябинск, так как в один пост вся информация не поместится. Челябинцев прошу набраться терпения и не делать поспешных выводов.

России Челябинск известен как город суровый. Челябинские мужики настолько суровы, что… Этот мем родился в Нашей Раше и оттуда ушел в народ. Позже на Челябинск упал метеорит, что только добавило образу города брутальности и крутизны. «Челябинские жители настолько суровые, что у них вместо снега зимой падают метеориты».

Челябинск меня встретил именно таким, каким я его представлял, — очень суровым. Основная проблема города в том, что жители и городские чиновники настолько вошли в образ, что боятся из него выйти. Они строят суровый город, они гордятся суровым городом. То, что в других городах выглядит как недостаток и глупость, в Челябинске тебе преподносят как пример суровой челябинской урбанистики:

— Да, мы закатали весь город в асфальт, и что? — Да, у нас из-за машин не пройти по улицам, завидуйте молча!— А эта старая громыхающая коробка у нас называется суровым челябинским трамваем! Зато метеорит ему не страшен!— Нет, лавочек нет, у нас город суровый, какие лавочки? На кортах посидим!
Челябинск страшно боится показаться милым, уютным, романтичным, зеленым… Тьфу, что люди подумают?

Сегодня первая часть плохого Челябинска. Для тех, кто впервые попал в мой блог, напоминаю, что формат постов плохой/хороший подразумевает разделение отчетов на две части. Сначала критика, а на десерт похвалы.

В Челябинске нет центра города! Точнее, он вроде бы и есть, но многие жители совершенно справедливо за центр его не признают. Вроде бы есть улица Кирова, которую сделали пешеходной, и вокруг нее раскидано несколько десятков точек притяжения: театр, цирк, музеи, но достаточно подняться повыше и окинуть этот центр взглядом, чтобы понять весь ужас положения Челябинска!

Так называемый центр состоит из заросших пустырей, каких-то промзон, заброшенных зданий. Это не город. Это мог бы быть центр какого-то села или окраина мегаполиса. Такое рыхлое бессвязное пространство на центр претендовать не может.

Больше всего мне это напомнило Детройт! До, в Детройте такая же картина:

Отдельно стоящие здания среди пустырей.

И вот вид на театр. Обратите внимание, что театр совершенно не держится среди окружающей застройки. Перед театром, там, где должна быть площадь — заросший пустырь (мы туда еще вернемся), на другой стороне улицы малоэтажная застройка с пустырями, справа видно какой-то скошенный угол, забор и опять пустырь. За театром непонятные здания и гаражи. Такая картина вызывает недоумение. Как вообще театр мог оказаться? Такое впечатление, что его просто выкинули за гаражи.

Посмотрим в другую сторону. Заросший пустырь, промзона, какие-то полуразрушенные сараи. Справа здания вместо того, чтобы формировать улицу, наоборот углублены и отделены заборами.

Пруд зарос, набережная заросла, здания разрушены. Рядом с одноэтажным домиком строят шестиэтажный офисный центр.

А это вид из моей гостиницы. Здесь тоже без сюрпризов. Пустыри, гаражи. Центр города очень рыхлый. Это не город, это действительно большая деревня. Хотя, местным возможно кажется, что так и должен выглядеть суровый город.

На этой фотографии хорошо видно, как ведется застройка Челябинска. Ведется она, как и положено в деревне, хаотично. В городе нет ни одного здания, построенного после развала Совка, которые бы хоть как-то вписывалось в контекст. Такое впечатление, что все эти здания падают на город как метеориты. Рядом с двухэтажным старым особнячком лепят многоэтажные жилые дома. Рядом на пустыре строят какие-то многоэтажные башни. А чтобы наверняка все испортить, делают их цветными. Современный Челябинск это сплошной хаос. Все эти здания можно бесконечно перемешивать, как цветные стекла в калейдоскопе и ничего не изменится.

Вот так выглядит центр Челябинска. Бессмысленная каша из архитектуры различных эпох и стилей.

Простите, что это?!

