Граница: Благовещенск | Хэйхэ
Существует ряд стереотипов, на которые люди любят списывать свои проблемы: особый менталитет, климат, народ неправильный, ещё что-то не так... Из-за всего этого якобы и возникает говно за окном. Есть такая книга "Почему одни страны богатые, а другие бедные". Её авторы Аджемоглу и Робинсон приходят к выводу, что не существует никаких проблем с менталитетом и тем более проблем с климатом. Есть лишь одна причина бедствий в вашей стране (или вашем городе): у вас не работают государственные институты.
Если в стране нет независимых СМИ, честных выборов, нормально функционирующей судебной системы, если процветает коррупция, то у вас за окошком будет говно.
Мне всегда было интересно сравнить города по разные стороны границы России и Китая, и стоящие на противоположных берегах Амура Благовещенск с Хэйхэ подходят для этого как нельзя лучше.
01. Аэропорт Хэйхэ выглядит так. Здание построено всего несколько лет назад, но уже смотрится очень неряшливо, как и почти все новые строения в Китае.
02. Уже видны какие-то потёки.
03. Внутри довольно просторно, хотя сам аэропорт сравнительно небольшой.
Удивительно, но в аэропорту Айхуэй пассажиропоток в два раза меньше, чем в аэропорту Благовещенска, на уровне 200 тыс. пассажиров в год. Улететь из Хэйхэ можно в Харбин, Шанхай и Пекин.
04. Выход уже ремонтируют, тут уже успело что-то сломаться – теперь переделывают.
05. Аэропорт Благовещенска. Обычный советский аэропорт, в котором несколько лет назад сделали евроремонт. При этом выглядит он качественней и основательней, чем китайский по ту сторону границы.
06. Внутри тоже довольно просторно и почище, чем в аэропорту Хэйхэ.
07. Хотя для столичного аэропорта с пассажиропотоком он справляется не очень хорошо. Зоны досмотра тесные, в залах ожидания не хватает сидячих мест.
В 2017 году через аэропорт Игнатьево прошли 406 тысяч пассажиров. Из Благовещенска можно улететь в Москву, Владивосток, Новосибирск, Хабаровск, Якутск и другие города. Из зарубежных стран можно попасть в Таиланд и Вьетнам, а вот в Китай почему-то рейсов нет.
08. При выходе из китайского аэропорта у нас травяная скульптура: медведь с пандой "рука об руку". Но российский флаг давно выцвел, и никто его не подкрашивает. Таксистов в аэропорту Хэйхэ мало, зато много разводил.
09. Перед аэропортом Благовещенска стоят официальные такси.
10. Дорога из аэропорта Хэйхэ широкая, даже с разделителем, но пустая. Из аэропорта особо никто не ездит. Вдоль дороги стоят огромные рекламные щиты с патриотически-пропагандистскими плакатами типа "Берегите лес!" и "Любите Родину!".
11. Трасса из аэропорта Благовещенска поуже, одна полоса в каждую сторону. Но асфальт хороший: прошлой осенью шоссе отремонтировали.
12. Поскольку Хэйхэ – город молодой, никакого исторического наследия там особо нет. Но китайцы, насмотревшись картинок в Baidu, очень быстро лепят декорации.
13. То какие-то замки, то Елисейские поля, то ещё что-нибудь. Повсюду пародии на европейскую архитектуру.
14. Бродишь по улицам и не понимаешь, в каком городе ты оказался.
15. Всё, что строится в Хэйхэ, строится ужасно некачественно. Это одноразовые декорации, которые уже через несколько лет начинают разваливаться, потом их опять переделывают, и так до бесконечности.
16. На всю эту китайскую красоту хорошо смотреть с другого берега Амура, но когда ты оказываешься рядом с ней, ты понимаешь, что всё это картонное, пенопластовое, ненастоящее. В центре куча полузаброшенных зданий.
17. Всё это быстро приходит в упадок. Отработав несколько лет, отбив первоначальные инвестиции, все эти гостиницы закрываются и какое-то время стоят в запустении, пока снова не прибегают китайцы и не начинают всё переделывать.
18. Все эти постройки – временные, о будущем в Хэйхэ никто не думает.
19. Этот декор кому-то может нравиться издали.
20. Но на самом деле он бутафорский, из однослойной картонки.
21. Всё гниёт и разрушается.
22. Здание Управления морской безопасности Китая. Казалось бы, административное здание должно содержаться в порядке, ведь Партия так заботится об авторитете власти. Но нет, в данном случае власть целиком и полностью с народом! Чиновники тоже обитают в разваливающемся здании.
23. Разваливаются лестницы
24. Разваливаются фасады
25. Если заглянуть за угол, то даже декоративная красота кончается и начинается обычная китайская разруха.
26. В Благовещенске с историческим наследием, конечно, получше. Некоторые здания даже пытаются реставрировать, но при реставрации "забывают" оставлять исторические окна.
27. По крайней мере, в городе всё ещё есть на что посмотреть.
28. Внезапно! Название в стиле русскоязычных вывесок в Хэйхэ ) Уважения к истории в Благовещенске, к слову, никто не испытывает. Милый старинный домик испортили непонятными пристройками и кричащими баннерами.
29. Ещё одно историческое здание, полностью облепленное рекламой.
30. Здание напоминает московский "Дом с рюмкой" (доходный дом Филатова) на Остоженке.
Вот как он выглядит:
31. Триумфальная арка на площади Победы в Благовещенске
32. К сожалению, это новодел 2005 года.
Оригинальная арка, открытая в 1891 году, выглядела иначе. Взгляните, вот арка в 1904 году – совсем другие пропорции.
33. Современная архитектура Благовещенска выглядит убого.
34. Хэйхэ продолжает клепать невероятные скульптуры и строить новые декорации. На плакатах, наклеенных на забор стройки, можно увидеть, что тут должен появиться едва ли не какой-то дворец.
35. Кстати, в знак российско-китайской дружбы на центральной улице Хэйхэ стоит пенопластовый памятник Пушкину.
36. По мнению китайцев, основные произведения Пушкина – "Вольность", "К морю" и "Пиковая дама". Интересно, кто-то из русских назвал бы эти произведения главными работами поэта?
37. В Благовещенске памятника Пушкину нет, зато есть памятник Ленину.
38. Поскольку раньше основной поток туристов в Хэйхэ шёл из России, то даже в каких-то безлюдных закоулках и подворотнях вывески переведены на русский язык.
В 2014 произошло сильное падение курса рубля, поэтому снизился поток туристов из Благовещенска в Хэйхэ. Если раньше за ночлег в гостинице среднего класса в Хэйхэ турист выкладывал 500-700 рублей, то после 2014-го услуга стала стоить не менее тысячи рублей. То же самое с ресторанами и магазинами: приходится больше платить за то, что раньше стоило дёшево. И теперь практически нет разницы, где покупать – в Благовещенске или в Хэйхэ.
39. Сейчас большинство вывесок тоже дублируется на русском. Китайцы по привычке ждут русских туристов, хотя поток сильно иссяк, и Хэйхэ пытается переориентироваться на внутренний рынок. Вот тут слева детский сад, и его вывеску переводить не понадобилось, а вывеску гостиницы на всякий случай перевели.
40. Торговые сети пока не снимают русские вывески, хотя информация о распродажах и акциях уже только на китайском.
41. После 2014 года русские туристы едут в Китай неохотно, поэтому все эти вывески, скорее всего, ещё старые, докризисные.
42. Хэйхэ – как раз тот город, который благодаря вот таким переводам постоянно плодит мемы о неграмотности китайских торговцев. Но не спешите смеяться: вспомните аэропорт Хабаровска или парк Зарядье, где китайцам так же смешно, как и нам.
43. Русские в Хэйхэ покупают в основном одежду, электронику и лекарства.
44.
45. Опять же, слева русская вывеска уже не понадобилась.
46. Ой, что тут у нас? Надеюсь, в Благовещенске сделают дружественный жест и откроют ресторан "Си Цзиньпин".
47. Многие ездят из России в Хэйхэ лечиться, потому что китайская медицина считается лучше, чем у нас.
48. Приятно, что второй раз заходить не надо )
49. Здоровое питание
50. Дорожные указатели тоже переведены на русский.
51. В Благовещенске тоже встречаются рекламные плакаты, которые дублируются на китайский язык в надежде на то, что приехавшие в Россию китайцы пойдут в нужную гостиницу или ресторан.
52. Но в целом большинство вывесок в городе – только на русском, хотя китайцы приезжают сюда в том числе и за золотом или, например, за янтарём.
53. Редко на каких раскладушках можно встретить китайский.
54.
55. В основном благовещенская торговля надеется на внутреннего потребителя.
56. Но исключения есть всегда.
57.
58. О городе можно судить по уровню объявлений.
59. Современная китайская архитектура
60. Современная российская архитектура
61. В Китае все плевать хотели на парковку – паркуются на тротуарах и дорожках.
62. И на газонах тоже.
