10 гвоздей в гроб воронежского метро



После моего визита в Воронеж местные СМИ начали пугать жителей страшными заголовками:



Народ ожидаемо начал проклинать меня и греть в сердце надежду на метро. Так как большинство новостей было написано на основе обрывков фраз, часто выдернутых из контекста, хотел бы чётко обозначить свою позицию и подробно её разъяснить. Хотя несколько месяцев назад я её уже обозначал. Если вам лень читать столько текста, то скажу коротко: метро в Воронеже в ближайшее время не будет. И вот почему:



Каждый чиновник хочет иметь таблетку, которая спасёт город от пробок. Его можно понять, ведь на это жалуются абсолютно все: люди в машинах, пассажиры автобусов, жители улиц, бизнес, депутаты и сами же чиновники. Сегодня это самая большая проблема российских городов. Это настоящая болезнь, схожая с ожирением. Только вместо систематического решения и походов в спортзал мэрии городов предпочитают ослаблять пояс: от ещё одной полосы дороги или закрытия трамвая на время становится легче, а в понедельник придумаем что-нибудь новенькое.

Обещания построить метро, которое – вжух! – и избавит город от всех проблем – гомеопатическая таблетка с эффектом розовых очков и жёсткого ежедневного похмелья. Многие до сих пор считают это не видом транспорта, а статусом – спасибо советской власти за подмену понятий. Свою роль в этом играют Москва с Петербургом: на "столичные" города все хотят быть похожими.

Давайте же разберёмся, почему строительство метрополитена лишь усугубит транспортные проблемы города и ухудшит качество жизни. Заодно подскажем Воронежу, Омску и другим мечтателям непопулярное, но эффективное решение проблемы.


1. Метро долго строить



Рыть тоннели – это не яму для сортира на участке выкопать. Для этого нужно провести огромную подготовительную работу, а после ещё очень долго ковыряться под улицами. Сроки могут быть разными, но счёт идёт на десятилетия. Можно вспомнить Москву, куда свезли строителей метро со всего бывшего СССР и ударными темпами роют тоннели: ни один объект не был сдан в срок. Одну станцию нужно строить минимум три года, если же вам обещают меньший срок, то это ненаучная фантастика.


2. Метро дорого строить

Очень-очень дорого. Тем временем денег нет. Их нет ни у Воронежа, ни у Омска, ни у федерального бюджета. Сегодня стройку метрополитена может позволить себе лишь Москва и частично Петербург, в то время как остальные города с уже сданными участками метро десятилетиями строят по 1-2 станции. Поэтому Министерство транспорта регулярно говорит, чтобы города решали свои транспортные проблемы без попыток замахнуться на недосягаемое.

Здесь можно долго обсуждать, почему нет денег. Но их нет. И не будет. Как вы знаете, с экономикой у нас сейчас не очень хорошо. Санкции, война в Сирии, мост в Крым. Денег на метро в Воронеже в нужном объёме не будет.



Кроме того, за деньги от строительства одной станции вполне можно обновить практически весь парк автобусов или привести в порядок трамвайную сеть города. Стоимость екатеринбургской второй ветки метро в 13 километров оценили в 75 миллиардов рублей – на эту сумму можно построить 800 километров новых трамвайных линий или купить 800 новых трамваев "Витязь-М", которые сегодня закупает Москва.


3. Метро дорого содержать



Метро – дорогое инженерное сооружение, но беды транспортного чиновника и бюджетного предприятия не заканчиваются после перерезанных ленточек у турникетов. Нужны колоссальные потоки людей, чтобы окупить эти вложения.

Если же вы открываете участок метро с 3 или даже 5 станциями, то пользоваться метро никто не будет: люди быстрее пройдут пешком три километра, чем будут спускаться, ждать поезда, ехать и снова подниматься. Из-за этого поезда начинают ходить реже – происходит отток даже тех людей, которые готовы были ехать под землёй. Поезда начинают перевозить воздух.



Даже в загруженных метрополитенах с большим охватом типа Петербургского себестоимость одной поездки не опускается ниже 50 рублей. Заявления разработчиков воронежской концепции о себестоимости поездки под землёй в 10 рублей достойны лишь дела о махинациях и вводе в заблуждение. Что касается тарифа в 35 рублей за поездку, который обещают ввести в несуществующем воронежском метро, то эти деньги окупили бы лишь поездку на автобусе.

В таком городе как Воронеж метро будет убыточным и будет требовать постоянных вливаний из бюджета. Денег не будет, как сегодня их нет на обычный общественный транспорт.