Но главная беда Челябинска не в этом. Главная беда, что город закатывают в асфальт! Где-то года с 2009-го Челябинск взял курс на стратегию расширения улиц, а вернее, проезжей части. Власти города, как это водится в России, оправдывали эту стратегию необходимостью борьбы с пробками. Город для автомобилей! Звучит заманчиво и очень сурово.

В октябре 2009-го в два раза расширили проезжую часть улицы Каслинская, причём ради этого уничтожили тротуар. Почему-то он показался властям ненужной прихотью предыдущих поколений горожан. Если ты настоящий челябинец, ты должен передвигаться по городу только на машине, а если машины у тебя нет, то ты нищеброд и лузер, достойный ходить только по грязной обочине.

Расцвет практики расширения улиц пришёлся на правление мэра Мошарова и сити-менеджера Давыдова. В ноябре 2011-го был большой скандал, связанный с расширением улицы Володарского в центре Челябинска. В один прекрасный день челябинцы увидели, что дорога стала значительно шире, причём пешеходный переход через неё продлить "забыли" и новые дорожные знаки тоже не поставили. Кроме того, дорожники вырубили липовую аллею.

Сити-менеджер изобразил возмущение и заявил, что улицу расширили без его ведома (!!!). Его заместитель пролепетал что-то насчёт того, что "параметры проезжей части изменились случайно", когда на улице Володарского восстанавливали дорожное покрытие.

Сегодня Челябинск неприятно поражает широченными улицами. Все закатано в асфальт. Количество полос для движения порой сложно посчитать. Многие челябинцы изменениям в городе рады и даже с гордостью говорят: «Смотрите, у нас расширили улицы, и теперь не пробок! Вон, в Екатеринбурге улицы узкие и все в пробках!»

Вообще, худшее, что можно сделать для ликвидации пробок, — это расширять улицы. Еще ни один город не смог решить проблему пробок таким способом. Достаточно вспомнить Садовое кольцо в Москве, в котором в некоторых местах по 10 полос в каждую сторону и оно все равно стоит в пробках.

На короткой дистанции такая мера выглядит очень соблазнительной для любого мэра. Если у тебя есть улица, которая стоит в пробках, то можно добавить парочку полос и все поедет. Жертвами расширения обычно становятся газоны, деревья, тротуары или трамвайные пути. После расширения наступает несколько лет блаженства. Ура, все поехало! Но вскоре пробки вернутся и будут еще сильнее.

Почему так происходит? Город дает сигнал жителям — покупай машину! Широкие улицы с интенсивным движением непривлекательны для пешеходов. Идти вдоль них неприятно, город выдавливает людей с улиц. Напротив, покупка личного автомобиля кажется для человека привлекательным выходом. Ведь теперь можно так быстро и удобно ездить из точки А в точку Б. И вот стремительно начинает расти автомобилизация.

СМИ начинают выходить с заголовками: «Челябинская область борется за место в тройке лидеров по уровню автомобилизации».

«Показательно, что если Приморский Край, Камчатка и Калужская область являются традиционными многолетними лидерами по уровню автомобилизации, то прорыв Челябинской области в тройку лидеров произошел менее, чем за три года. Еще в 2010 году область имела показатель 262,6 автомобиля на 1000 жителей (только 24 место в России), таким образом, прирост автопарка составил рекордные 75%. Эксперты связывают взрывную динамику роста челябинского авторынка с реализацией отложенного кризисом спроса, устойчивым ростом реальных располагаемых доходов населения региона и масштабным дорожным строительством (так называемой дорожной революцией), начатым в области при губернаторе Михаиле Юрьевиче».

Вот оно что! Дорожная революция у них произошла. Обычно дорожная революция сменяется дорожной катастрофой. В случае с Челябинском похмелье будет отложено на несколько лет из-за кризиса. Но вскоре город вернет себе свое.

В мире нет ни одного примера города, удобного для автомобилей. Вообще ни одного. Все города, которые развивались с расчетом на приоритет автомобилей, сейчас ломают голову, как им выходить из ситуации. Посмотрите на все крупные города США. Сейчас почти в каждом городе есть программы по дестимуляции использования автомобилей и развития общественного транспорта. Везде строят трамвайные системы, даже Нью-Йорк думает запускать трамвай! И это Америка! Америка, которая без личного автомобиля не могла себя представить.

