April 3, 2015

Очень плохой Ярославль

Сейчас я надену костюм "Капитана Очевидность" и напишу про то, что вы и так давно знаете. Это скучный и неинтересный пост. Но я не мог его не написать... Вы только не смейтесь надо мной. Я хочу рассказать вам о том, что губернатор Ярославской области занимается херней. В принципе, этот пост можно использовать как шаблон и вместо губернатора Ярославской области подставить "губернатора Тверской области" или "Администрацию президента". Неважно. Ситуация по стране примерно одинаковая, за очень редким исключением.

Почему я вдруг пишу про губернатора Ярославской области? "Может быть, это политический заказ?" – подумает сейчас губернаторский пиарщик. Нет, вообще, у меня других дел хватает, но тут случайно прислали мне ссылку на одну новость...

Помните, на этой неделе я написал два поста о хорошем Ярославле и плохом. Похоже, тот пост задел даже не городские власти, а правительство Ярославской области во главе с губернатором Сергеем Ястребовым.

Оказывается, есть такой портал "Ярославский Регион", который выдаёт себя за СМИ. В его верхней части – огромный баннер, ведущий на сайт губернатора Ястребова. Так вот, вчера этот портал опубликовал новость под заголовком "Интернет-пользователи раскритиковали Илью Варламова за критику Ярославля". Периодически сайт почему-то лежит, но, как говорится, "Яндекс" все помнит.

Авторы новости попытались создать видимость народного гнева, якобы вызванного моим постом. Для этого они собрали некоторые комментарии с ярославского форума. Все бы ничего. Я на критику реагирую вполне адекватно. Но тут обижают самих жителей Ярославля.

Ведь в опросе, проведенном на этом форуме, 90% жителей со мной согласилось.

Как же так? Неужели журналисты "Ярославского Региона" – непорядочные люди? Может быть, это какая-то ошибка? Мне стало интересно, что это за СМИ такое...

Начал я с простого: у сайта "Ярославский Регион" оказался доступен раздел "О нас". Там написано, что сайт учреждён информационным агентством "Верхняя Волга", которое в свою очередь является государственным автономным учреждением Ярославской области (ГАУ ЯО). То есть, это такая структура, которую придумало правительство области, чтобы удобнее было работать со СМИ. Зачем это "ГАУ ЯО" нужно в дополнение к уже имеющимся Управлению массовых коммуникаций и Департаменту общественных связей (а это, на минутку, уже два министерства), сначала было не очень понятно. Пришлось покопаться.

Информагентство "Верхняя Волга" было создано ещё в 2000 году – что символично, в самом начале путинской эпохи. В структуре исполнительных органов власти Ярославской области это ГАУ никак не обозначено. Но если просто загуглить, то оказывается, что оно всё же существует.

Выше я упомянул массивный губернаторский баннер на сайте yarreg.ru. Грех не кликнуть. Заходим в гости к губернатору, в раздел "Материалы СМИ". В левой колонке тут есть ссылки на идеологически выдержанные масс-медиа региона. Тут не только филиалы федеральных СМИ и уже знакомый "Ярославский Регион", но и телеканал "Первый Ярославский".

А вот его свидетельство о регистрации. И снова "Верхняя Волга".

Наверное, на сайте правительства есть информация о том, что ему подконтрольны телеканал "Первый Ярославский" и портал "Ярославский Регион"? Увы, нет – это нигде и никак не прописано. Они просто значатся в списке региональных СМИ.

Нет, разумеется, правительство Ярославской области признаёт, что учреждает некоторые СМИ. На сайте органов исполнительной власти таких СМИ указано ровно два: "Здоровье" и "Ветераны и молодёжь". Причём они из средств правительства не финансируются. Но ещё здесь можно узнать, что газетами "Ветераны и молодёжь" и "Северный край Ярославский регион" управляет один и тот же главред – Лихаднёва Наталья Алексеевна. И сайт у них внезапно один и тот же – разумеется, yarreg.ru.

Что в итоге видит житель Ярославской области? Он видит, что правительство области называет себя учредителем газет о ветеранах и здоровье, а к телеканалу "Первый Ярославский" и сайту "Ярославский Регион", вроде как, отношения не имеет. Потому что эти СМИ создало некое информационное агентство. А что это за агентство – уже не очень понятно.

Но существует ещё и сайт вволга.рф, где "Верхняя Волга" развлекает себя госзакупками. С его помощью мы узнаём, что у ГАУ есть директор Кукин Александр Валерьевич (о нём чуть позже) и сразу четыре отдела.

Чем же, интересно, занимается отдел по работе со СМИ? А вот чем: "Выполнение государственного задания в части освещения деятельности органов исполнительной власти Ярославской области в средствах массовой информации". Если перевести это на русский язык, то отдел следит за тем, чтобы СМИ чаще писали, какой у них есть замечательный губернатор.

А ещё есть отдел информационных проектов, которым руководит – кто бы вы думали? – Наталья Лихаднёва. Вот её обязанности: "Занимается подготовкой материалов для сайта "Ярославский Регион", выпуском областной еженедельной газеты "Ярославский Регион", областной молодежной газеты "Юность", областной общественно-социальной газеты "Ветераны и молодежь"".

Но этого же мало! У "Верхней Волги" есть ещё два отдела: газета "Документ-Регион", которая печатает региональные правовые акты, и отдел информационной политики и коммуникаций. Как вы думаете, чем последний отдел отличается от двух других с похожими названиями?

Вот его основная функция: "Создание официальных сообщений представителей органов государственной власти Ярославской области и информационного контента для портала yarregion.ru". Таким образом, одно и то же "информационное агентство" создаёт контент для сайта правительства Ярославской области и для нескольких СМИ.