4. Метро убьёт остальной общественный транспорт

А теперь давайте представим, что Воронеж всё же построил метро! Для этого было решено отказаться от строительства школ, поликлиник, ремонта дорог, субсидирования проезда бабушек и школьников, выклянчены деньги у федерального центра и так далее. В общем, Воронеж стронг!

Тут выясняется, что люди покатались на аттракционе, но ездить предпочитают на своей машине или маршрутке. Ведь доехать без пробок и быстро они могут лишь на расстояние пары километров, а поезда ходят не "как в Москве" (то есть раз в минуту), а гораздо реже. Люди начинают осознавать горький самообман, начинается отток пассажиров и экономия на всём и вся.



Первым делом отключат эскалаторы и лампы, чтобы меньше платить за свет. Затем увеличат интервалы (привет Казани!) и сократят часы работы. Но метро всё равно будет опустошать карманы города. Например, в Самаре в 2007 метрополитену требовалось около 260 млн. рублей на поддержание работы, но зарабатывал он лишь 80 миллионов рублей. Дефицит покрывался из бюджета города: на метро уходило 25% денег, выделяемых на весь транспорт. При этом самарский метрополитен перевозил менее 8% всех городских пассажиров в 2013 году. Угадайте, есть ли в Самаре деньги на современные и удобные троллейбусы, трамваи, автобусы или на ремонт улиц?


золотые пассажиры самарского метрополитена


5. Метро не отменяет необходимости в наземном транспорте

Метро – магистральный вид транспорта, необходимый для того, чтобы люди могли быстро добраться из одного района города в другой. Поэтому станции метрополитена находятся далеко друг от друга, поэтому метро не делают у каждого подъезда.



Если в вашем городе есть метрополитен, который работает на 10 из 10 (как в Москве), но при этом убитый наземный транспорт, который стоит в пробках и ходит абы как (на 2 из 10), то транспортная система города в целом работает на 6 из 10. Люди просто не смогут доехать до метро или будут создавать пробки из-за поездки в соседний квартал.

Москва уже прошла этап, когда только метрополитен работал хорошо: горожане ездили в соседний магазин на метро, потому что не могли дождаться автобуса, а любой сбой приводил к коллапсу из-за отсутствия альтернатив. Поэтому последние годы повсеместно вводятся выделенные полосы и ускоряются маршруты наземного транспорта: город не может жить лишь за счёт поездов под землёй. Дополнительно скоро обещают довести до ума электрички.



В этом плане идеальный пример – Лондон. Здесь работает самая старая система метро, и она регулярно ломается. Зато здесь же хорошо работает система наземного транспорта, и электрички интегрированы в общую транспортную систему города, поэтому люди просто едут по земле в случае закрытия линии метро.


6. Скоростной автобус или трамвай дешевле, быстрее и реалистичнее

Метро – это дорого и долго, а город задыхается в пробках уже сегодня. Ему не нужно идеальное решение послезавтра, ему нужно спасение вчера. Поэтому нужно максимально использовать имеющийся ресурс.



Так как в городе в 2009 году выпилили трамвай, Воронеж лишился эффективного наземного магистрального транспорта. Обновить полотно, сделать обособленные линии, закупить новые вагоны, остановки и билетные автоматы было бы в разы дешевле и быстрее, чем построить метро. При этом трамвай обладает большой провозной способностью – из трамваев можно делать целые поезда! Самые длинные трамваи в мире (56 метров) сегодня ходят в Будапеште, за раз такой трамвай набирает 345 человек (примерно 28 маршруток). Именно поэтому в мире сегодня в основном строят трамвай, а не метро: это дешевле, быстрее и реалистичнее, хотя для этого нужно отнять полосы у машин.



Города Латинской Америки, Азии и Африки понимают, что у них нет ни денег, ни времени – они обособляют коридоры для автобусов. Если сделать остановки в километре друг от друга (как в метро) и обеспечить реальный приоритет на улицах и перекрёстках, то автобусы поедут со скоростью метро. Но запас такой системы ограничен: в какой-то момент начнут появляться пробки из автобусов, как это случилось в Боготе.


7. Вы совершаете ту же ошибку, что и другие



Ошибка большинства городов мира в том, что они пытаются поспеть за ростом автомобилизации, а не контролируют её. Ради этого в прошлом веке уничтожался трамвай: всем нужна была ещё одна полоса. К концу этого же столетия те же самые города стали кусать локти и тратить колоссальные деньги на восстановление трамвая – это дорого, но дешевле метрополитена. Поэтому и говорят, что в мире идёт трамвайный ренессанс. Даже Москва возвращает трамвай туда, где он ходил 60 лет назад.


8. Властям выгодно строить метро и ничего не делать



Сладкая пилюля метро хороша для чиновников по нескольким причинам:

– люди не разбираются в теме, но активно требуют метро – чиновник выполняет волю народа;
– никто не отбирает пространство у машин для выделенных полос или трамвая: меньше гневной реакции от небольшой группы жителей;
– обещаниями можно кормить очень долго: за это время можно выйти на пенсию, а потом свалить вину на сменщиков, присланных из Москвы;
– если деньги есть, то их можно закапывать в землю, но жители или всякие блогеры не смогут это проверить: это ведь не детскую площадку во дворе открывать. В общем, с ними можно придумать что-нибудь интересное.


9. Строительство метро – кабальная зависимость



Если город начнёт строить метро, то обратного пути не будет: поддержание туннелей и оборудования будет стоить столько же, сколько вялое строительство новых участков. Выбрать нейтральный вариант не получится: обрушение туннелей до добра не доводит. В итоге оба варианта приводят к миллионным тратам. Соскочить со скользкого тюбинга смог лишь Красноярск, где шахты и туннели метро засыпали песком и законсервировали.


10. Требуйте транспорт "как метро", а не сами многомиллиардные туннели



Люди хотят и требуют метро по весьма объективным причинам: там тепло, оно ходит без пробок с 5 утра и до 1 ночи. В России есть две крайности: маршрутки с "Гиви-гонщиками" и метро. Прекрасно понимаю, почему из этих двух вариантов пассажиры выбирают метро: это весьма логичное требование. Но, как вы поняли, не всё так просто.



Наземный транспорт может обладать теми же качествами. Для этого нужно просто встать перед зеркалом и признаться себе в том, что городу нужна транспортная революция. Либо большая часть жителей будет добираться до дома быстро и без пробок в нормальных автобусах и троллейбусах (а может, даже трамваях) в ущерб небольшому числу автомобилистов, либо абсолютно все будут стоять в пробке. Транспорт – вопрос не справедливости, а эффективности.

Для решения вопроса пробок нужны яйца: автомобилисты будут громко кричать о нарушении автомобильных прав из-за выделенных полос, ГИБДД будет заниматься цирком с предписаниями о запрете пробок, ФАС будет искать что-то неладное в ликвидации дублирования маршрутов и так далее. Истина лишь одна: невозможно сделать хорошо сразу всем. Метро лишь доведёт город до маршруток и ещё больших пробок.

Дорогие воронежцы, не дайте вас обмануть и не поддавайтесь на сказке. Требуйте реформу общественного транспорта! То, что творится у вас в городе, – полная жопа. У вас просто уничтожили транспорт! Требуйте:

– восстановления трамваев;
– выделенных полос для ОТ;
– ограничения маршруток и введения единого билета;
– современных трамваев, троллейбусов и автобусов;
– нормальных остановок и системы оплаты.

Реформа общественного транспорта – это больно, но эффективно. Строительство метро – это обман.

У вас больной при смерти, а вы на последние деньги собираетесь вставить ему новые зубы, чтобы он сверкал голливудской улыбкой...

Любишь Воронеж – распространяй пост, делись ссылкой, расскажи друзьям, что не так с всеобщей одержимостью метро.

Почему не надо спрашивать народ

Вашему городу не нужно метро!

Метро или скоростной трамвай в Омске?

Всё самое свежее я теперь публикую в Телеграм-канале. Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать мои посты, подключитесь к Телеграм-боту

И не забывайте про Твиттер с Ютубом

… и ещё Инстаграм!
👍

promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 151
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
"люди быстрее пройдут пешком три километра, чем будут спускаться, ждать поезда, ехать и снова подниматься"

А в чем проблема? Бывает и одну станцию на метро еду.
В том что, например, в центре Москвы дойти до метро (10 минут), спуститься и дождаться поезда (5 минут), доехать (от 2 минут до соседней станции), подняться (ещё 5 минут), дойти до пункта назначения (10 минут) дольше чем пройтись пешком 20–25 минут или на автобусе за 5–10 (включая ожидание).
Наверное я упустил предысторию, но нафига там метро?

Трамваи возят по магистральным маршрутам, от них по спальным районам автобусы. Где пассажиропоток маленький, то отлично, лучше всего! работают маршрутки.
> Угадайте, есть ли в Самаре деньги на современные и удобные троллейбусы, трамваи, автобусы или на ремонт улиц?

Есть. На ремонт улиц уж точно.
Деньги на метро
Спасибо чемпионату. А вот останутся ли в городе все эти новые трамваи, которые брали в лизинг- уже интересно...хотя сейчас снова вроде нашли 176 лямов и якобы уже 11 станцию открывать обязательно надо, ибо до нее уже половина пути прокопано.
В Москве хороший пример: сраные маршрутки убрали,,, и сразу хорошо.


