July 23, 2015

Плохой Детройт

Детройт – один из самых известных городов США. К сожалению, в последнее время он пользуется дурной славой. Вы наверняка видели шокирующие репортажи из заброшенного Детройта с его театрами, вокзалами и школами. Покинутые дома, разваленные фабрики и пустующие некогда шикарные отели. Сегодня город, кстати, переживает свое второе рождение. Строятся новые дороги, ремонтируются оставшиеся дома, даже трамвай начали восстанавливать. Но все это в зачаточном состоянии. Население продолжает уменьшаться, люди не спешат заселять Детройт. Сегодня мы поговорим о плохом Детройте и о том, что привело к такой ситуации. А завтра в посте про хороший Детройт я расскажу, как власти пытаются спасти город.

Детройт стал активно наполняться чёрным населением в 50-х годах прошлого века. Этому способствовала отмена расового разделения, к тому же, в эпоху своего процветания "Город моторов" привлекал многих. В Детройте были сосредоточены автомобильные компании, в том числе гиганты "Форд", "Дженерал Моторс" и "Крайслер". Детройт превратился в один из центров автомобилестроения. Жить и работать в Детройте было так же круто, как сейчас жить в Кремниевой долине и работать в "Гугл". Экономическая привлекательность требовала и большого числа рабочей силы. Этой рабочей силой становились афроамериканцы. Более того, существовала правительственная программа по их заселению в центр Детройта.

Когда чёрные стали заселять Детройт, белые горожане, наоборот, начали потихоньку уезжать в пригороды. Уезжали в первую очередь квалифицированные рабочие, инженеры, врачи – собственно, те люди, которые создавали экономическую привлекательность города. Многие из них продолжали работать в Детройте, но жили за его пределами, благо развивающаяся автомобильная промышленность помогала доставлять людей на работу без проблем (об этом ещё расскажу подробнее).

Афроамериканцы постепенно теснили белое население, конфронтация усиливалась. А в 1967 году произошла кровавая резня, которая получила название "Волнения на 12-ой улице". Причиной столкновений стал полицейский рейд в бар, который нелегально торговал алкоголем. Полиция тогда арестовала несколько десятков клиентов этого заведения – афроамериканцев. Естественно, это не понравилось чёрному населению города. И они отреагировали вандализмом, погромами, поджогами, обстрелами пожарных, которые пытались потушить огонь. Волнения продолжались пять дней. За эти дни были убиты 43 человека и ранены почти 500.

Белые продолжали покидать город. Общая численность населения сокращалась. В 2012 году население Детройта уменьшилось до 700 тысяч человек, в 2014-м было уже 680 тысяч. Хотя в пятидесятых тут проживало 1,8 миллиона.

В результате оттока населения многие здания, заводы, небоскрёбы оказались заброшенными. И сейчас в Детройте насчитывается более 70 тысяч покинутых зданий. Детройт стали называть городом-призраком. Некоторые районы совсем пустуют и поражают постапокалиптическими пейзажами. Заброшенными стоят не только обычные дома, но целые заводы, церкви, библиотеки, отели.

Естественно, межэтнические проблемы – не единственная причина столь стремительной эмиграции жителей. Во многом на это повлиял нефтяной кризис 1973 года, который негативно сказался на основной сфере производства Детройта – автомобилестроении. Стоимость бензина взлетела, а автомобили, производимые в Детройте, не могли конкурировать с более экономичными европейскими и японскими машинами. Город приходил в упадок. Заводы закрывались. Люди уезжали, оставляя брошенными целые районы. Никто не хотел покупать дома в Детройте, поэтому приходилось их оставлять на произвол судьбы. Да и сейчас мало у кого возникает желание их покупать. Американское правительство в мае текущего года даже предложило заселить заброшенные дома сирийскими беженцами. Мол, хуже не станет. А так хотя бы вырастет количество трудоспособных горожан.

Главным образом в 70-е и позже уезжало платёжеспособное население. И уже в 60-е у города возникли финансовые проблемы: некому было платить налоги. Ситуация ухудшалась. В 2013 город был объявлен банкротом из-за того, что не был в состоянии выплатить огромный долг в 18,5 миллиардов долларов.

Но есть и другие причины упадка Детройта...

Одна из таких причин – транспортный кризис, который тоже, впрочем, сопровождался межрасовыми конфликтами.

