May 18, 2018

Граница России и НАТО

Одна из самых контрастных границ России. Всего несколько километров – и начинается другой мир. При этом начинается он во всех смыслах.

С одной стороны – солдаты и колючая проволока, с другой стороны – пляжи и полная свобода. С одной стороны – чёрный снег и уничтоженная природа, с другой – райские пляжи и девственная тундра. С одной стороны вас зазывают на крабовое сафари, с другой за пойманного краба можно отправиться в тюрьму. С одной стороны – Норвегия, с другой – Россия.

Ближайшие крупные населённые пункты, которые имеет смысл сравнивать, – норвежский Киркенес и российские Никель с Заполярным.

01. Со стороны России попасть на границу не так-то просто. За много километров начинается так называемая пограничная зона с постами, где проверяют документы. Если вы не местный житель и у вас нет загранпаспорта, то будут сложности. Некоторые районы вообще недоступны для свободного посещения, надо получать пропуск. Со стороны Норвегии и Финляндии всё просто. Можно подойти пешком или подъехать на машине прямо к границе, обнять пограничный столб – и никто тебе слова не скажет. Вот она, граница России и Норвегии! Несколько десятков метров реки, и начинается другая страна. Можно пешком перейти ;)

02. Со стороны Норвегии – дорога и жилые дома. Со стороны России – зона отчуждения. Родина так близко и так далеко.

03. У норвежцев нет вообще никакой защиты и охраны. Только предупреждения.

04. Одно из правил меня смутило. Норвежцы запрещают фотографировать военный персонал России бестактным или провокационным образом. То есть нельзя дразнить наших погранцов? )))) Очень мило.

05. Забавно, что норвежцы свою границу вообще особо не охраняют. Когда начался кризис с беженцами, они попытались построить свой забор, но что-то пошло не так. Сначала построили всего 200 метров забора, потом поняли, что построили его не там, и снесли. А затем вспомнили, что у русских в нескольких километрах от границы есть свой забор. У нас забор, кстати, крутой. Куча камер, несколько рядов колючки, вышки с погранцами.

Если вы бежите в Норвегию, достаточно с русской стороны переплыть реку – и всё. Больше никаких преград. Но вот если вы из Норвегии захотите сбежать в Россию, начнутся сложности. Не спрашивайте, зачем из Норвегии бежать в Россию. Вдруг вам надоест есть крабов! Вам придётся пройти много километров по полосе отчуждения и не попасться солдатам. А потом, собственно, перебраться через все заборы с колючкой.

Беженцы массово поехали в Норвегию через Россию в 2015 году. Сирийцы добирались до Бейрута, получали туристическую российскую визу, летели в Москву, оттуда кто как попадали в Мурманск. Там они пересаживались на автобус до Никеля, а в Никеле брали велосипеды и катили до норвежской границы. Велосипеды им были нужны, потому что пешком границу переходить запрещено, а велосипед – самое дешёвое транспортное средство, которое они могли раздобыть. Средний беженец тратил на дорогу из Сирии в Норвегию через Россию примерно неделю. Странно, что они не оставались жить в лучшей стране мира, предпочитая ей бездуховных скандинавских соседей.

06. В одном из торговых центров Киркенеса перед входом стоят два пограничных столба.

07. На них фотография норвежского подданного Фруде Берга, который в ноябре 2017 года был задержан в Москве эфэсбэшниками. Его обвинили в шпионаже (ст.276 УК РФ) и арестовали, сейчас он сидит в СИЗО "Лефортово" в Москве. ФСБ утверждает, что он собирался вывезти в Норвегию информацию о российских подлодках. По данным норвежских СМИ, Берг был курьером, который перевозил в Москву деньги и инструкции для агентов, связанных с норвежской разведкой. У себя на родине Берг служил пограничным инспектором, в последние годы он был на пенсии.

08. Жилые дома со стороны Киркенеса, прямо на нашей границе.

09. А ещё тут есть пляж.

10. Есть версия, что пляж в полузаброшенной деревне Гренсе-Якобсэльв – чуть ли не самый северный в мире. Так это или нет, определить сложно, но климат в Киркенесе и его окрестностях очень мягкий для этой широты (напоминаю, что это Заполярье). Это расширяет возможности туризма. Летом народ тут даже купается (хотя температура воды редко бывает выше 10 градусов) или собирает ягоды. Зимой норвежцы ездят на горнолыжный курорт, а туристов катают на собаках и оленях. Ну и при любом удобном случае норвежец может пойти на рыбалку.

11. Лютеранская Якобсэльвская церковь, она же часовня Оскара II (1869 г.). В России считают, что её построили "в противовес" православной церкви в Борисоглебске.

12. На берегу какие-то домики – и ни души!

13. Хотя, казалось бы, тут потенциальный враг в нескольких метрах.

14. В багажнике у меня был одноразовый гриль и норвежский лосось. Я разжёг гриль прямо на берегу, кинул на него рыбу, овощи, открыл бутылку шабли. Рядом разложил все свои камеры, открыл ноутбук и начал работать. Что может быть лучше обеда на берегу моря? Тут на горизонте замечаю норвежских солдат. Я сразу напрягся. Может быть, нельзя тут жарить мясо? Может быть, я что-то запрещённое снял? Почему они идут ко мне? Почему они идут с оружием? Может быть, у них вызвал подозрение целый чемодан техники, дрон и ноутбук? Я нервничал и перебирал варианты. Я проверил наличие паспорта, мысленно начал готовиться к худшему. Пограничники были всё ближе... Но они даже не смотрели на меня. ОНИ ПРОСТО ПРОШЛИ МИМО! Ни одного вопроса, кто я такой, что я тут делаю в нескольких метрах от госграницы на машине с русскими номерами. Они просто прошли. Я даже немного расстроился. Как же так? Ну вы что? Проверьте у меня документы! Но нет. Они просто прошли мимо! Я только махнул им в след и крикнул "Привет!". В ответ девушка мило мне улыбнулась, помахала ручкой, а парень поднял приветственно банку с газировкой. Я долго думал, можно ли их сфотографировать. Вспомнил правила – там ничего не было сказано про норвежских военных, так что снял.

15. Сам пограничный переход. Напомню, что границу нельзя переходить пешком! Можно либо на машине, либо на велосипеде. Этим и пользовались беженцы во время кризиса. Они покупали у русских велосипеды, ехали на границу, переходили её и выкидывали свои велосипеды здесь. Говорят, у норвежцев целые ангары старых велосипедов теперь.

В 90-е в Киркенес можно было прилететь из Мурманска на самолёте. В норвежском городе есть аэропорт, а у "Аэрофлота" были соответствующие рейсы. У авиакомпании была даже идея открыть маршрут Киркенес – Мурманск – Архангельск, но из этого ничего не вышло. Теперь Киркенес обслуживает только внутренние рейсы (Осло, Тромсё и совсем маленькие городки).

С 2012 года действует соглашение о безвизовом передвижении жителей Печенгского района Мурманской области и норвежской коммуны Сёр-Варангер. Местные жители могут ездить в соседнюю страну неограниченное количество раз. В России на приграничных норвежцах больше всех зарабатывают заправки, потому что соседи приезжают за дешёвым бензином (у нас топливо в два раза дешевле, чем в Норвегии). Россияне закупают в Киркенесе различные товары, например рыболовные снасти.

Поснимать пограничные пункты не получилось. У норвежцев всё поцивильнее.

Наш КПП, кстати, тоже неплохой. Его проектировали норвежцы.

16. Это дорога от КПП в России. Она идеально ровная и широкая. Был приятно удивлен. У норвежцев дорога хуже. Только почему жёлтая разметка? Так разве можно?

17. Сворачиваю на поворот в Никель. Первое, что вижу – это заброшенный КПП.

18.

19.

20. Через несколько километров на горизонте показываются трубы комбината. На берегу озера мусор и лежит могильный крест.

21. А дальше начинается какой-то ад. Просто чёрная земля без единого дерева, пыль, какие-то марсианские пейзажи.

Посёлок Никель стоит на берегу озера Куэтсъярви на севере Мурманской области, в каких-то 6 километрах от границы с Норвегией и в 53 км от Киркенеса.

22. Комбинат "Печенганикель" уничтожил всё вокруг себя.

23. На горизонте – Норвегия.

24. По склонам текут грязные ручьи от талого снега.

25. Снега ещё много, но его не видно, так как он чёрный и издалека похож на землю.

26. Печенгский район был образован летом 1945 года. До этого он был частью финского лена (губернии) Лаппи. Сам посёлок Никель назывался Колосйоки. Даже первый никелевый комбинат ("Каула") здесь построили финны. Во время войны он был частично разрушен, но затем восстановлен вслед за рудником.

27. Сейчас градообразующим предприятием является горно-металлургический комбинат "Печенганикель" (помимо Никеля он работает в городе Заполярный), прямой наследник финского завода "Каула". Он является частью "Кольской ГМК", которая в свою очередь относится к структурам "Норникеля". Компании принадлежит и комбинат "Североникель" – он является градообразующим предприятием уже для Мончегорска. Там перерабатывается файнштейн, поступающий с "Печенганикеля".

