Новые районы Алматы. Хотели бы так жить?
Каждый день на дорогах Алматы происходят десятки ДТП, погибают люди. Большинство ДТП – это наезд на пешехода. Алматы – лидер по смертельным ДТП в Казахстане. Это не я придумал, это официальные данные комитета по статистике Минэкономики Казахстана. Тревогу бьёт даже ООН. Почему происходят ДТП? Мировой опыт подсказывает, что часто причиной являются неправильно спроектированные улицы.
Вот, к примеру: дорогой читатель, не будучи экспертом, скажи, нормально ли делать нерегулируемые пешеходные переходы через 6-полосную дорогу?
Казалось бы, нет предмета для спора... Но некоторые чиновники в акимате (мэрии) Алматы возмутились!
Встречайте! Руководитель Управления архитектуры и градостроительства города Алматы Алмасхан Ахмеджанов:
"Я с его мнением не согласен. Оно субъективно. Варламов – блогер, а не эксперт. Если бы он показал какие-то свои проекты, то, может быть, и сложилось другое мнение. В вопросах красоты, пропорций, стилистики у каждого свой подход. Да, мы прислушиваемся к критике и замечаниям, но заявление, что Алматы опасен для людей, честно говоря, шокировало! Говорить так, по-моему, слишком нагло и некорректно.
Есть поговорка: "Со своим уставом в чужой монастырь..." Этого не стоит делать. Тем более парню, который приехал из большой столицы, где, кстати, тоже не всё в порядке с инфраструктурой и безопасностью. Москва опаснее в 10 раз, и экология там намного хуже. Мне лично наш город нравится. У нас была только одна пешеходная ул. Жибек жолы, сейчас есть Панфилова. В этом году преобразятся проспекты Абая и Абылай хана. Всё познаётся в сравнении. Мы другой народ, у нас другой менталитет.
Когда блогеры позволяют себе такие резкие высказывания, не являясь при этом экспертами, то я воспринимаю это как пиар. Советую нашим гражданам тоже не считать такие мнения истиной в последней инстанции".
Особенно хорошо это: "Заявление, что Алматы опасен для людей, честно говоря, шокировало! Говорить так, по-моему, слишком нагло и некорректно".
Ладно, здесь надо поздравить Алмасхана Ахмеджанова!
Он пока поставил рекорд среди чиновников в игре "Бинго Варламова", набрав 7 из 16 баллов за один комментарий! Думаю теперь, какой Алмасхану подарок прислать.
На самом деле, после публикации поста с критикой Алматы я столкнулся с небывалым возмущением местных жителей!
Вот вам избранные комменты, наслаждайтесь:
А так как мы тут начали спорить об архитектуре, давайте посмотрим на новые районы Алматы.
На этом обещаю больше ни слова критики в адрес бывшей казахстанской столицы не писать!
К сожалению, новое жильё, особенно в сегменте "эконом", в Казахстане (как и в России) строится неправильно. Мои российские читатели уже хорошо знают, почему это плохо и в чём проблема микрорайонной застройки.
Кстати, опережая ответы алматинского акимата, вставлю замечательную цитату из недавнего интервью героя сегодняшнего поста.
— Алмасхан Тлевханович, вы довольны тем качеством архитектуры, что сейчас есть в городе?
— В том, что делается в плане доступного жилья — не совсем.
— Многие архитекторы, урбанисты, которые к нам приезжают из-за рубежа, говорят, что нам не стоит строить микрорайоны, это наследие Советского Союза, что нужно строить кварталами.
— Что такое микрорайон? Это и есть квартал. Когда они говорят, что не стоит строить микрорайонами, я удивлен, потому что у них точно так же идет проектирование строительства.
Поскольку сейчас приходит много новых читателей из Казахстана, объясню ещё раз, в чём проблема такой застройки, почему это ошибочный путь и почему всё это придётся сносить.