Но Челябинск гордится не тем, что улицы стали удобнее, что общественный транспорт стал современнее и быстрее. Он гордится тем, что они расширяют улицы. Это катастрофа.

Что будет дальше с Челябинском? Жить в домах вдоль шумных улиц будет некомфортно, цены на недвижимость начнут падать (ради интереса, посмотрите цены на квартиры на Тверской, они процентов на 30% ниже, чем на соседних тихих улицах). Люди при первой возможности будут покупать личные автомобили. В городе усугубятся проблемы с парковками (они уже есть), их не будет хватать и власти под парковки начнут отдавать пустыри, газоны. Парковок все равно никогда не хватит, так как машина занимает слишком много места. Пробки будут увеличиваться. Очень скоро, возможно, начнут ликвидировать трамвай. Обособленные трамвайные пути покажутся властям выходом для очередного расширения улиц. «Вот еще по одной полосе добавим и все поедет!» Это еще больше подтолкнет людей к покупке машины. Дальше власти начнут уничтожать наземные переходы и делать многоуровневые развязки. Конечно, если будут деньги. С каждым годом Челябинск будет становиться все менее комфортным для жизни. Это будет грязный, шумный город забитый автомобилями.

Как я уже писал выше, на тротуары места не всегда остается. Но это неважно. Челябинск же суровый, и пешеходы тут суровые ходят по суровым тротуарам.

Очередной пустырь

Вот так выглядит центр города. Да, помести эту фотографию в другой контекст и читатель бы подумал, что на фото какие-то задворки райцентра. Но нет, это центр города.

Это тоже почти центр города

Как такое вообще может быть? Во время прогулок по Челябинску постоянно возникает вопрос: «А мы точно за город не выехали»?

А вот заросший пустырь перед театром.

Это другой район…

Дворы в центре тоже заросли

Один из скверов в центре

Чтобы пешеходы не вываливались на дороги с тротуаров, их ограждают заборами. Забор — первый признак плохо спроектированной улицы. На удобной улице ничего не надо загораживать заборами от людей.

В Челябинске заборы повсюду. Зачем он здесь, например?

А здесь?

В 2015 году Челябинск занял 12-е место в списке самых грязных городов России. Ежегодно он выбрасывает в атмосферу 233,4 тыс. тонн загрязняющих веществ, причём 62,8% приходится на стационарные источники (предприятия, а не автомобили).

Зачастую над городом висит смог, как в Китае. В такие дни в Челябинске пахнет сероводородом и "коксохимом". Основными загрязнителями жители города считают мечеловский ЧМК (бывший ЧМЗ), ЧЭМК, "Мечел-Кокс", а также Коркинский угольный разрез, с которого регулярно валит дым. По свидетельствам горожан, выбросы с предприятий, после которых появляется неприятный запах и становится трудно дышать, обычно производятся по ночам. Заводы иногда штрафуют (например, ЧМК оштрафовали на целых 30 тысяч рублей!), но владельцы предприятий утверждают, что все экологические нормы соблюдаются.

Помимо загрязнения воздуха, в Челябинске остро стоит проблема свалки в черте города. Она начала работу ещё в 1949 году. Постепенно город разросся и окружил свалку, но она по-прежнему работает. Сейчас в непосредственной близости от полигона ТБО находится микрорайон Першино. Летом на свалке регулярно горит мусор, что тоже не прибавляет челябинцам оптимизма. Свалку должны были закрыть ещё в 1992 году, но это решение так и не было выполнено. Новый полигон ТБО никто строить не собирается, значит, закрыть и рекультивировать старую свалку тоже невозможно.

Пару дней назад в новостях промелькнуло сообщение о том, что губернатор Дубровский поручил снизить выбросы "к саммитам ШОС и БРИКС", то есть к 2020 году. Показательный момент. Выбросы стараются сократить не ради горожан, а чтобы иностранные гости ничего плохого не подумали. При этом в марте 2016-го тот же Дубровский ликвидировал оперативный экологический штаб, решив, что области он больше не нужен.

