December 19, 2017

Плохой Воронеж: гуляй и страдай

Почему в России большинство городов не приспособлено для нормальной жизни? Просто люди, которые принимают решения, не пользуются городом наравне с обычными жителями. Российский мэр или губернатор видит город из окна комфортного автомобиля. Они не знают, что такое общественный транспорт, что такое прогулка по городу с коляской, или что делать, если ты вдруг захотел в туалет в городском парке. Им не знакомы проблемы простых людей, они не могут предлагать эффективные решения. И Воронеж тут не исключение.

Достаточно просто пройтись по городу, чтобы понять: если у тебя по какой-то причине нет дорогого автомобиля с водителем, нет кожаного кресла с массажем и акустической системы с режимом "Консерватория", то придётся страдать. Прогулка по Воронежу, особенно в плохую погоду, – это боль и унижение.

01. Ну, начнём с туалетной темы. Гулял по парку "Динамо", лучшему парку Воронежа. Местные им очень гордятся, вбухали кучу денег, сделали неплохое благоустройство. В общем, захотелось мне в туалет. Бывает... И пошел я туалет искать! Около Зелёного театра все туалеты были закрыты.

02. Огромный туалет прямо рядом со входом в парк тоже был на замке! Судьба явно звала меня в кусты, но воспитание не позволяло нарушать общественный порядок в лучшем парке Воронежа.

03. Внезапно на парковке – словно оазис в пустыне! Но радость была преждевременной... Попытка подойти ближе чем на 5 метров к этим кабинкам была ошибкой. Последний раз я испытывал подобное, когда полиция Гамбурга для разгона демонстрантов начала применять слезоточивый газ. Глаза обожгло, стало тяжело дышать. Я решил потерпеть и поехал в другое место.

04. Приехал на набережную Воронежского водохранилища, на Адмиралтейскую площадь, где стоит памятник в честь 300-летия Российского флота. Помимо памятника тут стоял целый туалетный замок! Но замок был на замке. Я не знаю, о чём думали авторы этого проекта – видимо, испытывающие нужду граждане должны замок штурмовать. В общем, все мои попытки найти в Воронеже туалет окончились провалом. Пришлось нарушать общественный порядок.

Идём дальше!

05. С мусорными баками в городе проблемы. Почти все площадки открытые, плохо убираются.

06. Контейнеры без крышек и быстро переполняются, площадки никак не закрываются.

07. Иногда можно встретить подземные мусорные контейнеры.

08. Но они все в ужасном состоянии. Хорошая идея и плохая реализация.

На всякий случай напоминаю, как должна выглядеть хорошая мусорная площадка:

Или даже так:

09. Есть в Воронеже мост, куда любят приходить молодожёны.

10. Какие-то дебилы придумали себе традицию – бить бутылки об угол моста. Отлично просто: мало того, что они всё изгадили своими ржавыми замочками, так теперь они ещё и засрали мост битым стеклом.

11. Просто подходят и бьют бутылки. На счастье! Ну не идиоты? Стекло повсюду – на дороге, на тротуаре. Впервые встречаюсь с таким мудачьём. Воронежцы, вы чего до сих пор не пресекли этот обряд?

12. Пойдём в старый райончик.

13. Мило

14. Почему-то никто не занимается территорией между домами. Повсюду заросли.

15. Чья-то могилка

16. Бесконечные свалки мусора

17. А это у нас кто? О! Это воронежские автолюбители. То ещё мудачьё: они считают, что если купили машину, то можно загадить весь двор

18. Вот. Смотрите, какой-то гондон захватил газон, повесил цепь и гадит всему двору, растаскивая грязь. Как такое возможно вообще? Почему ему до сих пор не сожгли машину?

19. И такая ситуация повсюду. Захватывают землю, уничтожают газоны.

20. "Не ставь в проходе". Охренели совсем. Полдвора оттяпали.

21. Постепенно газоны и благоустройство асфальтируют, превращая всё свободное пространство в парковки.

22. В более новых районах благоустройства практически нет.

23.

24. Город победивших автомобилистов. Вы этого хотели?

25. И тут живут люди, ходят по этим свалкам автохлама и грязи.

26. Воронежский пейзаж

27. Заяц своим телом закрывает глубокую яму.

28. Комфортная городская среда

29. Оригинальное благоустройство

30. Остатки трамвайных путей на мосту... Сейчас расскажу очень грустную историю про воронежский трамвай.

История трамвайной системы Воронежа, как и любого крупного российского города, начинается с конки – она появилась ещё в 1891 году. С 1912 года Городская дума Воронежа начала обсуждать внедрение электрического трамвая, но этим планам помешала сначала Первая мировая война, а затем и Гражданская.

