June 21, 2016

Хороший Оренбург

Никогда не был в Оренбурге и теперь понимаю, что 32 года жил зря! Столько времени упустил, когда всего в нескольких часах лёта от Москвы был Оренбург! Я 20 раз съездил в Омск, 15 раз в Уфу, был в десятках других городов России, да не по одному разу, а в Оренбурге не был. Теперь чувствую себя туземцем, которого в джунглях откопала съемочная группа "Дискавери" и впервые показала телевизор, телефон и другие достижения цивилизации. Это невероятно! Я восхищен!

Мое знакомство с Оренбургом началось в аэропорту, где традиционно я увидел нелегальных таксистов. Я выходил первым, и меня сразу выхватил мужик лет 40. Я уже приготовился его послать, но вместо привычного «Такси ннннада?» мужчина сказал: «Здравствуйте, меня зовут Андрей, я работаю таксистом, вам нужно будет такси до города?» А потом он назвал совершенно адекватную цену, и мне даже не пришлось с ним торговаться. В дороге он показался мне приятным собеседником, рассказал про город. В конце пути я дал ему в благодарность в два раза больше, чем он попросил. Андрей смутился, оставил визитку и сказал, что будет рад завтра показать мне город совершенно бесплатно! Так началось мое знакомство с Оренбургом.

01. Выхожу утром из отеля, а тут деревня! Вот прямо в самом центре стоят обычные деревенские дома. Красота.

02. Какие-то кривые дощатые заборы подпирают кирпичные современные дома. И до чего эти покосившиеся домики лучше и милее многоэтажных муравейников! Понятно, что в городе они смотрятся сиротливо, но какие-то кварталы сохранить можно.

03. Оренбург не стесняется своей провинциальности. Это другие города комплексуют, что они не столица. Комплекс этот выражается обычно в том, что каждый город считает себя столицей чего-то или как минимум центром: центром России, центром Сибири, центром мира и т.д. Оренбургу есть чем похвастаться: здесь проходит граница между Европой и Азией, здесь учился Гагарин, да вообще много всего хорошего и знаменательного происходило здесь. Но мудрый Оренбург не истерит и не комплексует, он не разрушает исторический центр и не сносит историческую застройку, он не боится показаться деревней, он открытый и настоящий. Даже когда надо напомнить о столичном статусе города, Оренбург пишет, что столица это степная! Именно поэтому в Оренбург сразу влюбляешься.

04. Смотрите, какая прелесть.

05. Или вот... Среди такой благодати даже мудак на "Мерседесе", который нашел клочок газона для парковки, не вызывает раздражения. Пусть стоит, мил-человек!

06. Площадь в центре... Людей мало, здесь нет суеты. Никто никуда не спешит. Месяц в Оренбурге – это как один день в сумасшедшей Москве.

07. Канатная дорога в Азию

08. Мост туда же

09. Пешеходная улица в центре. Здесь все тихо и спокойно. Здесь нет бесконечных ларьков и аттракционов, как в Челябинске, здесь приятно прогуливаться и наслаждаться жизнью.

10. А вот какая-то автобусная станция. На фоне церковь, старые автобусы – ну не прелесть ли? Смотрите, какое чудо!

11. Люди собираются на дачу.

12. Чудесная картина. Сразу хочется купить домик в Оренбурге и жить с этими людьми.

13. А вы посмотрите, какую я тут решетку ливневки нашел!!! Да на этой решетке можно жениться! Нигде не видел ничего прекраснее.

14. В Оренбурге даже памятник Ленину не хочется снести! Маленького Ильича поставили в Оренбурге в 1925 году. Это один из первых памятников Ленину в мире. Высота фигуры соответствует настоящему росту вождя (165 см). Памятник отлили в Питере (то есть в Ленинграде). В 1924 году, после смерти Ленина, преданные коммунисты решили построить на реке Сакмаре гидроэлектростанцию и назвать ее в честь вождя. В газете разместили объявление с призывом жертвовать деньги на новую ГЭС. Однако денег собрали недостаточно, да и строить такое предприятие было некому. Поэтому решили просто поставить памятник. В советских путеводителях пишут, что в нем «с большой силой передана революционная страстность, кипучая энергия и целеустремленность вождя пролетариата».

15. Лева!

16. Не нравится Ленин? Вот вам межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода», или «Сатана» (как ее зовут в НАТО). Стоит в музее под открытым небом «Салют, Победа!».

17. Администрация по-советски монументальна, бездушна и уныла. В таком городе как Оренбург тоталитарная сталинская архитектура сморится как НКВДшник в кожаном плаще, пришедший в библиотеку.