Автомобильная промышленность ещё в 20-е годы породила в Детройте довольно обширный слой среднего класса, и уже тогда он стал переселяться подальше от фабрик и заводов в спокойные и привлекательные пригороды, такие как Блумфилд Хиллз и Гросс-Поинт. Они и поныне в хорошем состоянии, детройтская разруха их не затронула. Популярным районом, где селился менеджмент автозаводов, стал округ Оклэнд-Каунти к северу от Детройта. Сейчас он практически полностью застроен частными домами, их тут великое множество. Фактически это гигантский спальный район, только вместо многоэтажек здесь одно- и двухэтажные особнячки.

По одной из версий, транспортный фактор стал играть особую роль в деградации Детройта начиная с 50-х годов, когда по инициативе Дуайта Эйзенхауэра в США начался бум строительства автострад, а сами автомобили перестали быть роскошью и стали средством передвижения. Теперь рабочие всё тех же автомобильных заводов получили возможность селиться не в центре города, а в тихих пригородах, уже облюбованных их начальством, или вообще на какой-нибудь условной ферме километрах в 20 от города. Автомобили продолжали дешеветь, и те, кто мог позволить себе машину, предпочитали уезжать из города. Это явление, которое затронуло не только Детройт, но и целый ряд других городов, получило название "white flight" ("белое бегство" или "белый исход"), поскольку уезжало в основном богатеющее белое население.

Дома в центре города освобождались и дешевели, их занимали афроамериканцы, которым не под силу было купить автомобиль, но которые тоже стремились работать в автомобильной индустрии, пока она ещё была в состоянии предоставлять рабочие места. То есть, тренд децентрализации зародился ещё в середине XX века, когда Детройт был в самом расцвете.

Тогда же политика государства, поощрявшего развитие автомобильного движения, стала негативно сказываться на общественном транспорте. Вместо того, чтобы развивать систему общественного транспорта для бедных слоёв населения, власти тратили деньги на строительство новых скоростных автострад, отдавая под снос целые кварталы и районы, через которые должны были идти трассы. Так, в 1950-х только ради строительства шоссе Edsel Ford Expressway были снесены 2800 зданий, включая жилые дома, бизнес-центры, общественные здания, церкви и ночные клубы.

Автострады прошли преимущественно по "чёрным" кварталам, причём многим семьям власти никак не помогали в переселении. Вместо этого они получали предписание покинуть дом в течение одного месяца. Локальные исследования говорят о том, что в некоторых районах невозможно проследить судьбу 35% семей, выселенных из своих домов в связи со строительством автострад. Шоссе стали физическими барьерами, отделившими одни районы Детройта от других. Впоследствии это стало готовой почвой для зарождения уличных банд: их территории уже были заранее поделены.

В итоге оказалось, что сам Детройт, или inner city, как называют здесь непосредственно городское пространство, стал чёрным городом, со всех сторон окружённым "белыми" пригородами. По сути произошла автоматическая сегрегация, которая тоже потом сыграла свою роль в упадке города. Вот как сейчас выглядит схема этнического расселения в Детройте. Всё наглядно (голубым цветом обозначено афроамериканское население):

А вот схема, демонстрирующая распределение доходов в городе и его окрестностях:

Пик популярности (и необходимости) общественного транспорта в Детройте пришёлся на годы Второй мировой войны, когда в стране были трудности с автомобилями, топливом, шинами и всем остальным. В 1944 году детройтские трамваи перевезли 57,2 млн пассажиров.

Некогда в Детройте был даже троллейбус, не самое частое явление для американских городов.

Но тучные послевоенные годы привели к тому, что почти каждая семья купила машину, а кто-то уже планировал приобрести и вторую. Пассажиропоток стал иссякать, и к середине 50-х трамвай в городе просто перестал быть нужен. Последний трамвай прошёл по улицам Детройта 8 апреля 1956 года. Троллейбус же умер в 1962-м году.

На фоне упадка трамвая городские власти провозгласили эру нового для Детройта вида общественного транспорта – автобуса. Но и автобусные системы оказались заранее разделены: одна (Detroit Department of Transportation) обслуживала сам город, другая (SEMTA) – пригороды и междугороднее сообщение.

Против развития общественного транспорта выступали белые активисты пригородов, которые считали, что единые автобусные линии, которые могли бы соединить центр Детройта со спальными окраинами, принесут в их районы преступность, дешёвое жильё и "неугодных" поселенцев. В свою очередь власти Детройта запрещали автобусам SEMTA останавливаться в пределах города и "воровать" пассажиров, даже если городских автобусов было мало, а в пригородных были свободные места.