С этим периодом связан забавный эпизод. Одна из линий должна была пройти через усадьбу горожанки, но её владелица не дала согласие на прокладку путей. Тогда гласный городской думы Романихин согласился пропустить трамвай через свою усадьбу в обмен на 100 тысяч рублей. Интересно, кто-то из нынешних депутатов готов (пусть и за вознаграждение) пустить трамвайные пути по территории своего коттеджа?

Полноценную работу воронежский трамвай начал в 1926 году. Воронежские патриоты верят, что именно его открытие описали Ильф и Петров в "Двенадцати стульях", но прототипом Старгорода был скорее какой-то украинский город, так что это версия только для своих.

К началу Великой Отечественной войны в Воронеже действовало уже 11 трамвайных маршрутов, в год трамваи (по крайней мере, так утверждала советская печать) перевозили под 100 миллионов человек. За годы войны почти вся трамвайная сеть была уничтожена вместе с вагонами. Сохранилось только депо. К довоенным показателям трамвайные перевозки вернулись только в 1953 году, причём восстанавливали пути всем городом.

Зато последние 30 лет советской власти были золотым веком воронежского трамвая. Открывались всё новые линии, в Чехии закупались современные вагоны Tatra, было построено трамвайное депо №3, у Воронежа появился свой ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. В 1986 году в городе открыли Северный мост, верхний ярус которого был предназначен для движения трамваев. В будущем по нему собирались пустить скоростной трамвай, но этого не случилось. Однако левобережная и правобережная части города теперь соединялись 9-ю трамвайными линиями сразу по трём мостам.

К началу 90-х трамвайная сеть Воронежа была 5-й по протяжённости в России, но затем наступили тёмные времена. Несмотря на отсутствие нормального финансирования, город пытался поддерживать свою транспортную систему на плаву, до 1996 года даже обновлялся подвижной состав.

В общем, до начала нулевых воронежский трамвай ещё держался, но затем в город пришла власть, которая его угробила.

Сначала мэр Александр Ковалёв пожелал убрать трамваи с Московского проспекта, одной из главных транспортных артерий города, чтобы "расширить проезжую часть для автомобилей". Градоначальник привёл несколько доводов против трамвая, которые оказались эталоном для всех российских чиновников, решивших уничтожить электротранспорт:

– "Трамвай нигде в мире уже не используется, у него нет перспектив развития";
– "Этот вид электротранспорта оказался слишком затратным и малоэффективным".

Более того, по мнению Ковалёва, "трамваи – экологически очень грязный вид транспорта" (ЧТО?!).

Самые популярные трамвайные маршруты были убиты по решению городской администрации. Воронеж оккупировали маршрутки.

В 2002-2003 годах были закрыты два трамвайных депо и демонтированы ещё две линии. Депутаты Гордумы уволили мэра, но процесс было уже не остановить. По данным "Коммерсанта", территория депо потом досталась сыну экс-мэра Артуру Ковалёву, который выкупил её под застройку.

Кстати, с 2002 года мэр Александр Ковалёв, который начал геноцид электротранспорта, носит звание "Почётный гражданин города Воронежа".

В 2004 году, при мэре Борисе Скрынникове, было закрыто ещё 3 маршрута. В 2006-м власти начали распродажу предприятия "Воронежэлектротранс", довершив развал трамвайной и троллейбусной систем. Скрынников обещал, что к 2010 году по Воронежу будут ездить 200 трамваев и 300 троллейбусов. Вместо этого в 2006-м закрылся ремонтный завод, а в 2007-м мэрия продала последнее трамвайное депо. У города не осталось ни одного электротранспортного парка.

Ещё в 2005 году урбанист Антон Буслов создал общественный комитет "Воронежцы за трамвай", который вёл активную деятельность против уничтожения городского электротранспорта. Однако чиновники с удивительным упорством игнорировали его рекомендации.

В 2008-м левобережная часть Воронежа осталась без трамвайного движения, а 15 апреля 2009 года воронежский трамвай умер окончательно. Мэром города к тому времени был уже Сергей Колиух.

Можно сколько угодно пенять на лихие 90-е, но трамвайную систему Воронежа развалили три эффективных мэра. Все они работали уже при путинской власти.

В последующие годы развал продолжился. Трамвайные пути по всему городу демонтировали, а в 2013-м разрушили все объекты трамвайного депо 1914 года, чтобы построить ЖК "Квартет" и разместить подразделение ОМОНа. Завод ВРТТЗ тоже целиком снесли, на его месте возведён ЖК "Цветной бульвар".

С трамвайным парком №3 поступили особо цинично, потому что на его месте строится жилой комплекс под названием "Трамвай желаний".

Троллейбусам повезло чуть больше. В городе осталось 5 маршрутов, на самом популярном из них (№17) в будни работает до 17 машин. Но по сравнению с началом 2000-х это тоже катастрофа и упадок (тогда в Воронеже действовало 18 маршрутов). Развал троллейбусной сети вёлся по "трамвайной" схеме, с тем отличием, что некоторые важные объекты инфраструктуры город всё же сохранил за собой и даже что-то отсудил у бизнесменов.

