July 22, 2015

Как сделать города безопасными и спасти тысячи жизней

Знаете, если на дороге ограничение скорости 60 км в час, а средняя скорость потока 100 км в час, то это не водители – мудаки, а дорога неправильная.

По данным ГИБДД, за 2014 год в России произошло 199 720 ДТП, в которых погибли 26 963 человека и более 250 000 были ранены. Вдумайтесь в эти цифры. Чтобы оценить масштабы бедствия, представьте, что в аварию попало сразу всё население Тамбова (ну или, скажем, Балашихи, если так очевиднее), причём каждый десятый житель города погиб.

Причин этому множество – и разгильдяйство водителей, и езда в нетрезвом виде, и плохие дороги, и неверная организация движения. Но самое печальное – это низкая культура вождения. У нас до сих пор обгоняют по обочине, устраивают уличные гонки, пренебрегают правилами дорожного движения и ведут себя по-хамски. Хамское отношение не только к другим водителям, но и к пешеходам. За 2014 год "из-за наезда на пешехода", как выражается ГИБДД, пострадали более 60 000 человек, 7 250 из них погибли.

Многих аварий и смертей удалось бы избежать, если бы водители не нарушали скоростной режим. Оптимальным считается ограничение в городе 50 км/ч. У нас ограничение 60 км/ч, но многие водители носятся со значительно более высокой скоростью. Тем более наши дороги это делать позволяют.

Именно поэтому в городе очень важно ограничивать скорость движения автомобиля не только правилами и штрафами, но и грамотным проектированием улиц. Давайте поговорим об успокоении трафика.

У нас любой разговор об ограничении скорости вызывает массу критики. Автомобильное лобби довольно сильное и не готово уступать. Наоборот, водители требуют разрешить им ездить 80 или даже 100 км/ч! "Не для того Сталин прорубал широченные проспекты в центре Москвы, чтобы люди плелись по ним 60 км/ч!" Верно? О безопасности пешеходов почему-то думать у нас не принято, при том что большинство людей передвигается по городу пешком. Вы знали, что только 20% москвичей для ежедневных поездок по городу используют автомобиль? Остальные – на своих двоих.

Посмотрите на эту улицу. Как думаете, тут кто-нибудь будет ехать 60 км/ч?

Помните, я говорил, что оптимальная скорость в городе – 50 км в час? Вот нью-йоркский плакат, который объясняет, почему в городе действует ограничение скорости 30 миль/час, или 48 км/ч.

Если снизить максимально разрешенную скорость всего на 10 км/ч, шансы выжить у пешехода увеличатся многократно!

Есть ещё более наглядные примеры.

На этой схеме также демонстрируется длина тормозного пути и угол обзора водителя. Эти показатели напрямую зависят от скорости движения автомобиля. А от них уже зависит, сможет ли водитель быстро отреагировать на появившегося на дороге пешехода и вовремя остановиться.

Вот классный калькулятор длины тормозного пути. Заметьте, что речь идёт о внимательном водителе и сухой дороге. В условиях пятимесячной российской зимы цифры, конечно, будут другими.

Вы, должно быть, уже начали догадываться, что скорость движения в городе и в жилых зонах (как в Подмосковье, где трассы проходят прямо сквозь сёла) нужно снижать как минимум до 50 км/ч. А лучше оставить "подушку безопасности" и снизить до 45 км/ч. Заметьте, я вовсе не хочу, чтобы автомобильное движение остановилось. Конечно, должны быть скоростные обособленные магистрали, по которым можно будет ехать с ветерком. Но там не должно быть ни пешеходов, ни светофоров, ни велосипедистов. Сейчас я говорю именно про обычные городские улицы.

Вообще, это довольно популярный тренд в крупных европейских и американских городах. В Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Париже, Мадриде картина такова: в целом в черте города скорость движения автомобилей ограничена 50 км/ч. В центре и оживлённых районах, где много пешеходов, максимально допустимая скорость – 30 км/ч. На внутригородских автострадах (типа нашего Третьего транспортного) скорость может быть выше (скажем, на автобанах Берлина – до 80 км/ч), но важно понимать, что на этих дорогах пешеходов не бывает в принципе.

Вот карта Парижа. Розовым цветом выделены зоны, в которых с 2013 года было введено ограничение скорости транспорта до 30 км/ч. Сейчас во французской столице появляются уже и "20-километровые" зоны. Да-да, максимум 20 км/ч!

Самое интересное, что успокоение трафика играет на руку в том числе самим автомобилистам, поскольку увеличивает пропускную способность улиц. Никто не будет ехать в шахматном порядке и скакать из полосы в полосу, все будут аккуратно двигаться с допустимой скоростью.

Ладно, допустим, мы с вами договорились, что хотим сделать город безопасным и по обычным улицам (не магистралям) нельзя ездить быстрее 50 км/ч. Как заставить водителей соблюдать скоростной режим?

Давайте посмотрим, как правильно успокаивать трафик в городе.

Снижать скорость автомобилей нужно в первую очередь в местах, где потенциально возможно сбить пешехода. Это внутридворовые проезды, районы плотной жилой застройки, улицы около школ, парков, места с интенсивным пешеходным движение и, конечно, пешеходные переходы.

Начнём с островков безопасности на переходах. Островки безопасности сужают проезжую часть, а значит, и скорость автомобилей.

Кроме того, они делают безопасными перекрёстки, уменьшая радиус поворота автомобилей (что также снижает их скорость).