18. А это водители администрации. Так как Оренбург – город глубоко провинциальный, здесь чтят глупые понты. У городской и областной администрации в Оренбурге автомобильные номера, как правило, имеют серию «ООО». Рассказывают, что есть специальный список подобных номеров, который обязан знать каждый сотрудник ГИБДД. В основном с такими номерами ездят служебные машины, и у некоторых представителей администрации их может быть несколько. Еще говорят, что эти номера оренбургские чиновники передают по наследству своим преемникам. Чем выше статус должностного лица, тем меньше его номер. Например, номера 001 и 002 принадлежат губернатору края Юрию Бергу. Такие номера покупают местные бизнесмены и другие успешные и модные оренбуржцы.

19. Мэрия

20. На минутку может показаться, что мы в Питере, но на фоне виден какой-то долгострой... Что это? Это местная достопримечательность!

Между зданиями Департамента строительства Оренбурга и Администрации Оренбургской области, в исторической части города стоит 40-летний долгострой. Возводить его начал Газпром. В 1987 году, после того, построили 16-й этаж здания, все работы прекратились. Несколько раз менялись владельцы высотки, но никто из них не смог закончить строительство.

В 2002 году были демонтированы 4 верхних этажа здания. Потом, в 2006 году, у долгостроя в очередной раз сменился собственник. Новый владелец начал было его достраивать, но денег и сил хватило только на то, чтобы застеклить одну сторону высотки. В 2010 году губернатор предложил выделить из бюджета 32 миллиона рублей на разбор здания, но депутаты выступили против.

Находящийся по соседству Дворец творчества детей и молодежи предлагал забрать долгострой себе, но частник отказался его продавать. С каждым годом этот кусок земли становится все дороже, поэтому избавляться от него никто не торопился.

Многие считают, что история долгостроя – темная и криминальная. «За всеми махинациями, которые связаны с объектом, стояли очень влиятельные люди. Пока они живы, поверьте, никто и никогда не узнает всей правды... Кстати, долгостроя сегодня могло и не быть. С предложением демонтировать здание выступал один из его совладельцев Леонид Пасынков, но его убили. Впрочем, существует и другая версия. За долгострой кому-то шли откаты, а Леонид этим людям со своей инициативой мог сильно помешать», – рассказывал Михаил Коннов, министр природных ресурсов, земельных и имущественных отношений администрации и правительства Оренбургской области с 2003-го по 2009 год.

Жители соседних домов рассказывают, что при сильном ветре из здания доносятся непонятные стуки и скрипы. Все боятся, что оно может развалиться. В 2013 году власти в очередной раз пообещали снести жуткий долгострой. Они хотели выкупить здание, и собственник согласился продать его за 106 миллионов. Но власти таких денег не нашли.
В 2014 году оренбургские архитекторы предложили два проекта, по которым можно было бы достроить заброшенную высотку. Там предполагалось расположить Парламентский центр и бизнес-центр с зеленой зоной и подземной парковкой. Один из проектов должны были согласовать в городском и областном правительстве, а само здание собирались реконструировать к 2017 году. Но в очередной раз не сложилось.

Позорный долгострой так и продолжает стоять в центре города, а оренбужцы пытаются выжать из него хоть какую-то пользу. Например, оперативные службы Оренбурга проходят там командно-штатные учения: понарошку спасают деревянных манекенов из завалов бетонных плит, на лебедках спускают с верхних этажей людей или вытаскивают их из колодцев.

22. Я тоже люблю!

23. Здесь учился Гагарин. По какой-то непонятной причине здесь не ухаживают за деревьями. В итоге во многих местах образовались непонятные джунгли! Вот красивое здание духовной семинарии совсем в них утонуло!

24. А вот каким оно было 100 лет назад. Напомню, что деревья в городе являются частью архитектурного ландшафта. Город вам не дикий лес! За деревьями надо следить: подрезать их, а когда они совсем разрастаются и начинают доминировать над архитектурой, срубать и сажать новые.

25. Еще одно такое место – музей истории Оренбурга. Строилось здание изначально в качестве казначейской кладовой с унтер-офицерской гауптвахтой. Довольно необычный неоготический замок. Но он весь зарос! Почему не вырубят деревья?

26. Вот как было раньше. Не следить за деревьями в городе – это все равно что не стричь ногти и волосы в нужных местах, мотивируя свои действиям невмешательством в природные процессы.

27. А вот это очень круто!

28. Лучшая защита от машин, которую я видел!

29. Хорошая реставрация

30. В центре – шикарные кварталы исторической застройки. Редкий город может похвастаться этим.

31. К сожалению, многие здания изуродовали вывесками и пристройками, но все это можно снести, если вдруг придет нормальный мэр.