А с выделеными полосами ваще ништяк.

Ну и единый билет тема как вишня на торте.

Все это вопрос разума и политической воли.
а политичская воля должна опираться на волю народа.
Точно такими же тезисами пестрили многие государственные учения. В том числе и в совке. Но проблема в том, что рассчитаны они на идеального человека. Но человек - суть социальное животное. И ключевое слово - животное.
Именно поэтому давать волю большинству в ряде вопросов нельзя, для этого существуют эксперты. В противном случае появляются крымнашисты, "накуй не нужон ваш интернет, и без него жили", а также запретители ГМО с мракобесными религиями.
Обещают метро, а строят автобусные остановки из одной бетонной плиты по цене ветки метро.
А я не понимаю, что за зоофилия у Варламова с трамваями. Какое приемущество у трамвая перед автобусами в современном городе, когда должна быть возможность оперативно запускать и менять маршруты?

В том же Сан-Франциско от трамвая никакой пользы нет - интервалы большие, постоянные поломки - быстрее пешком дойти. Кроме как туристов привлекать, трамвай свою функцию как транспорт не выполняет.

Самая большая проблема трамвая, если сломался один, то встали все. Один автобус сломался - другие его объехали спокойно.

Я не спорю что в трамваях есть своя магия, но нужно откинуть детство в жопе и запустить автобусы.

Edited at 2017-11-22 14:48 (UTC)
Варламов не понимает, что мему "Метро в Воронеже" больше лет,чем самому Варламову. Каждый воронежец с детства в этой коллективной мечте растет, и обламывать её какими-то рациональными рассуждениями надо очень аккуратно.
Быдло не поймёт: "Варламов - плохой, купленный, пост заказали, заплатили и т.д. и т.п., а нам надо метро!" :) Причём, в первую очередь чтобы корытоводы ехали без пробок. Почему-то свято уверенные в том что если построят метро, то пробок не станет, и всё поедет (они то на метро не поедут).

PS Хоть я и сам являюсь поклонником метро и автором сайта о метро ("Мир метро") отчётливо понимаю что в таких случаях строить метро НЕ НАДО! Но объяснять народу что метро не нужно, тоже самое что автомобилисту объяснять про приоритет общественного транспорта, выделенные полосы, платные парковки и т.п.
В Хельсинки метро тоже не нужно? В Амстердаме? В Стокгольме? В Копенгагене?

Я - народ. Объясните мне, почему в Европе в городах населением 500-800 тысяч человек метро нужно, а в российском городе, где живёт миллион - нет?

"Типа ручная" обводка категорий транспорта выглядит не очень. Как будто взяли чужую хорошую инфографику и в пеинте перерисовали под себя. Мне каж, обычная строгая рамка смотрелась бы лучше.
Метро в Воронеже следует построить ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

И сослать в него всех местных быдло-водителей, которых там развелось более чем дохрена!
Чтобы лет через пять они вылезли обратно на Свет крепко помня как надо вести себя на дороге.

При этом не обязательно составы то пускать. Можно в тоннелях велодорожки проложить, самокат...

11-й гвоздик — дед Мазай по весне и без метро может спасти зайцев
Зачем отговаривать, за свою глупость люди должны страдать.
Там предполагается частью федеральное финансирование. Я не хочу делить с метролюбами издержки, ни с воронежскими, ни со своими местными. И в Воронеже люди, умеющие в несложную математику, не должны становиться заложниками тех, кто не умеет.
Вот в своём предыдущем материале вы пишете: "эффективнее электричек транспорта просто нет"..
Hell yeah!
Но объяснил бы это кто-нибудь руководству Северо-Западной железной дороги. И питерским властям.. Электричка из Петергофа до Балтийского вокзала, расстояние в 28 километров, едет 45 минут. Это 37 км/ч. Блин, вот уже заканчивается второе десятиление XXI века, а такое ощущение, что РЖД - всё тот же МПС, живёт какими-то послевоенными нормами.
"Но и это ещё не всё!" - как в той рекламе. С 1 декабря на участке СПБ-Ораниенбаум запускают электрички Ласточка. Которые ... тадаам! .. будут ехать с той же скоростью. При том, что проезд-то дороже и сидячих мест вообще-то меньше.
Это ж не Ласточки, это Черепахи какие-то будут.
Написано же — МАКСИМАЛЬНАЯ провозная способность. А так один автобус может лучше работать, если ходит чаще, с большей скоростью, дешевле и удобнее... Просто электричка может быть двухэтажной и более длинной, чем метро (надземные платформы строить дешевле).
← назад