Из двух троллейбусных депо уцелело одно. На месте второго был построен детский сад и ЖК "Острова".

Вот так буквально за 10 лет Воронеж лишился всех трамваев и 3/4 троллейбусов.

"Муниципальный троллейбус был, есть и будет!" – гордо заявляет сайт "Воронежпассажиртранса". Надеюсь, это правда, но пока меня мучают сомнения.

С автобусами в Воронеже тоже связана интересная история. С 2003 по 2016 годы там действовал эксперимент под названием "Народный маршрут". По городу курсировали 100 жёлтых автобусов, проезд в которых был бесплатным. Предполагалось, что ими будут пользоваться льготники, но на деле на них ездили все подряд.

К 2016 году число народных автобусов сократилось до 48. Власти закрыли все народные маршруты ради сокращения бюджетных расходов. В 2016 году на эти бесплатные перевозки было потрачено 91,3 млн рублей.

Сейчас общественный транспорт Воронежа представлен, например, ПАЗиками. К сожалению, мэрия Воронежа не только не готова отказаться от частников на маршрутках, но и хочет построить метро при участии японцев. Почему ни в коем случае нельзя этого допустить, я недавно подробно объяснял.

Власть над улицами Воронежа захватили гаишники и дорожники. Они договорились между собой и решили убрать с улиц пешеходов, которые только мешают добропорядочным водителям. Поэтому примерно с 2010 года в Воронеже активно строятся надземные пешеходные переходы.

Строит их в основном "Чернозёмуправавтодор", контора федерального агентства Росавтодор. Дошло до того, что главный инженер "Чернозёмуправавтодора" даже презентует эти объекты в прессе. Каждый новый надземный переход выдаётся за достижение городского хозяйства, хотя вреда от этих переходов столько же, сколько от подземных.

Стоили эти переходы по 60 миллионов рублей каждый (это ещё в период крепкого рубля 2011-2012 гг.). При этом у одного из них почти сразу начала протекать крыша, у другого не работали подъёмники, которыми строители очень гордились, и так далее.

Местные СМИ жалуются на несознательность воронежцев. которые продолжают переходить дорогу как им удобно даже в тех местах, где переход построили ещё 5 лет назад. Но говорит это вовсе не о глупости пешеходов, а о неэффективности надземных переходов.

Люди предпочитают рисковать жизнью вместо того, чтобы пользоваться неудобными переходами.

Воронеж в этом смысле не уникален, всё это происходит в любом крупном российском городе. Гаишники с дорожниками убеждают мэра в том, что надо строить как можно больше очень дорогих и совершенно бесполезных объектов. При этом строители даже неспособны работы выполнить качественно, не говоря уже о негативном влиянии этих переходов на городскую среду.

34. Это снова набережная у Адмиралтейской площади. К ней пришвартован корабль-музей "Гото Предестинация".

35. Это якобы точная копия одноимённого линейного корабля петровских времён, который был спущен на воду в Воронеже в 1700 году. В строительстве того судна принимал личное участие Пётр I.

36. ПЛАСТИКОВЫЕ ОКНА! А-ха-ха-ха! Ну пиздец... Пётр I бы заценил. Нет, не могу на это смотреть, пойдёмте дальше гулять.

37. Даже в отремонтированных дворах не могут ровно положить асфальт, чтобы не было луж. Ливнестоки тоже отсутствуют. А потом все удивляются, как это так быстро разрушается асфальтовое покрытие и откуда берутся ямы.

38. В центре города предприняли попытку положить плитку... Чем это закончилось, вы сами видите. Мне вот интересно: если прохожий споткнётся и сломает здесь ногу, мэрия заплатит ему компенсацию?

39. Лужи тоже на месте. Пройти с сухими ногами не получится.

40. Ливневая канализация отсутствует. Воде деваться некуда, поэтому на некоторых участках всегда озёра.

41. Некоторые дворы в принципе давно не видели асфальта.

42. В непогоду пешеход должен страдать. Чтобы перейти улицу, нужны резиновые сапоги.

43. Я понимаю, конечно, что Воронеж – колыбель российского флота и всё такое... Но теперь город стремится к званию Чернозёмной Венеции, как бы странно это ни звучало.

44. Либо ты достаточно закалён, либо ты идёшь по бордюру.

45. Воронеж может похвастаться самым уродливым памятником Высоцкому. Да, этот непропорциональный гном, по мнению скульптора Максима Дикунова, – и есть Высоцкий.

46. Нельзя просто взять и не испортить балкон.

Плохой Воронеж: самые жуткие районы города

Хороший Воронеж

10 гвоздей в гроб воронежского метро