January 26, 2016

Плохой Грозный

Небольшая предыстория. Сажусь в такси, замечаю, что таксист сразу пристегивается. Я еще подумал, какой сознательный таксист, пристегивается, молодец. Второй таксист тоже оказался сознательным, и третий, и даже четвертый таксист был пристегнут. Те, кто бывал на Кавказе, знает, что пристегиваться здесь не принято, это не круто, настоящий мужик купит заглушку, но не пристегнется.

— Скажите, а почему вы все пристегиваетесь? — в какой-то момент я не выдержал и поинтересовался у очередного сознательного водителя.
— Как – почему? Рамзан сказал всем пристегиваться, — не моргнув и глазом, ответил водитель.
— А что, останавливают, проверяют?
— Нет, за полгода ни разу не остановили и не проверили.
— Так зачем тогда пристегиваетесь?
— Рамзан же сказал!
— А раньше почему не пристегивались, штраф же был!
— А что нам этот штраф?
— А что вам Рамзан?

Тут водитель посмотрел на меня как на дебила... Он ожидал любой вопрос, но не такой... Я чувствовал себя ребенком, который впервые поинтересовался у родителей, откуда дети берутся. Водитель задумался, и я чувствовал, что в его голове перебирались разные варианты ответов, будто перелистывается с шумом старое табло в аэропорту, подбирая нужные буквы и цифры.

— Ну, если Рамзан говорит – это закон, — сказал водитель в надежде, что на этом мой интерес к теме иссякнет.
— Ну, остановит вас гаишник, увидит, что вы не пристегнуты, выпишет вам штраф 500 рублей, как мог бы выписать раньше. В чем проблема? — продолжал я
— Ты понимаешь, там одним штрафом не отделаешься, там и уволить могут, и на всю республику опозорить. Это не просто штраф!

Подобных разговоров было много. Фрагмент одного из них я уже приводил в посте «О чем говорят Чеченцы»:

— Если Рамзан увидит мусор – уволит префекта (главу района). Поэтому там, где Рамзан ездит, всегда идеальная чистота. А ты сверни на соседнюю улицу, там уже будет грязь. Это как получается, лицо помыл, а шею не надо? Так выходит? Зачем эта показуха?

Это рассказал уже другой таксист по дороге в аэропорт. В доказательство своих слов он действительно свернул с главной улицы, и я увидел мусор на обочине, а дальше – разбитую дорогу. Такая картина меня бы не смутила ни в одном другом городе России, но в Грозном этот контраст очень заметен. Таксист, кстати, тоже был пристегнут.

Грозный хорошо делится на то, что видит Рамзан, и то, что остается за кадром. Есть открыточный Грозный, по которому возят туристов, а есть настоящий, где живут простые люди. Эти два города очень разные, и связывает их между собой Рамзан Кадыров. Одного его слова достаточно, чтобы полностью изменить городское устройство.

Напоминаю, что по правилам блога каждый отчет о городе делится на две части. Хороший и плохой. Сегодня будет только критика.

01. Первая и самая большая проблема Грозного – это общественный транспорт. Удивительно, но нормального общественного транспорта в городе нет. Я уже писал вчера, что до войны в городе был и трамвай и троллейбус.

Трамвай в Грозном, как и во многих других городах СССР, появился ещё в 30-е. В середине века трамвай был главным транспортом для рабочих нефтеперерабатывающего завода, а в 1980-е, в период максимального развития, он перевозил по 40 млн пассажиров в год.

Кстати, последнюю трамвайную линию закончили строить относительно недавно, в 1991 году. Несмотря на проблемы с зарплатой сотрудников депо после распада Советского Союза, трамвай продолжал работать вплоть до 1994 года. Вскоре после начала боевых действий один из трамвайных парков был полностью разрушен вместе с подвижным составом и путями, а другой – фактически заброшен.

Трамвайные пути с улиц города постепенно исчезали в течение 10 лет, а в 2004 власти принимают решение полностью демонтировать линии, несмотря на заявления Минтранса Чечни о возможности возрождения трамвая. Уцелевшие вагоны были отправлены из Грозного в другие города, в том числе в Петербург, Краснодар и Волжский.