Как и в России, жилищная политика в Казахстане основывается на самом простом способе обеспечения граждан квартирами. Речь идёт о количественном показателе, а следовательно выборе самого простого, проторенного в советский период пути: освоении свободных пригородных земель и строительстве привычных спальных микрорайонов.
Для чиновников главное – количество вводимых квадратных метров. Такой подход очень удобен (потому что дёшев) для любого девелопера. Соответственно, о качестве застройки никто не задумывается.
Жилья в наших странах просто не хватает, а рынок аренды находится в зачаточном состоянии. И у россиян, и у казахстанцев нет иного выбора, кроме как приобретать угол, пусть даже в муравейнике, в собственность. Люди покупают крохотные студии и радуются, и это самая большая проблема.
Сегодня города вводят миллионы квадратных метров, считая, что обеспечивают граждан жильём, а завтра они будут тратить миллиарды бюджетных денег на решение проблем этих территорий.
Самый главный минус таких микрорайонов – разреженность застройки при очень высокой плотности населения. Дома стоят посреди никому не принадлежащих пустырей. Такая модель могла существовать только в то время, когда отсутствовало право собственности, и всё было "ничейное". Теперь же жители не понимают, где кончается их двор и начинается соседний. Или где начинается улица. Соответственно, они не видят особого смысла ухаживать за придомовой территорией. А управляющие компании не будут обслуживать все эти пустыри, потому что это слишком дорого.
В идеале должно быть чёткое понимание, какой кусок земли какому дому принадлежит. Собственники должны сами решать, что на нём должно быть и как это обслуживать. Парковку ли там сделать, детскую площадку или сдать землю в аренду соседям.
Во-вторых, застройщик при строительстве очередного панельного микрорайона редко когда задумывается об инфраструктуре. В лучшем случае там будет школа, детский сад и пара магазинов "шаговой доступности". О создании рабочих мест, как правило, речи не идёт. О качественных общественных зонах – тоже. Чаще всего в таких районах негде (или практически негде) работать, гулять, заниматься спортом и т.д.
Это значит, что жители микрорайона и работать, и отдыхать будут в центре города. То есть чиновники и девелопер, строя компактный густонаселённый район без инфраструктуры, заранее провоцируют маятниковую миграцию. А люди, которые покупают там квартиры, потом жалуются на дикие пробки и на то, что в районе "ничего нет".
В-третьих, архитектура... Как правило, микрорайоны застраиваются одинаковыми многоэтажными домами, которые сложно отличить один от другого. В развитых странах последние лет 25 практикуется малоэтажная застройка (3-5 этажей, в некоторых случаях до 7), которая доказала свою эффективность. Дома, как правило, строятся в одном стиле, но обладают индивидуальными особенностями. Такая архитектура не подавляет человека и создаёт разнообразие городской среды, то есть делает район намного комфортнее.
В-четвёртых, парковка. В современных панельных гетто парковки захватывают всё свободное пространство. Такого быть, конечно, не должно. Парковки нужно убирать под землю, а наземные оставить только в междомовых проездах. Дворы должны быть свободны от машин, при этом важно предусмотреть возможность въезда спецтехники.
Что произойдёт со всеми подобными районами в ближайшем будущем? Они превратятся в гетто. Хочется пожалеть людей, которые вложили деньги в квартиры в таких домах, поскольку их жильё очень быстро потеряет ликвидность. Наиболее успешные местные жители будут стараться как можно быстрее избавиться от квартиры и навсегда покинуть район. Их места будут занимать наименее обеспеченные горожане, мигранты, обитатели социального жилья и т.д. В конце концов в микрорайоне останутся только люмпены, там будет процветать преступность, и город, который когда-то так сэкономил на развитии этой территории, вынужден будет потратить кучу денег, чтобы решить проблемы возникшего здесь гетто. В конце концов район придётся снести.
Этот сценарий раз за разом повторялся в США, Великобритании, Франции и других развитых странах. В России это происходит на наших глазах. И Казахстан – не исключение.
В Алматы сейчас активно застраивается северо-запад города.
Один из новых микрорайонов называется "Алмалы", он находится через дорогу от ледового дворца "Алматы Арена".
