Можно вытащить Литву из Совка, но Совок из Литвы – никогда
В ситуации с Клайпедой, как и в случае с Каунасом, наша экспедиция столкнулась с предсказуемой трудностью: в Калининградской области у литовского города не нашлось аналога. Клайпеда намного меньше, чем Калининград, но в разы больше любого другого населённого пункта в российском регионе (150 тысяч жителей).
Это третий по величине город в Литве и крупный порт, а также центр притяжения российских туристов в выходные. Если калининградцы предпочитают ездить в Гданьск, то из того же Советска проще доехать до Клайпеды или Каунаса.
В Литве очень неплохо налажено транспортное сообщение. В небольшой стране сразу три международных аэропорта, причём один из них обслуживает как раз Клайпеду и Палангу. Туристы, которых интересует пляжный отдых, могут прилететь сразу на балтийское побережье. Крупные города соединяются между собой железной дорогой, но лучше всего развита автобусная сеть: есть несколько больших компаний, маршруты которых пронизывают всю Прибалтику.
Куршскую косу с городом соединяет паром. Моста нет, и это, возможно, главная сложность для логистики в Клайпеде. Хотя с точки зрения экологии так даже лучше, потому что отсутствие моста сдерживает автомобильный поток в заповедную зону.
Клайпеда стоит на реке Дане, которая делит её на две части. Как и во многих городах Европы, здесь чётко выделен Старый город (к югу от реки), однако он совсем небольшой. Классические советские жилые районы, сплошь состоящие из панелек, в Клайпеде тоже есть, и они довольно обширны.
История Клайпеды типична: она началась со строительства замка немцами, а потом город множество раз "мигрировал" из государства в государство. Из интересного можно отметить, что во времена Наполеона, который оккупировал эту территорию, Мемель (немецкое название Клайпеды) успел побывать столицей Пруссии.
А когда Литва вошла в состав Российской империи, в Клайпеде появилась обширная английская община. Англия тогда была основным внешнеторговым партнёром царской державы, и торговля шла в том числе через Клайпеду. Это привело к тому, что многие жители города переняли привычки английских и шотландских моряков и даже стали пить и ругаться как они. Сейчас англичан в городе почти нет, зато немало русских, в отличие от того же Каунаса. Но это наследие не имперской, а советской эпохи.
01. Клайпеда удивила количеством машин. Немного на Тулу похоже (на самом деле нет).
02. Главное отличие от любого города Калининградской области – черепичные крыши. Нелепую металлочерепицу здесь почти не используют. Зато в Литве в крышах часто пробивают световые люки в мансарды.
03. На одной из центральных улиц недавно высадили взрослые деревья. Улица сразу преобразилась.
04. Корабли на реке Дане украшены в честь Морского фестиваля, ежегодного праздника, который проводится в Клайпеде.
05. В программу фестиваля обычно входит парад судов, чествования морских профессий, разные мастер-классы, концерты и т.д. Одно из главных событий года в Клайпеде, которое привлекает кучу туристов. Но на этой фотографии нам в первую очередь интересна современная архитектура. Посмотрите, как деликатно сделали новые здания, которые не портят вид старого города.
06. Кто-то уже научился ходить по воде.
07. Уличная мебель из палет. Простое, дешёвое и при этом симпатичное решение для фестивального фудкорта. Это вам не грязные пластиковые стулья.
08. Литва разрывается между Европой и Совком. Иногда советское прошлое хватает литовцев за щиколотки и тянет в омут. Так появляются подобные скульптуры из цветов. Я бы это запретил на законодательном уровне. Народу нравится? Так воспитывайте вкус народа!
09. Праздничные корабли на фоне обычных серых жилых пятиэтажек смотрятся довольно странно. Обратите внимание, что на пятиэтажках черепичные крыши. Всё бы хорошо, но литовцы тут решили застеклить некоторые балконы. Да, не Финляндия ))))
10. Мэрия Клайпеды. Снаружи здание выглядит отлично: сохранили исторические двери и окна, маскароны не сбили... Европа! Да?