Троллейбус Грозного намного моложе, он начал работу под новый 1976-й год. Если основными "клиентами" трамвая были рабочие, то троллейбусная система изначально проектировалась под обслуживание жилых районов. На рубеже 80-х и 90-х почти достроили линию до аэропорта, но проект был свёрнут. Максимальная протяженность троллейбусных линий в городе в 1990 году составляла около 60 км.

Несмотря на боевые действия в городе, троллейбусное депо и многие машины уцелели, однако были серьёзно повреждены линии. Движение собирались вновь запустить в 1997 году, но городское имущество было разграблено. Остатки линий были уничтожены в ходе второго этапа войны. Речи о возрождении грозненского троллейбуса ведутся с 2002 года, за это время было объявлено уже два конкурса на составление проектно-сметной документации.

Последний раз власти Чечни говорили о перезапуске троллейбуса в Грозном в 2014 году. По данным Минтранса ЧР, стоимость восстановления четырёх маршрутов должна была составить 2,5 млрд рублей. Средства планировалось привлечь из федерального бюджета, открытие линий было намечено на 2016 год. Троллейбусы город собирался закупить у российских предприятий. Что ожидает грозненский троллейбус в условиях очередного кризиса – неизвестно.

02. Сейчас город задыхается от роя маршруток и ПАЗиков. Это, конечно, никуда не годится. Надеюсь, троллейбус все-таки сделают.

03. А пока жители вынуждены пользоваться неудобным устаревшим транспортом.

04. А вот так выглядят многие автобусные остановки... Очень редко можно встретить остановочный павильон. Обычно просто втыкают знак – и всё. Конечно, нет ни информации о маршрутах, ни расписания.

05. И это тоже остановка. Все устроено таким образом, чтобы человек передвигался на личном автомобиле. Пока в Грозном живет 280 тысяч человек, эта проблема не слишком очевидна. Но с ростом населения Грозный начнет задыхаться от пробок.

06. С культурой вождения тоже есть проблемы, хотя все не так плохо, как было 5 лет назад. Вполне нормальное дело, когда "спешащий" пытается объехать пробку по встречке, упирается в машины и медленно сдает назад. Еще часто нарушают скоростной режим и гоняют по городу на каких-то безумных скоростях. Широкие улицы Грозного только провоцируют водителей на гонки. Здесь, конечно, надо принимать меры по успокоению трафика. На перекрестках делать островки безопасности, сужать полосы и т.д.

07. Про несоблюдение правил парковки я вообще молчу. Здесь за этим никто не следит.

08. Итак, следующая проблема – неправильные пешеходные переходы. Грозный совершает те же ошибки, что и другие города. Грозный строится как город для автомобилей, а не для пешеходов. Приоритеты расставлены неправильно.

09. Людям, у которых нет машины, предлагается спускаться под землю. Конечно, нигде нет ни лифтов, ни пандусов.

10. Вот в таком состоянии находится подземный переход под проспектом Кадырова. Пользоваться им можно только от безысходности.

11. Конечно, люди ими не пользуются и перебегают дорогу в неположенном месте. Об этом я уже много писал. Главная проблема внеуличных переходов в том, что они провоцируют людей нарушать правила. Старые и больные люди не могут пользоваться ими физически, а молодым лень спускаться в темный грязный переход, чтобы перейти улицу. Второстепенный вред от переходов можно наблюдать на дорогах Грозного. Светофор мог бы быть естественной преградой для водителей, а так широкие бессветофорные улицы провоцируют нарушать скоростной режим.

12. Больше всего страдают женщины, дети и старики. Те, кто не может постоянно передвигаться по городу на личном автомобиле. Чеченцы очень гордятся своими традициями и культурой, где особую роль уделяют уважению, защите и заботе о женщинах, пожилых людях и детях. К сожалению, на городские улицы эта культура не распространяется. Город враждебен к слабым. Человек был личного автомобиля чувствует себя в Грозном неполноценным.

13. Повсюду высокие бордюры, ходить по таким тротуарам неудобно.

14. А как тут идти с коляской, я вообще не представляю. А что делать с велосипедом?

15. А это дорога в школу. То, с чем каждый день сталкиваются дети.