Он представляет собой 4 жилых квартала с домами высотой от 12 до 14 этажей, зажатых между двумя дорогами.
Обычная убогая застройка, цветные фасады не спасают.
Всё как у нас.
Между парковками зажаты детские площадки.
Хотели бы, чтобы ваш ребенок тут рос?
Выходы из подъездов – сразу на дорогу. Видимо, чтобы было удобно парковаться прямо в подъезде.
Глухие двери – очень плохо.
Суровые штрафы
Любят тут объявления на скотч клеить повсюду!
Сама арена
В принципе, вся застройка этой части города одинаково уныла. Это уже микрорайон "Алгабас-6", где в позапрошлом году накренились несколько новых 9-этажек. Пришлось эвакуировать людей и укреплять дома.
Это устаревшее жильё. Нигде в нормальных странах так не строят.
Ну а про качество вы и сами всё понимаете. Когда у вас целый микрорайон покосился сразу после постройки, что-то тут неладно.
Я надеюсь, вы уже понимаете, почему это плохо?
Защищать надо не газон, а тротуар.
Более старые районы
В Алматы вроде как нельзя строить здания выше 9 этажей, но всё равно растут какие-то монстры...
Что-то не похоже на 9 этажей. Или я плохо считаю?
Что касается исторической застройки, то в Алматы уничтожили все первые этажи зданий.
Хотя вроде как акимат разрабатывает дизайн-код и обещает навести порядок.
Ужас!
Реклама
В целом можно сказать, что на 2018 год Алматы на Париж не похож.
Да, тут почему-то решили, что я специально пишу "Алма-Ата", чтобы позлить казахстанцев. Нет, я так пишу, потому что все, с кем я общался, так говорят, включая Алмасхана Ахмеджанова. Но если это кого-то обижает, мне не жалко. Алматы – так Алматы. Хотя "Алма-Ата" в 100 раз красивее звучит.
Новая пешеходная улица в Алма-Ате: хотели как лучше...
Алматы
Алма-Ата: не приезжай – умрёшь!
Посты по теме
США:
Самый плохой и самый хороший районы Нью-Йорка
Новый район Сан-Диего
Новые районы Лос-Анджелеса
Самый чёрный и самый белый районы Хьюстона
Как живут нью-йоркские замкадыши
Сколько стоит домик в Сан-Франциско
Самая дорогая квартира в Нью-Йорке
Самый дорогой и высокий дом в Нью-Йорке
Американская Венеция
Майами: как живут простые американские богачи
Норвегия:
Район Штрихкод, Осло. Хотели бы тут жить и работать?
Новые районы Осло
Германия:
Новые районы Кёльна
Новые районы Мюнхена
Что было бы с нашими дворами, если бы в России жили немцы?
Как могли бы выглядеть подъезды в наших домах
Как живут на загнивающем Западе...
Германия, детали
Мюнхен, детали
Новое берлинское жильё
Что делают с пятиэтажками в Европе: реконструкция вместо реновации
Австрия:
Вена: что можно построить в Москве вместо пятиэтажек
Детские площадки
Многоэтажный жилой комплекс в Вене: хотели бы так жить?
Австрийские хрущёвки, что с ними стало?
Венские детали
Дания:
Новые районы Копенгагена
Как благоустроить воду
Спальные районы Копенгагена
Почему в Копенгагене жить хорошо
Швеция:
Новый район в Гётеборге
Как живут простые шведы
Швейцария:
Новые районы Женевы
Чехия:
Новый район в Праге
Советское наследие в Праге и что с ним сделали чехи
Финляндия:
Новые районы Хельсинки
Идеальный советский жилой комплекс в Финляндии
Великобритания:
Как строят жильё на окраине Лондона: хотели бы так жить?
Франция:
Новый район в Лионе
Новые районы Парижа
Россия:
Новые районы Подмосковья
Азия:
Новые районы Южной Кореи
Новые районы Сингапура
Цветные корейские муравейники. Нравится?