11. А внутри какой-то колхоз ) Подвесные потолки, дешёвая отделка, неизбывные кадки с растениями. Как в лучших домах Китая или в советском ДК!
12. А-А-А-А! Я что, в приёмной "Единой России" оказался? Клайпеда, ты чего?! Как видно, Совок преследует повсюду!
13. Что-то отвалилось? Хорошо, что есть краска!
14. Кусочек Старого города. Взгляните на дом по центру. Дом очень старый (век XVII, может), но в него умудрились вставить пластиковые окна и двери! Как будто копипаста из Калининградской области ) Правда, у нас такой дом или развалился бы уже, или сгорел, чтобы было куда воткнуть новенький ТРЦ.
15. В центре сохранилась аккуратная брусчатка. Автомобили влезают и сюда. В Клайпеде же очень маленький Старый город – давно пора запретить сюда въезд для машин. Внимательный зритель найдет ещё очаровательные кондеи!
16. Обратите внимание на количество типов мощения. Да и на качество тоже. А что у нас с водосточной трубой? Правильно! Она сразу уходит под землю, в канализацию. Очень хорошо. Но окна в историческом здании, которые вдруг откидываются, сразу перечеркивают всю магию старого города.
17. Видимо, здесь длины трубы не хватило, поэтому сделали специальный "переходник". Хорошее решение, но могли бы выкрасить его в тот же цвет.
18. Вокруг люка булыжники уложены плохо. Возможно, перекладывали недавно или в советское время.
19. В целом качество работ неравномерное. Где-то чувствуется некоторая небрежность.
20. А где-то сделано почти идеально. По центру тротуара делают дорожку из ровных плит, если вы вдруг идёте с коляской или на каблуках.
21. Над парковкой почему-то запрещено летать дронам.
22. По европейским меркам парковка в Клайпеде очень дешёвая. Можно припарковаться сразу на 10 часов и заплатить всего 9 евро. Это слишком вольготные условия для центра города.
23. Перегораживать тротуар пешеходам местное автобыдло не стесняется.
24. Местами Клайпеда очень похожа на Калининград. Машин куча, тротуаров нет, старые здания не отреставрированы. Только по обилию литовских номеров можно понять, где ты. Кстати, в Клайпеде так много машин, что тут даже построили "самый большой перекрёсткок в Литве". Кольцо Якай соединяет сразу 6 дорог, хотя на самом деле это обычная развязка, американцев или москвичей она не удивила бы.
25. А здесь просто взяли и часть пешеходной зоны разлиновали под парковку. Так нельзя, конечно. Не по-европейски!
26. В Клайпеде пока ходят только автобусы. Раньше в городе существовал трамвай, но его уничтожили ещё во времена СССР. Сейчас иногда заходит речь о том, что надо бы его снова запустить, но конкретных шагов в этом направлении власти города не делают.
27. Переход не приподнят, не выделен альтернативным мощением, светофора тоже нет. Так делать нельзя. Здесь надо светофор ставить.
Многие калининградцы знают и любят Клайпеду за пиво "Швитурис", которое разливается здесь и активно продаётся в Калининградской области. Пиво неплохое, но ничего выдающегося )
Едем дальше!
Вот она, прекрасная Паланга! Кстати, видите рекламные козырьки "Швитуриса"?
Паланга – крупный по меркам Литвы курортный город, который тут иногда называют "летней столицей". На самом деле в городе живёт всего 15 тысяч человек – это как в Зеленоградске и чуть больше, чем в Светлогорске. Паланга, как вы уже догадались, находится на берегу Балтийского моря. Сначала это было простое рыболовецкое поселение, потом оно превратилось в довольно большой торговый порт, а уже в XIX веке усилиями графа и полковника российской царской армии Миколаса Тышкевича город стал знаменитым бальнеокурортом.
Паланга вошла в состав Российской империи в 1795 году. А спустя 30 лет палангские владения выкупил в собственность Миколас Тышкевич. Он и его сын вложили в развитие города огромные суммы: они построили здесь гостиницы и рестораны, открыли театр и прогимназию, обустроили пляж, возвели пристань и высадили большой английский парк. Немного позже тут открылась бальнеолечебница с хлоридными натриево-кальциевыми ваннами и торфяными грязями. Благодаря этому Паланга заработала репутацию "аристократического" курорта, способного составить конкуренцию едва ли не Баден-Бадену.
В перерыве между Первой и Второй мировыми войнами Паланга была излюбленным местом отдыха литовской интеллигенции и чиновников разного ранга. Но потом Литва была аннексирована СССР, и курорт стал доступен для всех трудящихся. Богатые виллы национализировали и превратили в дома отдыха, дополнительно были достроены многочисленные санатории и учреждения общепита. Люди приезжали сюда по путёвкам купаться в море, принимать солнечные и грязевые ванны и лечиться минеральной водой.
После распада СССР Паланга так и осталась крупным и развитым курортом. Поток отдыхающих из бывших союзных республик значительно сократился, но городу удалось приспособиться к новым условиям. Для туристов в городе постоянно устраивают разные народные праздники и фестивали. Ещё тут есть куча спортивных площадок, теннисные корты, школа верховой езды, велопрокаты с многокилометровыми велотрассами, пешеходные улицы и благоустроенный песчаный пляж.
Велодорожка тут с левой стороны однополосной (не считая парковки) дороги, необычно. Кстати, и Палангу, и Ниду с Клайпедой соединяют велодорожки, хотя это довольно далеко! У местных жителей всегда есть выбор, как лучше добраться до своих курортов без автомобиля.
30. Это ул. Басанавичюса, главная пешеходная улица Паланги. Казалось бы, она НЕ ОЧЕНЬ. Но, забегая вперёд, скажу, что в том же Светлогорске по центральной улице вообще гоняют машины и автобусы, хотя он поменьше литовского курорта.
31. Благоустройство очень слабое. Неудобные лавочки без спинок стоят на солнце, зачем?
32. Запомните: если вы решили попробовать литовскую кухню, то сначала надо брать цеппелины и холодный свекольник, а потом уже всё остальное. Состоит литовская кухня в основном из картошки и сала в разных агрегатных состояниях и сочетаниях.
33. Главная проблема Паланги в том, что в оформлении многочисленных кафе и магазинов отсутствует единый стиль. Владельцы красивых деревянных домов не стесняются уродовать их рекламными конструкциями. В результате лицо города просто размывается.
34. Посмотрите: вот как можно было спрятать такой дом за жутким тентом? Главная пешеходная улица, ведущая к морю, изуродована многочисленными кафе, ресторанами, сувенирными лавками. Каждый лепит на свою точку что считает нужным, не думая об облике города.
35. В едином стиле выдержаны разве что фонари с мусорками. Интересно, это специально так обыграли жёлтый цвет?
36. Местами всё это очень напоминает Крым или Адлер. Не самое лестное для Литвы сравнение.
Если что, это Адлер. Нравится?
37. Главное – срубить с туристов максимум бабла, пока они не разъехались. В ход идут все средства. Самые изощрённые и жестокие пытки.
Я же говорю, очень похоже:
Только Путина в Паланге пока не продают.
38. Посмотрите, они даже в реку бросили плавучую рекламную конструкцию... Пиздец. Никому не показывайте эту фотку, а то наши ушлые коммерсанты обязательно попытаются перенять опыт зарубежных коллег.
39. Мороженое кому? Нет, это не привокзальная площадь Ульяновска, Волгограда или Читы! Это лучший литовский курорт. Рекламные зонтики вообще давно пора запретить. С ними город становится похож на газету рекламных объявлений, где каждый пытается перекричать соседа.
Вот, смотрите, как можно было оформить торговые павильоны в пешеходной зоне Паланги. Это Москва, между прочим.
Почему городские власти не разработали единый стиль для торговых павильонов? Почему не запретили уродовать их рекламой? Не понимаю. Грустно, но Литва в плане порядка осталась в 90-х. Учитесь у Москвы.