Свежий воздух и голубое небо челябинцы считают большой редкостью и стараются ловить момент и выходить из дома в такие дни.

Забавный случай был связан с визитом Медведева в Челябинск. Именно в день его приезда в Челябинске показалось голубое небо, а экологическая обстановка резко улучшилась. Через сутки после отъезда премьера всё вернулось "к норме". Министерство экологии говорит, что это "стечение благоприятных метеорологических условий". "Объяснить я это не могу. Никаких ограничений для предприятий не вводилось, не было НМУ, а был ветерок. Никто специально не принимал никаких мер перед визитом высокого гостя", — говорит замминистра Андрей Новосёлов.

Чтобы жизнь не казалась челябинцам мёдом, а голубое небо не проступало слишком часто сквозь свинцовый занавес российской действительности, власти региона одобрили строительство Томинского ГОКа всего в 10 км от города. ГОК собирается строить Русская медная компания, та самая, которой принадлежит "Карабашмедь". Челябинцы выступили резко против. Они уже провели серию одиночных пикетов, серию митингов, направили сотню тысяч обращений в приёмную президента РФ и обратились к президенту лично. По данным ВЦИОМ, против строительства ГОК выступают 51% жителей области и 73% жителей Челябинска.

Но слушать их никто не собирается. Заинтересованные лица рассуждают на тему того, что экологи и местные жители, которым не всё равно, чем они дышат, просто ведут подрывную деятельность против экономики России.

Креатив

Едем дальше!

Здесь надо поговорить про архитектуру. В самом центре города, на пешеходной улице Кирова, стоит голубой небоскреб — Челябинск-Сити. Самое страшное здание города. Здесь читатель может возмутиться. Как это самое страшное? Попробую объяснить. Внешне небоскреб вполне нейтральный. Он спокойно мог бы затеряться где-то на Манхеттене, в Гонконге или даже в комплексе Москва-Сити. Такие небоскребы обычно так и проектируют, чтобы они затерялись и никто никогда на них не обратил бы внимания.

В случае с Челябинском мы видим наглое, бесцеремонное вторжение в сложившуюся среду. Здание настолько диссонирует с окружением, настолько доминирует над всей сложившийся застройкой, что уже не важно, как оно выглядит само по себе. В контексте оно выглядит как разорвавшаяся бомба, уничтожившая все вокруг. На улице Кирова еще сохранились островки старой застройки, еще стоят некоторые купеческие дома, стоят памятники архитектуры, но их теперь можно снести. Они умерли. Эта голубая елда разбивает все.

Это как если бы на Венский бал в грязных сапогах пришел бы извозчик и встал бы посреди зала, харкая себе под ноги. Казалось бы, он один, а вокруг десятки прекрасных дам в роскошных платьях и господ в костюмах. Но бал прекратился. Так и в Челябинске после строительства Челябинск-Сити окончательно прекратился бал. Все, можно расходиться по домам. Праздник навсегда испорчен.

Еще раз внимательно посмотрите на это чудо.

И такая ситуация по всему городу. Каждое новое здание — как разрыв бомбы, как катастрофа. Под обломками остаются памятники архитектуры и историческая среда. Тот случай, когда сносят без бульдозеров.

Рядом с любым более-менее интересным старым зданием будет стоять современный убийца.

Ничего не уцелело

Ужас какой

Как вы знаете, самое некрасивое здание в любом городе принадлежит Сбербанку. Но у них есть конкурент — Пенсионный Фонд. По качеству архитектуры эти две организации давно сражаются за последнюю строчку в архитектурных рейтингах.

Просто дом

Некоторые челябинцы считают это здание некрасивым. Так вот, нормальное здание. Не шедевр, но в Челябинске одно из лучших современных. Справа, правда, нелепая пристройка, но ничего.

В центре города есть большая свалка. Точнее здесь это называют прудом. Но пруда не видно из-за мусора, которым его завалили.

Настоящая такая помойка. Говорят, тут бобры живут.

Здание музея

Набережную можно было бы и благоустроить.

Опять все выглядит запущенным.

Траву не косят, дорожки не ремонтируют. Что осталось от советской власти, то и стоит. Город с плохим хозяином выглядит именно так.