Теряя пассажиров, SEMTA стала экономить на количестве автобусов и маршрутов, но из-за этого многие автобусы ходили переполненными, что лишь вызвало новый отток пассажиров.

Одной из главных проблем городского транспорта в Детройте стало отсутствие государственного финансирования. Никаких средств на развитие общественного транспорта город от федеральной системы не получал. Но местные власти надеются, что им удастся провести закон, по которому на создание новой транспортной системы будет направляться часть налогов и сборов.

Сейчас автобусы в Детройте всё ещё ходят, но местным жителям приходится ждать их часами – просто по причине их небольшого количества.

Год назад в Детройте выпустили на линии новые автобусы, но местные говорят, что лучше не стало. "Нет, никаких перемен я не заметил. Они такие же медленные. Медленные как чёрт знает что", – говорит Реджинальд Дэниэлз. "Автобусы ничуть не лучше, чем были. Ты просто сидишь здесь и ждёшь грёбаного автобуса два или три часа", – вторит ему Роузмари Айкенс. Почти как в Костроме.

Из-за тотальной автомобилизации Детройта сегодня чуть ли не каждое второе здание в городе – парковка! Обратите внимание, сколько их.

Огромные паркинги напоминают о причинах смерти города. Автомобиль занимает места раза в два больше, чем рабочий кабинет: если город застроен офисными центрами по 30 этажей, рядом с каждым для парковки потребовался бы 60-этажный паркинг...

Паркинги пытаются декорировать под офисные здания.

В условиях катастрофической нехватки парковок в городе в какой-то момент начали сносить исторические здания, появились асфальтированные пустыри для отстоя железа.

Наконец, последняя стадия: парковками застраиваются театры...

Парковка прямо в зале одного из некогда великолепных театров Детройта...

Ужасное зрелище, если честно... но это Детройт.

В какой-то момент театр стал никому не нужен.

Если посмотреть на город сверху, то хорошо видно, какое количество пустырей в городе! Раньше тут были здания, которые снесли.

И если в центре еще есть островки плотной застройки...

То через несколько кварталов начинается пустыня. Раньше центр города был намного обширнее.

А теперь тут лишь пустыри, парковки и немногочисленные здания...

В городе очень высокий уровень преступности, один из самых больших в стране. Согласно данным 2012 года, в Детройте на 100 тысяч населения совершалось 53 убийства, это в 10 раз больше, чем в Нью-Йорке. Хотя в последние два года, по данным полиции, ситуация улучшается: число убийств в 2014 году несколько сократилось (до 300). Снизилось и количество других преступлений. К примеру, за год число грабежей сократилось с 2888 до 1928, а изнасилований – с 351 до 322. Но всё равно это большие и пугающие цифры.

Город исчезает очень просто: здания сносят, площадку асфальтируют – и все.

Здания стоят пустыми.

Красивейшие небоскребы смотрят заколоченными окнами. Они никому не нужны теперь.

Пустое здание...

Владелец с чувством юмора предлагает бесплатный кофе тому, кто купит небоскреб ;)

Улицы центра.

Когда-то тут кипела жизнь.

Здание Великой армии Республики (возможно, не совсем правильный перевод, поправьте в комментах). Великая армия Республики – это ветеранская организация, учрежденная после окончания Гражданской войны в 1866 году. Со временем Великая армия стала одной из самых влиятельных политических сил, без ее участия не обходились ни одни выборы в Америке, начиная с выборов мэра и заканчивая президентскими. Чтобы заслужить расположение ветеранов, власти Детройта построили для их встреч это чем-то похожее на крепость здание треугольной формы.

Здание было передано ветеранской организации в безвозмездную аренду на 30 лет. Первый этаж Великая армия сдавала под магазины и банки, зарабатывая таким образом на содержание здания и административную деятельность. К началу 30-х годов немногим оставшимся в живых ветеранам Гражданской войны было уже около 90 лет, и они отказались от здания, признав, что больше не в силах вести дела. Правда, к тому времени расплодились многочисленные Общества жен ветеранов, дочерей ветеранов, сыновей ветеранов и пр., но сами ветераны сказали, что ни в коем случае не нужно отдавать здание под дамский клуб. "История Великой армии закончится, когда последний из нас покинет эту землю", – заявил один из них.

С 1934-го до начала 80-х годов здание использовалось как клуб для собраний различных групп по интересам, например, тех, кому за 40, молодых талантов, Анонимных Алкоголиков и т.д. В 1984 году из-за того, что прилегающие районы опустели, кружки были распущены, и здание закрылось.