40. На той же улице в Паланге есть приятный уголок. Построили красивое современное здание. Зонтики все нейтральные. Сразу приятно здесь находиться!
41. Хозяева одного кафе не удержались и воткнули рекламный парус, но это мелочи. Просто обратите внимание, как преображается место, когда оформлением занимаются дизайнеры и архитекторы, а не ушлые барыги.
42. Променад. Здесь, к счастью, нет торгашей. Зато есть лавочки, с которых, как в уличном театре, приятно любоваться морем!
43. Пляж в Паланге очень удобный и длинный (город с посёлками вытянулся вдоль моря более чем на 20 км).
44. В Светлогорске и Зеленоградске такого нет. В Светлогорске большую часть пляжа сейчас вообще почти смыло, но об этом расскажу в следующих постах. Хорошие пляжи в Калининградской области есть разве что на Куршской косе, ну и в Янтарном неплохой. Пляж чистый, везде есть раздевалки, души, все кафе в одном стиле. Красота!
45. Сейчас везде в курортных зонах очень модны вот такие электроскутеры, в Калининградской области тоже. Удобная штука для перемещения по небольшим городам, где нет улиц с плотным автомобильным движением. Главный недостаток этих скутеров в том, что их почти не слышно. Пешеход только по шуршанию шин может догадаться, что на него что-то несётся (а ездят скутеры довольно быстро).
46. Стоит отойти с главной торговой улицы, и начинается красота.
47. Частный сектор Паланги. Домики очень аккуратные, всё буквально вылизано.
48. Никаких сплошных заборов, машины припаркованы на своей территории. Литовцы уважают и себя, и соседей. Дом без забора! НЕВЕРОЯТНО!
49. Если в доме живёт кто-то более скрытный, то можно обнести двор живой изгородью.
50. Обратите внимание, никто не лепит пристроек!
51. Смотрите, какая красота! Старая дача с верандой, начала XX века, должно быть.
52. Ми-ми-ми!
Помните, как выглядит частный сектор Адлера? А я вам покажу:
В Паланге этот кошмар, конечно, невозможно себе представить. И в этом литовцы большие молодцы. Паланга сегодня – прекрасный курортный городок с мелкими огрехами. А вот что делать с нашими курортными городами, которые загибаются под слоем самостроя, непонятно. Сносить всё это?
53. Старый дом на несколько квартир хорошо отремонтировали. Это тоже прибалтийская фишка. Такие дома есть и в Риге, и в Таллине.
54. Реновация по-литовски
55. Советские панельки сделали пригодными для жилья.
56. Но Совок проступает... Кто-то захватил место табуреткой!
57. Вы удивитесь, но в Паланге тоже есть памятник ВОВ, и никто его не уничтожает и не оскверняет. Молодцы.
Ну что, как вам такая Европа?
Для полного погружения рекомендую посмотреть видео о других городах, которые посетила наша экспедиция:
Проект "Граница": Россия — Литва
Как могла бы выглядеть русская деревня под грузом европейских ценностей
Западные ворота России
Как живется пешеходам в России и Литве
Что стало с советскими панельками в России и Литве
Отношение к историческому наследию в жалкой Литве и Великой России
Нам есть чем гордиться!
Проект "Граница": Россия — Польша
Почему у Гданьска получилось, а у Калининграда – нет
Проект "Граница": Россия — Финляндия
Иматра — Светогорск: как живут люди
Иматра – Светогорск: "Сказка о неудачном времени"
Простите, финны, мы всё про**али
Как мы могли бы жить: жилые районы Выборга и Лаппеэнранты
Секрет финского порядка...
Как Выборгу не повезло (а может, повезло) после войны
Мы и они
Проект "Граница": Россия — Эстония
Ивангород — Нарва
Ивангород – Нарва: Евросоюз на том берегу
Ивангород – Нарва: отношение к великой истории
Ивангород – Нарва: как живут люди
Достопримечательности Нарвы и Ивангорода
Ивангород – Нарва: где жить хорошо?