О суммах, в которые обходится содержание карманных СМИ бюджету Ярославской области, можно узнать благодаря этому же закупочному сайту. Так, например, за февраль 2014 года Ярославская область потратила на госзакупки для ручных изданий почти 12 млн рублей, а в декабре – сразу 22,5 млн.

Здесь можно посмотреть, какие ещё "Верхняя Волга" любит тендеры. Например, в конце марта информагентство объявило два тендера (первый, второй) на вещание регионального телеканала на 3,5 млн рублей. На оба контракта претендует единственный поставщик услуг. А ещё власти хотят рассказать гражданам о реформе органов местного самоуправления за их же 2,6 млн рублей. Ну и просто, без изысков: "создание информационных материалов".

Про директора "Верхней Волги" Кукина местные СМИ много писали в 2012 году, сразу после его назначения. Летом 2012 года ходили слухи о том, что ГАУ даже могут ликвидировать, но потом пришёл Кукин и развил бурную деятельность.

Фотография со страницы Александра Кукина в Facebook

Главред областной газеты "Золотое кольцо" Алексей Невиницын рассказывает, что в 2000 году Кукин был пресс-секретарем регионального отделения "Единой России", а затем стал директором телеканала НТМ (нынешний "Первый Ярославский") и одновременно руководителем рекламного агентства "Видео Интернешнл Ярославль". Придя в "Верхнюю Волгу", он стал продвигать идею создания ярославского аналога газеты Metro и даже заработал себе соответствующее прозвище.

Довольно скоро его деятельность обернулась медийным скандалом: на форуме "Ярпортал" был опубликован документ под названием "План работы в медиапространстве Ярославской области на 2013 год". В нём речь шла, в частности, о планах Кукина наладить выпуск еженедельной "Народной газеты" тиражом 100 000 экземпляров, которая должна была очень помочь властям перед выборами.

Директор "Верхней Волги" утверждал, что это просто "рабочая бумажка" и что идея о выпуске такой газеты якобы не понравилась властям, но вскоре выяснилось, что он лукавил. В феврале 2013 года в Ярославле вышла новая газета "Город". Она была бесплатной, издавалась 70-тысячным тиражом и распространялась в супермаркетах. Вот сюжет "Городского телеканала" Ярославля, где обсуждается финансирование этой самой газеты и деятельность "Верхней Волги", которая собиралась выделить 2,5 млн рублей на освещение работы губернатора.

Местные СМИ писали о том, как "Город" выиграл сам у себя конкурс на освещение деятельности правительства Ярославской области. Примерно в это же время перестали выходить две крупные областные газеты – "Золотое кольцо", которое критиковало Кукина, и "Северный край". Последний просто был поглощён "Ярославским Регионом".

Вот типичные обложки "Города": мочим Урлашова, пугаем москвичами. А тут можно насладиться целым номером.

Если другие СМИ пытаются обвинить "Верхнюю Волгу" в нарушении антимонопольного законодательства, то местные суды всё решают так, как нужно исполнительной власти.

Согласно федеральному закону об автономных учреждениях, субъект РФ действительно имеет право создавать такие ГАУ "для оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере средств массовой информации". То есть, в российском законодательстве прямо прописано, что любой орган исполнительной власти может сделать себе "правильную" газетёнку и заспамить ею головы граждан.

Самое смешное, что даже ручные СМИ не особо помогают властям. Вот рейтинг губернаторов за 2013 год, составленный "Медиалогией". Сергей Ястребов занял в нём 62-е место, потеряв 13 позиций по сравнению с предыдущим годом. А это рейтинг Фонда развития гражданского общества за 2014 год. Здесь Ястребов уже на почётном 81-м, предпоследнем месте (хуже оказались дела только в Тверской области).

Ярославская область потратила на деятельность "Верхней Волги" в 2013 и 2014 годах 117,5 и 102,5 миллионов рублей соответственно, итого – 220 млн за два года. Для Ярославля это внушительная сумма. На эти деньги можно было бы купить много новеньких трамваев, отремонтировать дороги, построить во дворах спортивные площадки. Да много чего можно было сделать. Но деньги идут всяким бездельникам и лгунам.

Ярославцы, вашим городом и вашей областью управляют люди, которые не просто учреждают бесполезные СМИ и тратят на них более 100 млн рублей в год, но и топорно пытаются это скрыть.

В этой статье можно заменить названия газет и чиновников, и ничего не поменяется. Такая ситуация по всей стране. Такая ситуация на федеральном уровне. Вместо того, чтобы выявлять проблемы, обращать на них внимание, формировать правильный общественный запрос, СМИ внушают вам, что все хорошо, а будет ещё лучше.

Посты по теме:

Хороший Ярославль

Плохой Ярославль

Ярославль шинный

Обама, что ты делаешь? Прекрати!

---------------------------------------------

Советую подписаться на мои странички в:

Фэйсбук

ВКонтактик

Основной Твиттер

Спам Твиттер

Одноклассники
___________________________

Блог обновляется очень часто, поэтому пропустить что-нибудь интересное не так уж и сложно. Специально для таких случаев у меня есть email-рассылка. Это красиво оформленная подборка самых важных постов за прошедшую неделю для тех, кто заходит сюда нечасто. Одно письмо каждые семь дней - обещаю, что никакого спама вы от меня не получите. Если надоест, вы от нее легко отпишетесь. А если вдруг закроют ЖЖ и запретят соцсети, у нас с вами будет рассылка, это как тайный клуб:

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях