Новые районы Хельсинки. Хотели бы так жить?
Да, знаю, хотели бы – а кто бы не хотел? Сегодня не просто пост с множеством картинок новых жилых районов финской столицы. Сегодня я прошу вас внимательно на всё посмотреть и обратить внимание на кое-какие детали. Зачем я всё это делаю? Я хочу показать вам, как может быть. Чтобы потом вы посмотрели в окно и поняли, что под видом жилья вам на лопате принесли говна.
В принципе, тем, чем я занимаюсь, должна была заниматься госпропаганда. Передачи про нормальное жильё должны выходить на федеральных каналах в прайм-тайм. А то получается, что нам показывают кулинарные шоу, передачи про красивые и хорошие автомобили. Дети с младших классов начинают разбираться в крутых тачках. Да, большинство из них никогда на таких машинах не поездит. Но они знают, как может быть. И вы им не продадите "Приору" под видом современного крутого автомобиля. А бетонный мешок в панельном гетто под видом современного жилья продать можно. Потому что народ просто не понимает: а как можно в 2017 году ещё жить? Разве есть варианты? Есть. Поэтому не забывайте распространять такие посты и показывать их друзьям и родственникам.
Для начала посмотрите два видео, которые я снял. Сразу извиняюсь за небольшие косяки со звуком. Снимал на новую технику, и пошли шумы лишние ( Кстати, видео у меня каждый день выходят на канале, так что если ещё не подписались, исправляйтесь. По Первому каналу такой красоты не покажут.
Итак, что такое современное жильё, которое сейчас строят в Европе и США?
— Квартальная плотная застройка. Чёткое деление на двор и улицу.
— Разнообразная архитектура. Хотя районы и построены в одном стиле, вы не найдете не то что двух одинаковых зданий, но часто и двух одинаковых подъездов в одном доме.
— Малая и средняя этажность. Доминанты возможны, но в целом строят 6-8 этажей. Это оптимальная этажность для жилья.
— Дворы без машин. Встретить во дворе парковку в новых районах сейчас невозможно. Двор – это общественное пространство. Более того, к подъездам уже не делают даже проезда для машин для разгрузки.
— Смешанные функции. Район перестал быть спальным. Теперь в районе можно работать, ходить в магазин, отдыхать. Вам не надо каждый день ехать в центр. Борьба с маятниковой миграцией.
– Транспортная доступность. Район еще не построен, но в него уже проложили трамвайную ветку!!!
Давайте рассмотрим два новых района в Хельсинки...
Начнём с района Яткясаари. Он входит в зону реконструкции Западной гавани, которая предполагает развитие ещё нескольких приморских районов Хельсинки в течение 20-30 лет.
В 2005 году на острове жило всего 2300 человек. Тогда это была главным образом портовая зона, и жилые дома были лишь в северной его части. К 2017-му население превысило 7 тысяч человек и продолжает расти. От бывшего порта остался только пассажирский терминал, который обслуживает корабли из Эстонии. От всей грузовой инфраструктуры было решено избавиться.
Теперь Яткясаари застраивается плотными городскими кварталами. К 2020 году тут должны появиться дома на 18 тысяч человек (всего их будет около 650). Кварталы стараются строить замкнутыми, чтобы защитить дворы от морского ветра. Посередине острова собираются разбить широкий S-образный парк (общая площадь парковых зон составит 20 гектаров).
Помимо жилых домов на острове работает большой торговый центр, 16-этажный отель Clarion, головной офис эстонских паромных линий, библиотека и информационный центр. С материковой частью Хельсинки остров соединяют две трамвайных линии.
Строительство на Яткясаари продолжится до конца 2020-х. На месте бывших складов торгового порта планируется построить около 300 жилых домов, крытый бассейн и другие спортивные сооружения.
Целый квартал на Яткясаари зарезервирован для проживания финских шведов. Тут будет шведская школа и детсад, художественная студия и молодёжный театр. Предполагалось, что на острове будут проживать до 20 000 шведов, но в реальности их будет намного меньше.
01. Взглянем на новый район сверху. Здесь вас, скорее всего, испугает плотность! Да, строят плотно, нет пустырей, нет русских просторов между домами и бесхозной земли.
Это главное отличие от наших микрорайонов. У нас лепят башни по 25 этажей, в между ними – паркинги, никому не нужные газоны на сотни метров, нелепые дорожки. Планировка новых европейских районов продумана до мелочей, здесь нет ни одного квадратного метра неиспользуемой земли. Но не пугайтесь, с земли это смотрится очень круто.
02. Ещё раз хочу обратить ваше внимание на разнообразие архитектуры. Внимательно посмотрите на здания в этом посте. Вы не найдёте двух одинаковых! Каждое здание уникально!
03. При этом всё построено в едином стиле. Но везде разные окна, разный цвет, разные балконы. В России идентичность массовой застройки отсутствует. У нас не то что в масштабах одного района не отличаются здания – у нас в масштабах страны всё одинаковое. Приедешь в новый район на окраине города и не понимаешь, где ты – в Красноярске, Новосибирске или Питере.
04. Но вы посмотрите, какое разнообразие у финнов!
05. Очень круто.
06. Благодаря плотной застройке сразу формируются хорошие улицы. На улицах есть гостевые парковки, они платные и с ограничением по времени стоянки. Для длительного хранения надо покупать место в подземном паркинге. Никаких вариантов поставить машину бесплатно нет. Всё. За хранение своего имущества надо платить.
07. Улицы не прямые, находиться здесь человеку комфортно.
08. Но вернёмся к архитектуре. Я много писал про цвет и что с ним надо быть очень осторожным. Если вы посмотрите на финские дома, то заметите, как аккуратно они работают с цветом. Он может быть даже ярким местами, но цвет используется не для того, чтобы сделать "весёлыми" уродливые многоэтажные бараки. Цвет используется как инструмент архитектуры.
09. Это, кстати, не самый удачный пример. Я бы так не стал делать ) Район ещё застраивается, так что на фото много лишнего, не обращайте внимания.
10. Давайте посмотрим на план. Посмотрите, как плотно идут кварталы домов. А по центру будет зелёный парк! Сейчас он не готов ещё, сделают через несколько лет.
11. Архитектура
12. Все здания разные, везде переменная этажность.
13. Где-то 3 этажа, где-то 7. В таком районе человеку находиться комфортно.
14. Посмотрите на разнообразие балконов! И на остекление этих самых балконов. Во всех домах остекление одинаковое – это бесшовные стеклянные панели, которые можно снимать на лето и устанавливать на зиму. Важно, что всё остекление в доме должно быть одинаковым. Установка антенн и кондеев запрещена законом.
15. Не устаю восхищаться разнообразием архитектуры. Восхищайтесь и вы.
16. Да, проекты очень разные, и не все здания – архитектурные шедевры, есть и не очень удачные, на мой взгляд. Но новый район благодаря разнообразию становится уютным, как старый центр города, где каждое здание уникально.
17. Бац! И мы входим в один из дворов! Да, именно входим, а не въезжаем.
18. Здесь ещё идет стройка, но уже можно подметить некоторые особенности дворов. В каждом обязательно будет флагшток. Финны при любом удобном случае поднимают огромный национальный флаг в каждом дворе!
19. Смотрите внимательно на дворы, следите за руками ) Вы не увидите ни одного похожего двора дальше! Как и архитектура, каждый двор уникален!!!
20. Везде разное мощение и зонирование.
21. Финны не боятся использовать натуральные материалы. Вот, например, деревянная палуба на детской площадке.
22. После окончания строительства здесь, скорее всего, будут места для отдыха.
23. Конечно, у первых этажей есть маленькие участки. Это теперь норма.
24. Посмотрите на разнообразие покрытий. Тут тебе и плитка, и дерево, и брусчатка. А вот асфальт встретить сложно.
25. А вот другой двор, и уже совершенно новый дизайн. Здесь сделали холмы и тропинки между ними.
26. Круто?
27. Деревья подрастут, и будет совсем хорошо.
28. Двор принадлежит жителям. Это приватная зона внутри небольшого квартала. Такой двор безопасен, здесь не бывает чужих. Пока я ходил снимал, жители несколько раз вызывали охрану ) Так как все друг друга знают, появление незнакомца сразу привлекает внимание. И это круто. Помните, какие раньше были дворы? Вспомните Одессу! Микрорайонная застройка, где нет чёткого разделения на двор и улицу, уничтожила само понятие двора, разрушила социальные связи между жителями. Мы не то что не знаем, кто свой, кто чужой – мы перестали узнавать соседей по лестничной клетке. А можно ли вообще знать соседей, когда живёшь в 25-этажном муравейнике? В Финляндии можно не убирать игрушки, здесь уютно и безопасно во дворах. И ещё на детских площадках стоят ящики для игрушек!