28. Медно-никелевое производство – одно из самых грязных, поэтому на сайте "Кольской ГМК" есть целый раздел об экологии. Там трогательно рассказывается, как тщательно и ответственно компания подходит к защите окружающей среды. Но производство всё равно неизбежно сопровождается выбросами как в атмосферу, так и в воду. Например, в воздух попадает сернистый ангидрид, который потом выпадает в округе в виде кислотных осадков.

В 2014 году правительство РФ включило Никель в список моногородов, "в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения". То есть это лучший друг Карабаша Челябинской области. Надо сказать, фраза "имеются риски ухудшения" – это весьма оптимистичная оценка положения, в котором сегодня находится Никель.

29. По обочинам дороги стоят заброшенные дома. Население посёлка постоянно падает. Сейчас тут живёт всего 11,5 тысячи человек. Это даже на 5 тысяч меньше, чем было в 1959-м, не говоря уже о конце 80-х.

30. Сразу вспоминаю прекрасный Киркенес. Невероятно красивая природа, белый снег.

31. Как мало надо для счастья! Просто чтобы снег был белым.

32. Россия

33. Норвегия. В Киркенесе красивые чистые остановки. Закрытая урна, удобная лавочка.

34. Через 10 километров чистые остановки заканчиваются, мы попадаем в город Заполярный. Тут все остановки засраны, всё в рекламном мусоре и объявлениях. Повсюду говно.

35. Почему в странах НАТО остановки чистые, а у нас вот такие, никто не понимает. Казалось бы, что мешает нам навести порядок? Почему нельзя остановку почистить?

36. Самая чистая остановка, какую удалось найти в России.

37. Норвежское кладбище

38. Русское кладбище. Я, кстати, никогда не понимал этой любви к этим могильным оградкам. Зачем они? От чего они могут защитить на кладбище? К чему эти бесконечные заборы? Чтобы покойник в случае чего не сбежал?

39. В Норвегии можно купить краба. Более того, ты можешь его поймать!

В стране действует закон "об агрессивном неквотируемом промысле краба западнее 26 меридиана". Это значит, что в открытом море краба могут ловить буквально все. В норвежских водах камчатский краб стал вредителем, который уничтожает икру трески и всякую живность, которой эта рыба питается. За каждую добытую самку краба власти Норвегии даже платят вознаграждение – до 15 евро.

Что касается прибрежного вылова, то любой житель Норвегии может добыть 3-х крабов в месяц для личного пользования.

40. Туристам также разрешено ловить краба: для этого выделена специальная квота, которая распределяется между турфирмами. При этом в прибрежных водах краба меньше не становится.

Зато в Мурманске никаких крабов нет.

В 2011 году в Мурманской области ввели запрет на вылов краба в 12-мильной прибрежной зоне.

Учёные из Полярного океанографического института (ПИНРО) выяснили, что "районы воспроизводства краба" находятся именно возле берега и около полуострова Канин. Они утверждали, что ловушки попадалось слишком много молодых особей, и это негативно сказывалось на численности популяции.

Но прибрежные краболовы думают, что учёные были использованы, чтобы монополисты могли спокойно ловить краба в открытом море (в 2011 году улов достигал 80–120 тонн в день), не опасаясь конкуренции со стороны малого бизнеса. Самих "прибрежников" на шельф не пускают. Лет 10 назад были озвучены планы расширить прибрежную зону с 12 миль до границ континентального шельфа, но они так и не были реализованы.

Проще говоря, чиновники создали искусственную границу, за которую всяких "лохов" не пускают. Вылов краба – только для своих.

В результате крупные компании продолжают ловить краба, а мелкие фирмы, специализировавшиеся на прибрежном вылове, разоряются и закрываются. "Лишние" корабли сдавали на металлолом, людей увольняли десятками. Хозяева фирм платили миллионы за то, чтобы получить от государства квоту на вылов краба. Деньги государство с удовольствием взяло, но потом просто кинуло рыбаков.

Самое странное, что краба нельзя ловить возле берега даже для личного потребления. Это приравнивается к браконьерству. Людей, которые раньше годами занимались любительской ловлей краба, штрафуют на крупные суммы, могут даже посадить в тюрьму на 2 года.

