Хороший Ростов
Когда я опубликовал первую и вторую части репортажа о Плохом Ростове, многие ростовчане стали писать в комменты, что я к их городу слишком ласков и что надо больше жести.
Но на самом деле жести особой нет. Есть большое пространство для работы. Ростову-на-Дону удивительно повезло с исторической застройкой: она уцелела в годы войны, её не снесла советская власть, дома не рухнули, пока стояли заброшенными (хотя и сейчас таких много). Но те, кто сейчас управляет городом и владеет этими домами, относится к ним исключительно как к инструменту зарабатывания денег. Никакой другой ценности эти люди в исторической застройке не видят. Отсюда и безалаберное отношение.
Если создать в Ростове команду профессионалов, которая занялась бы реставрацией старых районов (а главное, если бы на то была политическая воля), лет через 10 городу не было бы цены. Но не уверен, что кто-то воспользуется такой возможностью, тем более когда на носу очередной мегапроект в виде чемпионата мира.
В Ростове создают пешеходные улицы, в Ростове пытаются реставрировать купеческие дома, но всё делается в спешке, некачественно и без оглядки на историю. Хотя такими вещами лучше заниматься спокойно и не торопясь, с умом вкладывая каждый свободный рубль.
01. Начнём с крокодила. В Ростове есть огромный зелёный крокодил. Он великолепен! Странно, что этого шикарного крокодила до сих пор нет на гербе города и на сувенирах. Я хочу футболку с этим крокодилом! Я хочу магнитик на холодильник! Это же шикарный символ города. Ростовские дизайнеры, не тупите, двигайте крокодила в массы, это же готовый мем!
02. Это кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы 1860 года. Архитектор – Константин Тон, тот самый, что спроектировал первый храм Христа Спасителя в Москве и построил Большой Кремлёвский дворец. С точки зрения архитектуры Тон всегда тяготел к сараеобразным сооружениям, которые, как бы он их ни украшал, всегда оставались сараями.
03. Но как доминанта этот собор смотрится неплохо и виден из многих точек.
04. А это знаменитые Парамоновские склады. Уникальное сооружение XIX века с системой охлаждения родниковой водой, которую придумали инженеры Якунин и Шульман (система, естественно, не сохранилась). Склады получили название в честь ростовского купца Елпидифора Парамонова, крупного зернопромышленника. Когда-то в них на самом деле хранили зерно, потом их надолго забросили, а перед распадом СССР тут складировали стройматериалы.
05. Как вы думаете, каков статус этого объекта? Правильно, это памятник архитектуры федерального значения.
06. Сейчас это сплошные руины. Что с ними будут делать, непонятно. Пару лет назад ростовские власти заикнулись о том, что Парамоновские склады надо снести и отстроить заново. Естественно, жителям города эта идея не понравилась. Однако бассейн-купальню всё же успели уничтожить.
07. Парамоновские склады некий собственник "Альянс-М" получил в аренду на 45 (по другим данным – на 49) лет. Что он собирается делать с памятником архитектуры, непонятно. Реконструкция должна была начаться ещё три года назад, но пока ничего не произошло, только дамбу разрушили.
08. Сейчас склады привлекают к себе множество любителей заброшенных мест со всей России. Территория никак не облагорожена.
09. Те самые родники, что когда-то охлаждали склады.
10.
11. Завсегдатаи складов
12. А ещё в Ростове недавно сделали несколько пешеходных улиц. Это Соборный переулок, он полностью пешеходный. В принципе, неплохо сделали. Можно отметить только некрасивые фонари и неграмотное пересечение с перпендикулярными улицами: почти везде небезопасные переходы. Ну и кондиционеры с исторических фасадов могли бы убрать.
13. Это соседний переулок Семашко. Здесь оставили одну полосу движения для машин, что, в принципе, не страшно. Но в таком формате можно было делать общую улицу.
То есть не делать отдельно проезжую часть, а лишь выделить её на тротуаре, как в Москве сделана Пушечная улица.
14. Сейчас проезжая часть занимает слишком много места, при том что трафик тут минимальный. Ну и фасады в ужасном состоянии.
15.
16. Во многих местах центра надо ограничивать парковку.