16. Если основные улицы идеально ровные, то во дворах начинаются проблемы.

17. Еще одна проблема – отсутствие тротуаров. Часто их просто нет, и люди идут по земле.

18. Или вот так... Дорогу сделали, а тротуар забыли.

19. Так как ходить по Грозному и не запачкать ноги почти невозможно, перед многими зданиями есть специальные зоны, где люди отмывают обувь от грязи.

20. Иногда даже щеточки есть. Нигде такого не видел. Хотя, казалось бы, в чём проблема – сделать тротуары?

21. С одной стороны тротуар есть, с другой нет. Все бы ничего, но чтобы перейти на сторону с тротуаром, нужен переход, а его тоже нет.

22. Опять нет тротуара. Это самый центр города, люди идут по дороге.

23. Грязь разносят не только пешеходы, но и автомобили. Многие парковки грунтовые. От этого в Грозном пыльно. В городе не должно быть открытого грунта.

24. Перейдем к благоустройству. Грозный часто называют одним из самых благоустроенных городов России. Действительно, в городе много скверов, площадей, все вымощено плиточкой, кое-где даже лавочки есть.

25. Проблема в том, что почти все это благоустройство делается для галочки. Люди им не пользуются. Площади и скверы быстро разрушаются, увидеть там людей можно нечасто. Я не знаю, как в Чечне устроена процедура утверждения проектов и поиск подрядчиков, но результат плачевный.

26. Проектировщики совершенно бездумно расставляют фонарики, деревья, делают какие-то безумные клумбы, и на этом все заканчивается.

27. Я ходил по этим паркам и не мог понять, почему так странно сделаны дорожки. Что это вообще такое?

28. Как можно было сделать такой парк? В нем же совершенно не хочется находиться.

29. Ответ можно получить, если взглянуть на спутниковый снимок. Все это благоустройство делается не для людей, а для птиц. Замысел архитектора можно понять только с высоты птичьего полета. Это совершенно неграмотный подход. Я бы вообще запретил архитекторам, которые проектируют общественные пространства, показывать заказчикам планы.

30. Набережная реки Сунжа тоже сделана очень странно.

31. Похоже, досюда еще просто не дошли руки.

32. А вот около Грозный-Сити набережную сделали. Как видно, сделали ее очень своеобразно. Я замысла архитекторов не уловил.

33. Мост

34. Еще одна проблема – это заборы.

35. В городе не должно быть глухих заборов. Это очень сильно портит городскую среду, создает неприятную атмосферу.

36. Не важно, частный дом или нет – заборов быть не должно или они должны быть прозрачные.

В Грозном фактически действует сухой закон. Раньше алкоголь продавали только два часа в день, с 8 до 10, теперь практически не продают. Есть только несколько магазинов, где можно купить бухло, и то не для чеченцев. Некоторые кафе полулегально наливают пиво. Городские рестораны алкоголь тоже не продают. Единственное место, где я смог выпить – это ресторан "Купол" в пятизвездочной гостинице в Грозный-Сити. Ситуация очень похожа на арабские страны.

Если с алкоголем все сложно, то с сигаретами ровно обратная ситуация. Сигареты тут продают открыто и курят везде, где захотят. Чеченцев не очень волнует, что там запрещает федеральное законодательство. Сигареты продают на улице совершенно свободно, они открыто лежат на прилавках кафе.

38. Хочешь покурить в ресторане? Нет вопросов: официантка принесет пепельницу – и дыми сколько влезет. Вся эта ситуация будет продолжаться ровно до того момента, пока Рамзан не запретит курить.

39. Аналогичная ситуация с обменом денег. В Грозном до сих пор стоят стаи менял с пачками денег. Их называют «вентиляторами» за то, как они размахивают веерами купюр. Главная причина существования в республике менял — плохо развитая банковская сфера. Многие предприниматели, часто меняющие валюту, со временем находят «своего» менялу и совершают свои денежные операции только с ним. Среди клиентов менял есть даже крупные чиновники. Работа менялы — довольно опасная. В неспокойные времена каждый из них был вооружен. Также бывали случаи, когда пассажиры проезжающих мимо машин вырывали у них пачки денег из рук прямо на ходу. Все это совершенно незаконно, но никого не волнует. Хочешь поменять деньги? В городе есть несколько точек, где стоят специальные дядечки с мешками валюты.