Город хотел продать резиденцию, желая спасти её, но вышедший еще в 1889-м году закон запрещал продавать здания, когда-либо построенные совместными усилиями местных властей и Великой армии Республики. Кроме того, против продажи здания яростно протестовали местные отделения организаций Дочерей Ветеранов и Сыновей Ветеранов, боясь осквернения светлой памяти их предков всякими там капиталистами. Наконец, в 2006 году закон, ограничивающий право продажи, был признан утратившим свою силу, в 2011-м был найден инвестор, и здание начали реставрировать. Сейчас оно в хорошем состоянии, но пустует.

А это огромное офисное здание AT&T. Сейчас заброшено.

Одна из самых знаменитых заброшек города – "Book Tower". В начале XX века богатые братья Бук решили не отставать от Нью-Йорка и превратить Washington Boulevard в престижную улицу наподобие 5-й авеню. Сперва было построено выполненное в стиле итальянского ренессанса торгово-офисное Book Building, ничем особо не отличавшееся от окружающей застройки. Однако бурный рост города и потребности в офисных помещениях привел к тому, что братья решили осуществить амбициозное начинание и построить самое высокое здание в Детройте – небоскреб Book Tower. Правда, его рекорд был побит уже через 2 года после открытия, в 1928 году.

О нем говорят, что он прекрасен в своем уродстве. Но нельзя не согласиться с тем, что невозможно пройти мимо этого здания, не обратив на него внимания. Привычно строгий, стремящийся в небо силуэт небоскреба в этом случае волею архитектора был лишен своей прямолинейности и украшен различными орнаментами и завиточками. Критики призывали архитектора оставить свою профессию и пойти работать декоратором тортов, в чем он преуспел бы явно больше.

Символ расцвета Детройта, Book Tower, вместе с городом переживает его упадок. Постепенно здание покидают арендаторы, с его названием становятся связаны зловещие происшествия – падение со 150-метровой высоты мачты огромной антенны (к счастью, тогда никто не пострадал), самоубийства, слухи о сильном излучении от установленных на крыше передатчиков. С 80-х годов здание переходит из рук в руки, пустея и ветшая, и в 2009 году окончательно закрывается до лучших времен.

Когда-то здесь стоял Park Avenue Hotel. Один из многих первоклассных отелей, построенных в благоприятные для Детройта 20-е годы, к концу 50-х годов он перестал быть рентабельным и перешел в руки Армии Спасения. В нем расположился дом престарелых, и пожилые обитатели были очень довольны таким удобным расположением в центре города и с удовольствием посещали расположенные рядом магазины и культурные заведения. Постепенно город пустел, магазины закрывались, уровень преступности и наркомании повысился, и в здании был устроен центр реабилитации для наркоманов и бездомных. Но и это продолжалось недолго: в 2003 году Армия Спасения закрыла реабилитационный центр из-за недостатка финансирования.

Мародеры не заставили себя ждать. Они унесли оконные рамы, спилили на металлолом шикарные перила и посшибали лепнину. Некоторое время назад нашелся инвестор, готовый построить на месте отеля и нескольких кварталов вокруг него ледовую арену. На условиях сохранения здания соседнего отеля и несмотря на протесты общественности, здание было взорвано в 8 утра 11 июля этого года. Сейчас разгребают завалы.

Отдаленные от центра районы тоже не радуют. В некоторых жизнь есть, но многие – просто целые кварталы заколоченных и заброшенных домов.

Время тут остановилось.

Некогда богатые дома теперь стоят покинутыми.

Здесь были квартиры для менеджеров и работников завода Форда...

Теперь дома разрушаются. Очень жалко...

Дом украинских рабочих тоже заброшен... Как же так? Когда-то он назывался Украинско-Американским центром и служил культурным центром украинской общины в Детройте и его окрестностях. Внутри был концертный зал, свой бар и переговорные комнаты. Говорят, что он работал с 50-х по 90-е годы, а затем здание было продано Северной больнице Детройта и с тех пор не использовалось. Украинская же община целиком переехала в пригород Уоррен, и новый культурный центр был создан там.

А это бывший завод автомобилей Packard. Автомобильная марка была основана в 1899 году. В 1903 году производство переехало в Детройт, заложив основу будущей автомобильной столицы. В 1954 году производство было перенесено на новое место. От плохо продуманного и затянувшегося переезда компания так и не оправилась, и в 1958 году производство марки было закрыто.