Какую-то хрень строят

Здесь могла бы быть набережная

Ходить по Челябинску не всегда удобно

Особенно в центре, где построили подземные переходы. Их надо закопать, а сверху сделать зебры. Правда, это не укладывается в концепцию «Город для автомобилей».

В переходах торговля

Еще челябинцы уверены, что у них плохие дороги. Мне, по сравнению с Омском, дороги в Челябинске кажутся вполне сносными.

Недавно на челябинские дороги обратил внимание Медведев, который приезжал в город открывать насосный завод. Премьер решил дать региону денег, чтобы хоть немного улучшить ситуацию. В этом году Челябинская область получит 400 млн рублей из федерального бюджета на ремонт и содержание дорог. Всего в этом году регион закатает в асфальт 10,5 млрд рублей. Недавно тут министр дорожного хозяйства области Микулик рассказал, что дороги в Челябинске в очередной раз разрушились за зиму из-за плохого битума. Но не рассказал, почему тогда регион продолжает закупать и использовать такой битум. Вернее, он говорит, что хорошего битума вообще нет, и нужен модифицированный. С дорогами в Челябинске обычно связаны всякие адские новости типа этой: "Стоматологи взялись за "дорожный кариес".

Суровый Челябинск мне напоминает простого мужика с завода. В телогреечке, неряшливо одетый герой одной из ранних песен Шнурова. Помните, там было про «Ты права, я — дикий мужчина: яйца, табак, перегар и щетина!» Свою мужественность он старательно оберегает. Он не приемлет прогресса, он не готов меняться, он застыл на своей заводской проходной. Сложно представить, чтобы Челябинск вдруг через несколько лет стал другим.

Завтра продолжим.

Путешествие по Челябинску с помощью Яндекс.карт

Плохой Челябинск

Хороший Челябинск

Россия:

Адлер: Очень плохой / Хороший
Алушта: Антиутопическая
Архангельск: Ужасный / Необъяснимо плохой / Необъяснимо хороший
Брянск: Плохой / Хороший
Владивосток: Плохой / Хороший
Владимир: Плохой / Хороший
Геленджик: Плохой / Хороший
Грозный: Плохой / Хороший
Екатеринбург: Плохой / Хороший
Железноводск: Захваченный
Ижевск: Плохой / Хороший
Иркутск: Другой
Йошкар-Ола: Плохая / Хорошая
Казань: Плохая / Хорошая
Корсаков: Богатый
Кострома: Плохая / Хорошая
Магас: Плохой / Хороший
Махачкала: Плохая / Хорошая
Михайловск: Современный
Нижний Тагил: Плохой
Новороссийск:: Плохой / Хороший
Новосибирск: Безликий
Омск: Жуткий, часть 1 / Жуткий, часть 2 / Жуткий, часть 3 / Жуткий, часть 4 / Жуткий, часть 5 / Хороший
Пенза: Плохая / Хорошая
Петрозаводск:Плохой / Хороший
Псков: Плохой / Хороший / Очень хороший
Самара: Плохая / Странная / Хорошая
Севастополь: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Сочи: Плохой / Хороший
Сургут: Плохой / Хороший
Сыктывкар: Очень Плохой / Плохой / Хороший
Тагил: Плохой / Хороший
Тверь: Плохая / Хорошая
Тула: Плохая / Хорошая
Тырныауз: Умирающий
Уфа: Плохая / Снова плохая / Хорошая / Саммитная / Серая
Хабаровск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Ханты-Мансийск: Плохой / Хороший
Челябинск: Плохой (Яндекс.Панорамы) / Плохой, часть 1 / Хороший (Яндекс.Панорамы)
Черкесск: Плохой / Хороший
Южно-Сахалинск: Плохой / Хороший
Ярославль: Очень плохой / Плохой / Хороший / Шинный

Мир:

Белград: Плохой / Хороший
Варшава: Плохая / Хорошая
Вильнюс: Плохой / Хороший
Детройт: Плохой / Хороший
Киев: Плохой / Хороший
Кишинев: Плохой / Хороший
Львов: Плохой / Хороший
Минск: Плохой / Хороший
Тирана: Плохая / Хорошая