40. За визуальным мусором тоже никто не следит.

41. Тротуары перегораживают рекламными раскладушками.

42. Здания завешивают рекламой.

43. Нелегальных объявлений не так много, как в других городах, но и они есть.

44. Особенно много этого мусора на подъездах жилых домов.

45. Двор

46.

47. По сравнению с другими городами в Грозном довольно чисто. Но, как я рассказал в начале, чисто там, где мусор могут увидеть гости. Стоит отойти за угол, как откроется привычная картина.

48. Фонтан на окраине Грозного. Если это бы увидел Рамзан, то главу району уволили бы через 5 минут. Говорят, Кадыров очень не любит мусор.

49. С архитектурой отдельная история, и поговорим мы про нее завтра. Но есть совсем странные здания. Вот этот очаровательный сарайчик стоит в самом центре, на проспекте Путина.

50. Как обычно, самое страшное здание в городе у Сбербанка.

51. Местный колорит около Сбербанка ;)

52. В жилых кварталах очень не хватает благоустройства. Между домов – огромные пустыри. Практически отсутствуют спортивные площадки.

53.

54. Почти все советские панельные дома реконструировали. Чтобы дома смотрелись получше, фасады обшили дешевым китайским керамогранитом или пластиковой вагонкой.

55. Издалека дома выглядят аккуратно.

56. Хотя напоминают больше не жилой дом, а офисный центр класса С.

57. Проблемы начинаются, если подойти поближе

58. Вся это обшивка не очень-то нравится жителям. Очень странная история с тонированными окнами. То есть, взяли дом и всем ставят черные стекла. Зачем?

59. Из-за того, что на такой фасад нельзя ничего повесить, часто ради кондиционеров или спутниковых тарелок выламывают панели, а провода просто кидают из одного окна в другое.

60. Но самое плохое, что эта новая шкура из плитки сделана ужасно некачественно и постепенно разрушается. Панели просто отваливаются.

61. Вот так аккуратные дома выглядят вблизи. Все эти дома стоят по дороге из аэропорта, так что главная задача, чтобы издалека они выглядели красиво. А что будет у жителей – неважно.

62.

63.

64. Дома, которые не видно с дороги, выглядят уже обычно.

65. Про масштабные стройки в Грозном мы поговорим завтра. Я посмотрел, что и как делают, и не могу не обратить внимание на качество работ. Тут и нарушение технологий, и некачественные материалы. В итоге уже через несколько лет здания приходят в упадок и начинают разрушаться. На поддержание их в нормальном виде будет нужно все больше денег.

Из-за этого иногда случаются серьезные проблемы. В 2013 году в самом высоком здании комплекса Грозный-Сити «Олимп» случился пожар: выгорели все этажи, кроме первого. Предположительно, загорелись дешевые отделочные материалы из-за короткого замыкания. Сгоревшую высотку переименовали в «Феникса» и отстроили через полгода. Пострадавших при пожаре не было, о чем Рамзан Кадыров писал в своем инстаграме: «Хвала Аллаху, обошлось без человеческих жертв. Чтобы ни у одного жителя Чеченской Республики не пострадал даже мизинец, я пожертвую любым зданием, и сделаю все возможное и невозможное ради этого!»

66. Вот так выглядит обратная сторона открыточного Грозного.

Ну и в конце хочу сказать пару слов про отель.

В Грозном есть пятизведочный отель. Это лучший отель в городе, в котором останавливаются все высокопоставленные гости столицы Чечни. Конечно, отель на заявленные 5* не тянет, даже по российским меркам. Не знаю, кто его делал и проектировал... Неграмотная планировка, некачественные материалы, дешевая китайская мебель. Но это все ерунда, со всем этим можно было бы смириться, но ЗАПАХ!