Например, два года назад житель ЗАТО Александровск поймал четырёх крабов в Кольском заливе, в 25 метрах от берега. Эти 4 краба на тот момент стоили 1670 рублей. Суд решил, что рыбак "причинил ущерб водным биологическим ресурсам России" и оштрафовал его на 100 тысяч.

Год назад жители прибрежных рыбацких посёлков Мурманской области предлагали разрешить хотя бы любительский вылов краба, чтобы им вернули возможность заниматься традиционным промыслом, а в регион на рыбалку приезжали туристы из России и Европы, "как в Норвегии". Но навстречу им никто не пошёл.

Теперь в Мурманске краба нельзя ни поймать, ни купить. Вместо крабов, которыми прибрежные воды просто кишат, местные жители едят крабовые палочки (в которых крабового мяса вообще нет).

41. Как я уже рассказывал, Киркенес сейчас является базой для многих российских рыболовецких судов.

42. Рыбаки, избегая контактов с отечественными проверяльщиками и запрещальщиками, предпочитают иметь дело с норвежским портом.

43. Судно Bluetrans, например, приписано к Мурманску.

44.

45. Киркенес в три раза меньше Никеля (всего 3,5 тысячи жителей), но по норвежским меркам это город, а не посёлок. Примерно десятая часть жителей – русские или русскоязычные, так что многие указатели в городе продублированы на кириллице. Промежуточная по численности прослойка – саамы, или для русских "лопари", коренные жители Лапландии. В Норвегии и Финляндии этот народ обладает довольно широкими привилегиями.

46. Раньше Киркенес тоже был посёлком горняков. Горнорудное предприятие закрылось в середине 90-х, но с 2009-го года какие-то работы возобновляются. Местные жители надеются, что в Баренцевом море недалеко от Киркенеса начнут добывать нефть, но пока основную часть доходов город получает от рыболовства и туризма, в том числе от российских покупателей.

47. Это, кстати, новое жильё. Аккуратные двухэтажные деревянные дома с балконами и террасами. Обратите внимание на размер окон!

48. Как вам норвежские "бараки"?

49. Гаражи для жителей новых домов. Здесь, наверное, хранятся не только машины, но и те самые русско-сирийские велосипеды. И лодки заодно.

50. А это новое жильё в Мурманске. Сюда переселяют людей из двухэтажных деревянных бараков.

51. Кто-то решил поиграть с цветом. Ох... Радует, по крайней мере, что застройка малоэтажная.

52. Но инфраструктуры и благоустройства, как обычно, никакого нет.

53. Парковка во дворе. Вокруг нового дома просто пустырь (не удивлюсь, если через год он будет покрыт ровным слоем мусора).

54. Правда, кто-то уже благоустроил себе клочок земли под окном.

55.

56. На примере этого дома сталинской эпохи хорошо видно, как деградирует архитектура.

57. В 30-е годы ещё как-то думали о внешнем оформлении зданий.

58. А сейчас просто лепят примитивные коробки, обшитые панелями.

59.

Русский срач

Мурманск: проклятый город

Формирование комфортных городских трущоб

Проект "Граница": Россия — Финляндия

Иматра – Светогорск: как живут люди
Иматра – Светогорск: "Сказка о неудачном времени"
Простите, финны, мы всё про**али
Как мы могли бы жить: жилые районы Выборга и Лаппеэнранты
Секрет финского порядка...
Как Выборгу не повезло (а может, повезло) после войны
Мы и они

Проект "Граница": Россия — Эстония

Ивангород – Нарва
Ивангород – Нарва: Евросоюз на том берегу
Ивангород – Нарва: отношение к великой истории
Ивангород – Нарва: как живут люди
Достопримечательности Нарвы и Ивангорода
Ивангород – Нарва: где жить хорошо?

Проект "Граница": Россия — Литва

Северный Сочи
Зеленоградск: плановое уничтожение города в мирное время
Можно вытащить Литву из Совка, но Совок из Литвы – никогда
Как могла бы выглядеть русская деревня под грузом европейских ценностей
Западные ворота России
Как живется пешеходам в России и Литве
Что стало с советскими панельками в России и Литве
Отношение к историческому наследию в жалкой Литве и Великой России
Нам есть чем гордиться!

Проект "Граница": Россия — Польша

Восстановление утраченного наследия: Польша и Россия
Почему у Гданьска получилось, а у Калининграда – нет
Советское наследие Гданьска и Калининграда

Проект "Граница": Россия — Китай

Россия | Китай: невероятный контраст на границе
Благовещенск | Хэйхэ
Благовещенск – Хэйхэ. Где хуже?
Нам есть чем гордиться