29. Подъезд к дому только на велосипеде.
30. А как мне покупки из магазина разгрузить?! А вот так, ручками.
31. В каждом дворе почти всегда будет стол, за которым можно собраться.
32. Первые этажи, как и везде, принадлежат жителям.
33. Ещё один двор
34. Первый этаж
35. Перейдём в соседний район.
36. Архитектура
38.
39. Всё уникально.
40. Детская площадка
41. Работа с цветом. И опять смотрим на покрытие. Дерево и камень!
42. Стол и стулья
43. Детская площадка, снова стол и стулья. Вся уличная мебель дорогая ) Интересно, украли бы у нас такую? Кстати, я нигде не видел охраны! Всё открыто, никаких консьержей. Охрана приезжает по вызову жителей.
44. Обратите внимание, что с высокими домами соседствуют небольшие трёхэтажные.
45. Под окнами обычно делают небольшие детские площадки. А вот зоны для шумных игр, где собирается много детей, выносят подальше от домов, чтобы шум не мешал жителям.
46. Вход во двор даже не предполагает заезда автомобиля.
А это район Каласатама, ещё одна зона прибрежной застройки в Хельсинки. В отличие от Яткясаари, Каласатама находится не на острове, а на материке, в районе бывшего Рыбного порта. Хотя он находится дальше от центра, он прочнее связан с другими районами, рядом проходит много маршрутов общественного транспорта. Городские власти вместе с застройщиками планируют превратить его в центр притяжения деятелей культуры. Кроме того, тут появится парк и что-то вроде ярмарочной площади для торговли и проведения городских праздников.
Здесь тоже применяется квартальная застройка. Это и более комфортная городская среда, и защита от морского ветра.
47. Опять смотрите на архитектуру. Все дома разные.
48. Одинаковых зданий нет.
49. Здесь не боятся использовать чёрный цвет.
50. Смотрите, даже в масштабах одного дома всё разное! Разные подъезды, разные фасады. Разнообразие архитектуры и создаёт красивые улицы. В наших микрорайонах улиц, тем более красивых, не встретишь.
51.
52. Смотрите, какое разнообразие.
53. А теперь давайте посмотрим на дворы. Одинаковых дворов не будет.
54. Не лавочка, а столы и стулья!
55. Хорошие газоны, на которых можно играть.
56. Песочница. Внимательный зритель заметит на заднем плане цветные приёмники для мусора! Да, в Финляндии вы не найдёте грязных вонючих мусорных площадок. Хранилища подземные, доступ по ключу, сортировка и идеальная чистота. Такая чистота, что рядом можно детскую площадку делать.
57. В такой двор не страшно отпустить ребенка.
58.
59. А как подъехать и поставить машину у окна???? ((( А если у меня 7 детей? А если у меня сумки тяжёлые? А если я рояль привез?
60. Новый двор и новый дизайн
61. Ещё один двор!
62. О, это мой любимый. Тут сделали уличный мангал!!! Можно пожарить что-то ) Или просто посидеть вечером у костра.
63.
64. Дом недавно сдали, но все деревья во дворе уже взрослые.
65. Вход
66. Тут сделали настоящий сад и огород ) Маленькие грядки, где жители выращивают ягоды и овощи.
67. Смородина и клубника
68. А справа они сделали огромный холм, засадив его ёлками!
Вид со спутника
69. Внутри холма разрез, где скрываются парковки для велосипедов.
70.
71. Первые этажи
72.
73. Ну и немного подъездов. Каждый подъезд уникален. Объединяет их только то, что везде прозрачные двери и вход с уровня земли.
74.
75. Это вход в квартиру. Поэтому есть крыльцо, и дверь уже глухая )
76. Подъезд
77. Ещё
78.
Сколько всё это стоит, спросите вы?
Цены на квартиры в новых домах на Яткясаари начинаются от 250 тысяч евро. Например, однокомнатная квартира площадью 33 кв. м, купленная на этапе строительства (дом будет сдан в 2018-м), обойдётся в 267 300 евро – почти 19,2 млн рублей.
В том же доме можно купить трёхкомнатную квартиру (60 кв. м) за 393 300 евро – 28,2 млн рублей.