63. В России то же самое. Человек считает вполне нормальным заехать на газон и укатать всё в говно. Потом весь город пыли и грязи, и народ удивляется: "А кто это сделал?!"
64. В Хэйхэ все чем-то заняты. Вот бабушка ездит на мотороллере и продаёт воздушные шары.
65. Вообще, эти грузовые мотороллеры пользуются в Хэйхэ популярностью. В России раньше были похожие мотороллеры "Муравей", но их уже давно не выпускают.
66. А ещё в Благовещенске с наземными переходами: расположены они не всегда удобно, поэтому люди часто перебегают дорогу.
67. Дороги в Благовещенске хуже, чем в Китае.
68. Это новое отделение полиции в городе Хэйхэ.
69. Новое благоустройство в Благовещенске
70. Вокзал в Китае
71. В Хэйхэ ограничение скорости – 50 км/час, в России такого нет. Ещё в Хэйхэ запрещено сигналить.
72. Общественный транспорт в Хэйхэ представлен исключительно автобусами и такси. Такси очень популярно у русских туристов, но тут важно уметь торговаться и заранее обговаривать финальную цену поездки. Один из важнейших видов транспорта в городе – велосипед, мотороллеры я уже упоминал.
73. По Хэйхэ курсируют низкопольные автобусы китайского производства.
74. В Благовещенске вместо нормальных автобусов – "Газели" и ПАЗики.
Когда-то в Благовещенске была развитая система общественного транспорта. В таком небольшом городе даже существовала троллейбусная сеть, открывшаяся в 1979 году. В лучшие годы одновременно работало 3 маршрута, но в эпоху путинской стабильности крепкие хозяйственники умудрились полностью развалить троллейбусную систему. Последний благовещенский троллейбус вышел на линию в августе 2016 года.
Теперь общественный транспорт в городе представлен только автобусами (причём с муниципальным перевозчиком конкурируют частники) и маршрутками. Таким образом, за последние 20 лет Благовещенск успешно деградировал до уровня Хэйхэ.
Кстати, в 2015 году Китай подарил Благовещенску велопрокат, и он до сих пор работает! Его запустила китайская компания "ЮнАнь", сумевшая договориться с мэрией. Она же продолжает управлять системой проката. На зиму станции велопроката закрываются, а с наступлением весны возобновляют работу. В этом году прокат открылся 18 апреля, работать будут 20 станций на 100 велосипедов. Главное неудобство в том, что у проката нет никакого приложения. Нужно тащиться в офис, платить 3000 рублей, брать в аренду магнитную карту... Жуткая бюрократия и прошлый век. Лучше бы позвали в город ofo или GoBee Bike.
76. Большинство остановок в Китае – это просто палка с объявлением.
77. В Благовещенске встречаются какие-то страшные подобия павильонов.
78. А в центре города все остановки кованые. Такое ощущение, что их дизайн и производство заказали фирме "Ритуал".
79. На перекрёстках в Хэйхэ стоят будки с полицейскими, охраняют порядок.
80. В Хэйхэ распространены такие маленькие машинки, водители которых подрабатывают как таксисты.
Благовещенск – Хэйхэ. Где хуже?
Проект "Граница": Россия — Китай
Россия | Китай: невероятный контраст на границе
Проект "Граница": Россия — Литва
Северный Сочи
Зеленоградск: плановое уничтожение города в мирное время
Можно вытащить Литву из Совка, но Совок из Литвы – никогда
Как могла бы выглядеть русская деревня под грузом европейских ценностей
Западные ворота России
Как живется пешеходам в России и Литве
Что стало с советскими панельками в России и Литве
Отношение к историческому наследию в жалкой Литве и Великой России
Нам есть чем гордиться!
Проект "Граница": Россия — Польша
Восстановление утраченного наследия: Польша и Россия
Почему у Гданьска получилось, а у Калининграда – нет
Советское наследие Гданьска и Калининграда
Проект "Граница": Россия — Финляндия
Иматра – Светогорск: как живут люди
Иматра – Светогорск: "Сказка о неудачном времени"
Простите, финны, мы всё про**али
Как мы могли бы жить: жилые районы Выборга и Лаппеэнранты
Секрет финского порядка...
Как Выборгу не повезло (а может, повезло) после войны
Мы и они
Проект "Граница": Россия — Эстония
Ивангород – Нарва
Ивангород – Нарва: Евросоюз на том берегу
Ивангород – Нарва: отношение к великой истории
Ивангород – Нарва: как живут люди
Достопримечательности Нарвы и Ивангорода
Ивангород – Нарва: где жить хорошо?