17. Решили поставить лавочку... Всё бы хорошо, но сразу хочется задать вопрос: вы готовы сидеть на этой прекрасной лавочке прямо у дороги? Я – нет.
18. Очень хорошая идея, как просто можно оживить пространство. Обычные дешевые пластиковые кресла, как на стадионе, превращают лестницу в трибуну ) Крутая идея! Заодно намёк на ЧМ-2018, который городу скоро принимать.
19. А это ещё одна гордость Ростова, набережная реки Дон. Обновлённый участок набережной хотели открыть ещё в 2012-м, к 75-летию Ростовской области, но по сути реконструкция продолжается до сих пор. Два года назад власти решили продлить "обжитую" часть набережной на 3 километра. Теперь "реконструкция" привязана уже к чемпионату мира и финансируется госкорпорацией.
20. Мне не понравилось! И сейчас объясню, почему. Сделано всё, с одной стороны, неплохо, но совершенно немасштабно! Такое впечатление, что человек проектировал благоустройство не для городской набережной, а для своего участка в 6 соток. Плиточка, кустики, деревца – всё такое тесное, маленькое, очень концентрированное. Набережная явно не рассчитана на то, что здесь будет находиться больше двух человек одновременно.
21. Перебор с малыми формами. Повсюду разные лавочки, какие-то памятники, столбики, фонарики.
22. Нет простора! Нет воздуха. Чувствуешь себя великаном на такой набережной.
23. Это было бы очень круто на приусадебном участке, но не на городской набережной.
24. Хорошо, что сохранили старые элементы. Но зачем-то обнесли их тактильной плиткой. При том что слепой всё равно не дойдёт до набережной по ростовским улицам. В итоге просто лишний визуальный шум.
25. Также на набережной большая проблема с архитектурой.
26. Какие-то убогие кафе и рестораны. Странно, почему их не снесли?
27. Ну что это такое? Как не стыдно?
28. Я очень люблю "Билайн", но надо быть скромнее.
29. Велосервис – это очень хорошо. В России такое нечасто встретишь. Но городская администрация могла бы поставить его на свои деньги, а не захламлять и без того перегруженную набережную дополнительными рекламными конструкциями.
30. Неправильно спроектированная велодорожка. Опять же, обратите внимание, как всё тесно.
31. Велодорожка слишком узкая, её надо обособлять, а не рисовать на тротуаре. В общем, всё неправильно )
32. Тротуар решили украсить навигацией. Попробуй теперь разгадай этот ребус. Видимо, местный дизайнер подумал, что это декоративные элементы, и просто решил раскидать их бездумно )))
33. Маленькая остановочка, зажатая между парковками.
34. А теперь – старая часть набережной! Фух! Такое впечатление, что открыл форточку в душной комнате! Сразу нормальный масштаб. Чувствуете разницу?
35. Вот это очень хорошая набережная – чистая, просторная, здесь приятно находиться, хотя делали её давно.
36. Мораль — не подпускать неопытных дизайнеров к важному делу ;)
37. Пару слов про архитектуру. В Ростове есть неплохие исторические здания. Одно из самых красивых захватили РЖД и сделали там свой офис ))) Ладно, на самом деле, это здание в стиле модерн 1913 года изначально было построено для управления Владикавказской (а потом Северо-Кавказской) железной дороги. Так что РЖД тут сидят, можно сказать, с начала времён.
38. Есть на что посмотреть, правда, почти всё в плохом состоянии.
39. Красиво.
40. В центре города есть целые кварталы исторических домов. По площади сохранившейся исторической застройки Ростов, пожалуй, один из лидеров среди российских городов-миллионников. Но относятся к старым домам тут очень неаккуратно, причём как собственники, так и власти. Каждый новый мэр заводит разговор о том, что хорошо бы снести весь ветхий центр и застроить его торговыми и бизнес-центрами и жилыми домами. К ЧМ вроде как обещали отреставрировать старые здания по максимуму, но делают всё полукустарно и, как мы любим, в стиле "евроремонт". Особенно полюбили тут уничтожать кирпичные фасады, покрывая их новой штукатуркой.
41. Это всё можно отремонтировать, восстановить, некоторые дома воссоздать, и будет шикарный район!