Цены варьируются от проекта к проекту, но в целом в уже готовых домах квартиры дороже. Однушка (39 кв. м) в доме 2016 года постройки может стоить 406 690 евро (29,15 млн рублей).
Довольно большая двушка (65 кв. м) в доме 2015 года – 519 800 евро (37,26 млн рублей).
Самая дорогая из уже готовых квартир сейчас продаётся за 1 004 050 € (72 миллиона рублей). Это 4-комнатная квартира площадью 150,5 кв. метров с большой террасой с видом на море и собственной сауной.
В Каласатаме цены на квартиры точно такие же: всё зависит от конкретного проекта, сроков сдачи дома и вида на море.
Вам может показаться, что это дорого. Но давайте учтём фактор зарплат и доступности ипотеки. Средняя зарплата в России (по официальным данным) – 35-36 тысяч рублей. 36 000 – это 502 евро. Средняя ставка по ипотеке в России – 11,45%, причём это минимум за 5 лет. За эти деньги и при такой ипотечной ставке человек может позволить купить себе разве что конуру в муравейнике на окраине города.
Люди, имеющие высшее образование, в Финляндии получают в среднем 4000 евро в месяц (сейчас это 287 000 рублей). Работники сферы здравоохранения – 4800 евро, госслужащие – 3500 евро. Средний заработок в частном секторе составляет 3200 евро.
Кстати, в 2016 году в Финляндии была самая низкая средняя ипотечная ставка в еврозоне – 1,3%. Да, вам не показалось. То есть тот же самый человек в Финляндии может купить себе квартиру в новом крутом районе и прекрасно себя чувствовать.
Понятно, что Финляндия ушла от России на десятилетия вперёд. Новое жильё для среднего класса у нашего соседа выглядит недостижимой роскошью. Но значит ли это, что стоит смириться и опустить руки?
Да, подобные проекты если и будут появляться в России, то они будут явно не массовыми. Но рано или поздно мы тоже к этому придём. Недавно я записал ещё один важный ролик, где ответил на ваши вопросы по поводу наших многоэтажных микрорайонов. Посмотрите:
Главная проблема массовой жилой застройки в России в том, что весь этот ужас очень скоро придётся сносить. Это будущие гетто. И проблема будет стоять намного острее, чем проблема пятиэтажек. Нам надо как можно скорее пересмотреть принципы жилого строительства. Чиновникам надо на законодательном уровне ограничивать этажность, людям стоит пересмотреть свои привычки, отказаться от той же машины под окном и вернуть себе двор. Это будет не намного дороже. Зато это будет совершенно другой уровень жизни.
Завтра расскажу вам про инфраструктуру новых финских районов.
А пока распространяйте этот пост!
Ещё посты по теме:
США:
Самый плохой и самый хороший районы Нью-Йорка
Новый район Сан-Диего
Новые районы Лос-Анджелеса
Самый чёрный и самый белый районы Хьюстона
Как живут нью-йоркские замкадыши
Сколько стоит домик в Сан-Франциско
Самая дорогая квартира в Нью-Йорке
Самый дорогой и высокий дом в Нью-Йорке
Американская Венеция
Майами: как живут простые американские богачи
Австрия:
Вена: что можно построить в Москве вместо пятиэтажек
Детские площадки
Многоэтажный жилой комплекс в Вене: хотели бы так жить?
Австрийские хрущёвки, что с ними стало?
Венские детали
Норвегия:
Район Штрихкод, Осло. Хотели бы тут жить и работать?
Новые районы Осло
Германия:
Новые районы Кёльна
Новые районы Мюнхена
Что было бы с нашими дворами, если бы в России жили немцы?
Как могли бы выглядеть подъезды в наших домах
Как живут на загнивающем Западе...
Германия, детали
Мюнхен, детали
Новое берлинское жильё
Что делают с пятиэтажками в Европе: реконструкция вместо реновации
Дания:
Новые районы Копенгагена
Как благоустроить воду
Спальные районы Копенгагена
Почему в Копенгагене жить хорошо
Швеция:
Новый район в Гётеборге
Как живут простые шведы
Чехия:
Новый район в Праге
Советское наследие в Праге и что с ним сделали чехи
Швейцария:
Новые районы Женевы
Азия:
Новые районы Южной Кореи
Новые районы Сингапура
Россия:
Новые районы Подмосковья