На территории старого завода был индустриальный парк, потом склады, в 2000-х годах корпуса опустели и подверглись немедленному разорению. Общественность призывала или закрыть доступ в здания, или же очистить территорию. Власти и инвесторы выбрали второй вариант, и в данный момент ведется подготовка завода к сносу.

44.

Одна из заброшенных школ. История этой школы полностью повторяет историю автомобильного бума и упадка. Она была построена в 1911 году, когда наплыв рабочих на построенную неподалеку фабрику Форда привел к переполнению школ. В 90-х годах школа была закрыта по причине недобора учащихся.

Из заброшенного здания, как водится, вынесли все ценное, спилили в нем все металлическое, унесли все оконные рамы. Школьный парк зарос, виноградные лозы свисают с книжных полок.

Мало того, что город считается самым разрушенным в США, так местное население поддерживает этот статус при любой возможности. Например,в Детройте практикуется "Ночь дьявола": в ночь на Хэллоуин афроамериканцы поджигают и уничтожают разные части города. В новостях постоянно можно увидеть сообщения об убийствах, поджогах и перестрелках.

На месте снесенных и сгоревших домов делают газоны...

Видно, что зданий осталось мало.

Целые кварталы пустуют...

Со спутника это выглядит так:

Пустуют и некогда богатые районы. Это, например, Браш-Парк – один из старейших районов Детройта. Когда-то здесь была ферма Аскинов, на чьей дочери женился Браш-старший. Его сын в середине XIX века начал продавать участки земли богатым семьям Детройта на том условии, что они построят на этих участках шикарные дома. Район постепенно застроился и стал известен как "Маленький Париж". Тогда в нем было около 300 строений.

С начала XX века многие богатые семьи обзавелись автомобилями и переехали жить за город. Район заселило преимущественно еврейское население, на первых этажах открылись лавочки и лабазы. После Второй мировой войны район практически опустел.

На данный момент в Brush Park уцелели около 80 зданий. Некоторые из зданий, например Первая Унитарианская Церковь, внесенная в Национальный реестр исторических памятников, сгорели при подозрительных обстоятельствах. Церковь была разрушена совсем недавно, в мае 2014 года.

Вид со спутника:

Завтра расскажу про хороший Детройт. Да, в Детройте не все так плохо, как может показаться!

Россия:

Адлер: Очень плохой
Алушта: Антиутопическая
Архангельск: Необъяснимо хороший / Необъяснимо плохой / Ужасный
Брянск: Плохой / Хороший
Владивосток: Плохой / Хороший
Владимир: Плохой / Хороший
Геленджик: Плохой / Хороший
Грозный: Плохой / Хороший
Екатеринбург: Плохой / Хороший
Ижевск: Плохой / Хороший
Йошкар-Ола: Плохая / Хорошая
Казань: Плохая / Хорошая
Кострома: Плохая / Хорошая
Магас: Плохой / Хороший
Махачкала: Плохая / Хорошая
Нижний Тагил: Плохой
Новороссийск:: Плохой / Хороший
Пенза: Плохая / Хорошая
Петрозаводск:Плохой / Хороший
Псков: Плохой / Хороший / Очень хороший
Самара: Плохая / Хорошая
Севастополь: Плохой, часть 1
Сочи: Плохой / Хороший
Сургут: Плохой / Хороший
Сыктывкар: Очень Плохой / Плохой / Хороший
Тагил: Плохой / Хороший
Тверь: Плохая / Хорошая
Тула: Плохая / Хорошая
Уфа: Плохая / Снова плохая / Хорошая / Саммитная / Серая
Хабаровск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Ханты-Мансийск: Плохой / Хороший
Челябинск: Плохой / Хороший
Черкесск: Плохой / Хороший
Южно-Сахалинск: Плохой / Хороший
Ярославль: Плохой / Хороший

Мир:

Белград: Плохой / Хороший
Варшава: Плохая / Хорошая
Вильнюс: Плохой / Хороший
Детройт: Плохой / Хороший
Киев: Плохой / Хороший
Львов: Плохой / Хороший
Минск: Плохой / Хороший
Тирана: Плохая / Хорошая

Путешествие по США:
День 1: Нью-Йорк, почти как Уфа
День 2: Нью-Йорк, многоликий
День 3: Нью-Йорк, который вы никогда не видели
День 4: Нью-Йорк, наши в городе
День 5: Нью-Йорк, пора валить
День 6: Арлингтон, лучший город в США
День 7: Прогулка по Вашингтону
День 8: Детройт, мёртвый город