32. Пример варварства: вывеска, кондей на фасаде... Бургеры, кстати, нормальные, но слишком дорогие для такого места. И издевательство над фасадом прощать им нельзя.

33.

34. Бесконечно прекрасный Оренбург

35. Водонапорная башня на проспекте Победы – памятник архитектуры начала ХХ века.

36. Гостиный двор

37.

38.

39.

40. Хороший город невозможен без электротранспорта! Троллейбусы ездят по Оренбургу с 1953 года. В 1993 году в городе было 11 троллейбусных маршрутов, но сейчас их осталось всего 6. К 2000 году большая часть троллейбусов оказалась в аварийном состоянии, поэтому в это время началось сокращение маршрутной сети. Управляющее предприятие не может покрыть свои убытки, не говоря уже об обновлении парка. Чтобы хоть как-то держаться на плаву, в конце прошлого года оно решило повысить цену на проезд с 11 до 13 рублей.

Работники троллейбусного депо в Оренбурге жалуются на маленькие зарплаты (если не работать в сверхурочные, то выходит около 12–15 тысяч рублей в месяц) и на ужасное отношение руководства. Многие увольняются, остаются работать только пожилые люди, которые зачастую уже на пенсии. Им приходится водить неисправные троллейбусы, потому что руководство отказывается закупать новые детали. В прошлом году в депо погибла одна из водителей: ее насмерть зажало между двумя троллейбусами. По официальной версии, она забыла поставить троллейбус на ручник, а когда он начал скатываться на нее, попыталась остановить его руками. Но работники депо отмечают, что эта женщина имела 23 года стажа и вряд ли могла на спуске забыть поставить троллейбус на ручник. Некоторые полагают, что троллейбус был сломан, а руководство просто решило свалить вину на погибшую. В середине мая один из таких троллейбусов загорелся на остановке. Водитель успел высадить всех пассажиров и вызвать пожарную бригаду.

Надеюсь, троллейбусы в Оренбурге вернут былое величие. Будет большой ошибкой угробить троллейбусную сеть.

42. Еще тут современные подземные мусорные баки и отдельные сетки для пластика.

43.

44. Около аэропорта есть музей.

45.

Оренбург – очень крутой город, рекомендую!

Завтра продолжим.

Плохой Челябинск, часть 1

Плохой Челябинск, часть 2

Плохой Челябинск, часть 3

Хороший Челябинск

Россия:

Адлер: Очень плохой / Хороший
Алушта: Антиутопическая
Архангельск: Ужасный / Необъяснимо плохой / Необъяснимо хороший
Брянск: Плохой / Хороший
Владивосток: Плохой / Хороший
Владимир: Плохой / Хороший
Геленджик: Плохой / Хороший
Грозный: Плохой / Хороший
Екатеринбург: Плохой / Хороший
Железноводск: Захваченный
Ижевск: Плохой / Хороший
Иркутск: Другой
Йошкар-Ола: Плохая / Хорошая
Казань: Плохая / Хорошая
Корсаков: Богатый
Кострома: Плохая / Хорошая
Магас: Плохой / Хороший
Махачкала: Плохая / Хорошая
Михайловск: Современный
Нижний Тагил: Плохой
Новороссийск:: Плохой / Хороший
Новосибирск: Безликий
Омск: Жуткий, часть 1 / Жуткий, часть 2 / Жуткий, часть 3 / Жуткий, часть 4 / Жуткий, часть 5 / Хороший
Пенза: Плохая / Хорошая
Петрозаводск:Плохой / Хороший
Псков: Плохой / Хороший / Очень хороший
Самара: Плохая / Странная / Хорошая
Севастополь: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Сочи: Плохой / Хороший
Сургут: Плохой / Хороший
Сыктывкар: Очень Плохой / Плохой / Хороший
Тагил: Плохой / Хороший
Тверь: Плохая / Хорошая
Тула: Плохая / Хорошая
Тырныауз: Умирающий
Уфа: Плохая / Снова плохая / Хорошая / Саммитная / Серая
Хабаровск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Хороший
Ханты-Мансийск: Плохой / Хороший
Челябинск: Плохой, часть 1 / Плохой, часть 2 / Плохой, часть 3 / Хороший
Черкесск: Плохой / Хороший
Южно-Сахалинск: Плохой / Хороший
Ярославль: Очень плохой / Плохой / Хороший / Шинный

Мир:

Белград: Плохой / Хороший
Варшава: Плохая / Хорошая
Вильнюс: Плохой / Хороший
Детройт: Плохой / Хороший
Киев: Плохой / Хороший
Кишинев: Плохой / Хороший
Львов: Плохой / Хороший
Минск: Плохой / Хороший
Тирана: Плохая / Хорошая