Вот как выглядит правильный переход, перед которым водители будут снижать скорость:

Водители ведут себя внимательнее, если островки не защищены, а просто выделены структурно и визуально.

Удивительно, но в Москве начали появляться островки безопасности. Вот, например, один на давно напрашивавшемся переходном переходе от Политехнического музея к Ильинскому скверу.

Островок безопасности на перекрестке в Праге.

Ещё одно отличное средство замедления трафика знакомо вам по многим моим постам: когда пешеходный переход приподнят до уровня тротуара. Фактически это аналог лежачего полицейского, но ещё и с важной функциональной и идеологической составляющей. Пешеходам по такому переходу переходить дорогу гораздо удобнее, а его приподнятая конструкция напоминает водителям, что на дорогах они не главные. Ну и такие переходы не затопит дождем, они всегда будут чистыми и сухими. Конечно, такая мера может быть только на второстепенных улицах.

"Неудобное" для машин или просто контрастное покрытие тоже заставляет водителей снижать скорость. На Бульварном кольце в Москве переход выложили плиткой. Решение неплохое, но одного его недостаточно.

Вот хороший вариант, когда используется сразу несколько решений. Тут и полностью приподнятый перекресток, и контрастное покрытие.

Один из пунктов программы безопасности дорожного движения Vision Zero, принятой в Нью-Йорке, демонстрирует, как нужно изменять улицы. Широкие островки безопасности и дополнительные выступы перед перекрёстками делают короче пешеходные переходы и сужают улицы, заставляя автомобили двигаться медленнее за счёт эффекта бутылочного горлышка.

Простое и изящное решение в том же Нью-Йорке. Количество травм среди пешеходов снизилось сразу на 24%.

Следующая мера – сужение дороги перед опасным местом. В жилых или преимущественно пешеходных районах на опасных участках дороги ширину полосы надо максимально ограничить.

Улица не шире, чем необходимо для проезда машины.

Снова Лион. Посмотрите, как сужена дорога перед переходом. Деревянная кадка ограничивает парковку около перехода, чтобы машины не закрывали обзор.

Будапешт. В опасном месте с помощью островков с клумбами сужают проезжую часть.

Сидней. Перед правильным приподнятым переходом улицу сужают с помощью таких островков. Это даже не островки безопасности для пешеходов – эти элементы нужны именно для того, чтобы заставить водителей притормаживать.

Ещё один интересный прием – отсутствие бордюра, разделяющего дорогу и тротуар. Попадая в непривычную для себя среду, водители снижают скорость. Для защиты пешеходов используют гранитные кубы.

Вот пример безбордюрной улицы из Будапешта, тротуар защищен столбиком.

Следующий прием – шикана. Это такая искусственная извилина, пришедшая на городские дороги из гонок, которая должна заставить водителя снизить скорость. Австралия:

Извивать дорогу можно и простыми средствами, например созданием вот таких вот островков, как в Будапеште:

Или за счет парковки, поочередно с разных сторон улицы:

За счет благоустройства:

Лондон:

Иногда целесообразно сузить улицу так, чтобы машины не могли разъехаться. Радикально, но эффективно в жилых кварталах. Лондон. Это двустороння улица! Но через определенный промежуток с помощью бетонных островков одну полосу закрывают. Водителям приходится пропускать друг друга. На такой улице невозможно разогнаться.

Мельбурн. В жилом квартале лежачие полицейские – обычное дело. Это, кстати, одна из немногих мер по успокоению трафика, которая применяется в России повсеместно.

Кстати, очень простой и эффективный способ успокоения трафика – уличная парковка. Причём как на обочине дороги, так и на специальных островках между потоками. Водитель видит, что с обеих сторон стоят машины, и начинает вести себя внимательнее, в том числе инстинктивно снижая скорость.

Диагональные пешеходные переходы тоже стимулируют водителей быть предельно внимательными. Прежде всего, такими переходами знаменита Япония, которая, как и европейцы с американцами, достигла больших успехов в замедлении трафика. Сейчас такие переходы делают и в Москве.

А вот, например, Сыктывкар. Жалко, разметку забыли нанести.

Кольцевая развязка, вынуждающая выбирать приоритет проезда одновременно с необходимостью вписываться в повороты, вынуждает снижать скорость. В Нидерландах для замедления трафика зачастую используют круговое движение на перекрёстках.

Современное круговое движение используется на высокозагруженных улицах как мера успокоения трафика и замена знака "СТОП". Такая мера существенно снижает аварийность на перекрестке.

Кстати, обратите внимание, что на каждом перекрёстке непременно есть островок безопасности.

Лучшее средство успокоения трафика – это тупик ;)

К чему ведёт успокоение трафика, или, говоря простым языком, снижение скорости потока автомобилей?

1. Снижение общего количества ДТП;
2. Резкое снижение уровня смертности среди пешеходов и велосипедистов, пострадавших в ДТП;
3. Снижение уровня выбросов CO2 в атмосферу;
4. Снижение шумового загрязнения города;
5. Увеличение пропускной способности улиц.

Описанные выше меры помогут сделать город безопасным и сохранить тысячи жизней. Отправьте ссылку на этот пост своему мэру или депутату. Было бы здорово, если бы депутаты беспокоились не об однополых браках, а о безопасности наших городов.

И будет здорово, если вы разместите ссылку у себя в соцсетях. Спасибо.