42. Много проблем, но есть основа для работы.
43.
44. Чудесные дворы. Местами Ростов очень напоминает Одессу ). После реконструкции здесь мог бы быть неплохой мини-отель ;)
45. Ростовские коты
46. Хорошей старины в Ростове много. Не всё уничтожено, и это главное. В этом плане городу повезло.
47. Хотя многое доживает последние дни.
48.
49.
50. Есть в Ростове и интересная советская архитектура. Это здание гостиницы "Якорь", завсегдатай советских открыток из Ростова-на-Дону. Построено в 1977 году на набережной Дона. К сожалению, в последние годы на него часто лепят неуклюжие и уродливые рекламные конструкции.
51.
52. А это здание Ростовского драмтеатра, построено в 1935 году по проекту архитекторов Щуко и Гельфрейха.
53. Считается памятником конструктивизма. Жаль, новое остекление явно его не красит.
54. Ростовская трамвайная система — одна из самых старых в России. В 1887 году тут построили конную железную дорогу, а через 5 лет, после электрификации, по ней пустили трамваи. Ростов-на-Дону только 22-й город в России, в котором появилось трамвайное движение, зато он стал первым, где трамвайное движение получило статус междугороднего. Одна из трамвайных линий соединяла Ростов с соседней Нахичеванью-на-Дону (правда, потом Нахичевань вошла в состав Ростова, и линия перестала быть междугородней).
Кстати, конку строило Бельгийское акционерное общество, поэтому железнодорожные пути оно прокладывало на европейский манер — с шириной колеи 1435 мм. Это уникальный для России случай. Во всей остальной стране трамвайные пути строят с шириной 1520 мм.
К 1987 году в городе действовало 17 трамвайных маршрутов, которые обслуживали около 300 вагонов. Помимо отечественных вагонов среди них были чешские "Татры" — Ростов-на-Дону стал первым городом, в котором их начали тестировать.
В 90-е во время кризиса денег на трамвай стало не хватать, и большую часть трамвайных маршрутов закрыли. Пути были разобраны, а ставшие ненужными трамвайные вагоны зачем-то уничтожили. Сейчас тут действует всего 5 маршрутов, и их обслуживает около 50 трамвайных вагонов.
Последние лет 10 в Ростове-на-Дону периодически ведутся разговоры о том, чтобы начать строить либо метро, либо монорельс, либо метротрам. Местные любители трамваев жалуются, что такие бесплодные рассуждения о строительстве новой транспортной системы мешают реальному развитию трамвайной сети.
55. С электротранспортом в Ростове вообще не всё в порядке, несмотря на попытку мэрии сделать хорошую мину при плохой игре.
В декабре 2016-го все трамваи загнали в депо, потому что город не мог заплатить за электроэнергию. В феврале дошло даже до того, что судебные приставы арестовали трамваи в счёт долга МУП "Ростовская транспортная компания" перед "ТНС энерго Ростов-на-Дону". А в прошлом году бастовали водители трамваев, когда им несколько месяцев не платили зарплату. В итоге Владимир Шкуденков, при котором предприятие нарастило долг в 27,7 миллиона рублей, ушёл в отставку, и в марте его сменила Елена Дедова.
Интересно, что, несмотря на долги перед сотрудниками и энергетиками, летом 2016 года администрация купила 16 новых низкопольных трамваев. Но состояние рельсов таково, что сейчас почти каждые две недели появляются новости о том, что трамвай с них сошёл. Такая недальновидность властей, мягко говоря, удивляет. Можно было сначала реконструировать трамвайные линии, а уже потом закупать современные вагоны, иначе они так и будут ломаться каждую неделю.
56. Про платные парковки я уже писал во второй части репортажа о Плохом Ростове. Парковка стоит 35 рублей в час, 280 рублей в день или 5600 рублей за 20 рабочих дней. Для резидентов парковка бесплатная, для остальных есть куча способов оплаты, включая абонементы. Напомню, что платную парковку ввели в сентябре 2016-го, и ростовчане её сразу невзлюбили.
57. Почти 40% ростовских водителей, которые паркуются в зоне платной парковки, за неё не платят. А остальные даже не скрывают номера, потому что система штрафов до сих пор не налажена.