(Фотку взял у Терновского)

Впервые жалею, что моего образования не хватает, чтобы передать ароматы, которыми встречают номера гостей. Официальным языком это называется «пахнет канализацией»... Такой запах можно встретить, когда в сифоне сантехники пересыхает водяная пробка, и в вашу ванную врывается запах говна, словно джинн из бутылки. Вот в отеле Грозный-Сити в каждой ванной живет такой джинн. Я сначала подумал, что мне не повезло с номером. Но потом залез на Букинг.ком и почитал отзывы. 90% постояльцев жалуются на вонь.

«Запах с ванной комнаты»«В номере пахло канализацией, унитаз был вымыть только до воды, дальше был грязный.»«Неприятный запах в ванной»«запах канализации в номере»«В ванной комнате устойчивый затхлый запах» «запах канализации в туалете и в номере.»

ну и т.д.

В номере невозможно находиться, запах пропитал постельное белье, мебель, ковры, всё пахнет канализацией. Персонал отеля о проблеме знает, но разводит руками... Что они могут сделать? Так построили...

Вторая проблема – совершенно неквалифицированный персонал. Гостей никто не встречает, чувак, который должен открывать дверь и помогать с чемоданами, целый день тупит в телефоне. Ни разу не видел его в другом состоянии. На ресепшене в 5 случаях из 7 никого не было. Сотрудники отеля прохлаждаются, играют в телефонах, общаются со своими друзьями. Горничные плохо убирают номера, в румсервисе смогли принять заказ только с третьего раза (первые два раза забыли просто). Поднимаясь в ресторан на последнем этаже отеля, иду искать столик и замечаю шумную компанию, которая смотрит видео со звуком на телефоне. Думаю еще, надо от них подальше сесть, а то будут своими клипами мешать есть. Как тут один из них спрашивает, что мне надо. Я уж подумал, гопники какие-то, сейчас будут грабить... Но нет, это сотрудники ресторана отдыхают, пока клиентов нет...

Отдельного комментария заслуживает завтрак. Я многое видел в своей жизни, но чтобы в пятизвездочном отеле вместо кофе мне предлагали порошок какого-то быстрорастворимого говна, я вижу впервые. Кофе утром невозможно заказать даже за деньги. Бар открывается в 10 утра. Вот так.

Что делать? Первым делом, я бы запретил сотрудникам пользоваться смартфонами в рабочее время. Но как решить проблему запаха, я не представляю... Наверное проще снести отель и построить его заново.

Самый дешевый одноместный номер с видом на мечеть стоит 7500 рублей.

Зато отель может похвастаться самым крутым видом из гладильной комнаты!

Завтра будет хороший Грозный.

Хороший Грозный

Россия:

Адлер: Очень плохой
Архангельск: Необъяснимо хороший / Необъяснимо плохой / Ужасный
Брянск: Плохой / Хороший
Владивосток: Плохой / Хороший
Владимир: Плохой / Хороший
Геленджик: Плохой / Хороший
Екатеринбург: Плохой / Хороший
Ижевск: Плохой / Хороший
Йошкар-Ола: Плохая / Хорошая
Казань: Плохая / Хорошая
Кострома: Плохая / Хорошая
Махачкала: Плохая / Хорошая
Нижний Тагил: Плохой
Новороссийск:: Плохой / Хороший
Пенза: Плохая / Хорошая
Петрозаводск:Плохой / Хороший
Псков: Плохой / Хороший / Очень хороший
Самара: Плохая / Хорошая
Севастополь: Плохой, часть 1
Сочи: Плохой / Хороший
Сургут: Плохой / Хороший
Сыктывкар: Очень Плохой / Плохой / Хороший
Тагил: Плохой / Хороший
Тверь: Плохая / Хорошая
Тула: Плохая / Хорошая
Уфа: Плохая / Снова плохая / Хорошая / Саммитная / Серая
Хабаровск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Ханты-Мансийск: Плохой / Хороший
Челябинск: Плохой / Хороший
Черкесск: Плохой / Хороший
Южно-Сахалинск: Плохой / Хороший
Ярославль: Плохой / Хороший

Мир:

Белград: Плохой / Хороший
Варшава: Плохая / Хорошая
Вильнюс: Плохой / Хороший
Детройт: Плохой / Хороший
Киев: Плохой / Хороший
Львов: Плохой / Хороший
Минск: Плохой / Хороший
Тирана: Плохая / Хорошая