58. С троллейбусами в Ростове всё ещё веселее, чем с трамваями: сити-менеджер Кушнарёв сказал, что троллейбусный парк обновляться не будет, а гостей чемпионата мира будут возить новые низкопольные автобусы.
59. В 2017-2018 годах Ростов собирается закупить 200 новых автобусов, 25% которых будут на газовом топливе, и 14 новых трамваев. Хотя сначала мэрия обещала горожанам приобрести к ЧМ-2018 ещё и 30 новых троллейбусов. Но аргументы у мэрии тут стандартные: "автобусы более эффективны", "троллейбусный парк устарел" и так далее. Судя по всему, троллейбусную сеть, которая и так с 90-х годов сократилась почти в 3 раза, будут и дальше ликвидировать.
60.
61. Столбы в Ростове пытаются защищать от незаконной рекламы с помощью сетки.
62. К чемпионату мира на левом берегу Дона строят огромный стадион "Ростов Арена" на 45 000 зрителей. Сейчас таких больших стадионов в городе нет, самая вместительная арена – СКА СКВО, рассчитанная на 25 000 человек.
63. После ЧМ сюда должен переехать самый популярный футбольный клуб города, "Ростов" (бывший "Ростсельмаш"). Сейчас он играет на скромном 15-тысячнике "Олимп-2".
Если ещё не смотрели мои видео из Ростова-на-Дону, не забудьте посмотреть. И подписывайтесь на мой канал!
Плохой Ростов, часть 1
Плохой Ростов, часть 2
Россия:
Адлер: Очень плохой / Хороший
Алушта: Антиутопическая
Архангельск: Ужасный / Необъяснимо плохой / Необъяснимо хороший
Брянск: Плохой / Хороший
Владивосток: Плохой / Хороший
Владимир: Плохой / Хороший
Геленджик: Плохой / Хороший
Грозный: Плохой / Хороший
Екатеринбург: Плохой / Хороший
Железноводск: Захваченный
Ижевск: Плохой / Хороший
Иркутск: Другой
Йошкар-Ола: Плохая / Хорошая
Казань: Плохая / Хорошая
Кёнигсберг: Плохой / Хороший
Корсаков: Богатый
Кострома: Плохая / Хорошая
Красноярск: Позорный / Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Магас: Плохой / Хороший
Махачкала: Плохая / Хорошая
Михайловск: Современный
Нижний Новгород: Плохой / Хороший
Нижний Тагил: Плохой
Новороссийск:: Плохой / Хороший
Новосибирск: Безликий
Омск: Жуткий, часть 1 / Жуткий, часть 2 / Жуткий, часть 3 / Жуткий, часть 4 / Жуткий, часть 5 / Хороший
Оренбург: Плохой / Хороший
Пенза: Плохая / Хорошая
Петрозаводск:Плохой / Хороший
Псков: Плохой / Хороший / Очень хороший
Самара: Плохая / Странная / Хорошая
Саранск: Плохой / Хороший / Непонятный
Севастополь: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Сочи: Плохой / Хороший
Сургут: Плохой / Хороший
Сыктывкар: Очень Плохой / Плохой / Хороший
Тагил: Плохой / Хороший
Тверь: Плохая / Хорошая
Тула: Плохая / Хорошая / Плохая и хорошая
Тырныауз: Умирающий
Уфа: Плохая / Снова плохая / Хорошая / Саммитная / Серая
Хабаровск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Ханты-Мансийск: Плохой / Хороший
Челябинск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Плохой, часть 3 / Хороший
Черкесск: Плохой / Хороший
Южно-Сахалинск: Плохой / Хороший
Ярославль: Очень плохой / Плохой / Хороший / Шинный
Мир:
Баку: Плохой / Хороший
Белград: Плохой / Хороший
Бухарест: Плохой / Хороший
Варшава: Плохая / Хорошая
Вильнюс: Плохой / Хороший
Детройт: Плохой / Хороший
Киев: Плохой / Хороший
Кишинев: Плохой / Хороший
Львов: Плохой / Хороший
Минск: Плохой / Хороший
Рим: Плохой / Хороший
Тирана: Плохая / Хорошая