Как строят дома евреи: хотели бы так жить?
Раз уж Илья рекламно пропал где-то на просторах Восточного Тимора, давайте пока посмотрим, как живут евреи! У них ведь тоже активно идет строительство, и наверняка там всё хорошо 😊. Недавно в Израиль с рабочим визитом отправился Аркадий Гершман. Мы попросили его посмотреть на новые районы и рассказать, как там дела у евреев с жильем. Оказывается, не всё так однозначно! Слово Аркадию:
Что нужно знать о новых районах Израиля? Это микрорайоны с дворами-парковками и домами-башнями в стиле баухауз. Хотя зачем рассказывать? Лучше показать! Для этого мы посмотрим на город Ашдод – самый "новый" город Израиля, хотя первые упоминания о нём датированы 17-м веком до нашей эры.
Планировка
В Израиле стараются формировать линии кварталов домами:
Застройка крайне разрежена: нет единой линии фасадов, а пространство между домами занято... парковкой. Хотя стоит отдать должное архитекторам: за счёт плитки и разбивки машино-мест зеленью территория не выглядит плацем.
Чтобы вы всё правильно понимали, дворов как общественных пространств нет. Есть парковка. Примерно так выглядит рай по версии "Синих ведёрок":
В такой ситуации общественными пространствами должны быть улицы с барами, магазинами и другими прелестями городской жизни. Но этого нет – рыхлая застройка исключительно жилыми зданиями и отодвинутые от улицы фасады просто не дают здесь шанса появиться чему-либо. Зато первые этажи иногда отдают жильцам под садики (а те их сразу закрывают...):
Для сравнения, Копенгаген:
Мюнхен:
Гётеборг:
Какие-то задатки городской жизни есть на главной улице, где всё сделали как надо: сплошной фасад у тротуара, витрины, общественный транспорт:
Часто делают выемку для пешеходов на первом этаже для защиты от солнца и осадков:
В остальных же случаях жителям по любому поводу нужно ехать на машине в торговый центр: никаких услуг и магазинов в шаговой доступности нет.
Парковка
Есть два типа парковки: для жильцов и для гостей. Жители покупают парковочные места вместе с квартирой. По нормам должно быть 1 место на квартиру до 120 кв. метров и 1,3 места на квартиру больше 120 (4 места на три больших квартиры).
Но если здание находится рядом со скоростным трамваем, то выделяется только одно местно на квартиру или в принципе запрещается парковка. Пока трамвай есть только в Иерусалиме, но его активно строят в Тель-Авиве.
Парковка для гостей, как правило, ограничена по времени, но в спальных районах она бесплатная. А может быть и платной. В любом случае жильцы её не пользуются: гостевая парковка дальше от подъезда, и, вроде как, есть своё место.
Парковка в жизни израильтян значит многое – она везде:
Иногда встречаются многоуровневые парковки, но наверху всё равно будут машины:
Детская площадка? Пусть дети поиграют на парковке.
Общественные пространства
Разные конца квартала иногда связывает пешеходная дорожка с детскими площадками:
Обычно есть одна большая площадка на квартал. Качество реализации в лучших традициях российских городов: поярче и "побохаче". Может, это иммигрирующие российские проектировщики делают?
Там же можно встретить скамейки:
Собственно, на этом практически всё. Хочешь пройтись? Садись в машину и езжай в торговый центр или парк.
Дома
В Израиле строят в стиле баухауз. То есть куб на кубе – всё подчинено простой геометрии. Какого-то архитектурного правила для этого нет, просто в своё время в страну переехало много европейских архитекторов, которые практиковали это направление. В итоге сложилась своя школа на основе баухауза.
Дома типовые. В принципе, целый квартал может состоять из одних домов. Прибавить этажей 10, дешёвый фасад и хаотичное остекление с блоками кондиционеров – будет как в России!
Только если у нас есть хотя бы какое-то подобие общественного транспорта и возможность жить без машины, то тут такого нет.
Раньше 99% домов были в 5-8 этажей, но последние лет пять строят свечки:
Как мне рассказали, основная причина строительства таких домов – новизна для потенциальных покупателей. Просто раньше все дома были одинаковыми, а тут у тебя есть скайлайн из окна. Ну, пока есть.
Иногда вокруг высоток появляются дома меньшей этажности с более дорогими квартирами. Это хорошо для социального разнообразия и препятствует расслоению города.
Раньше в стране был запрет на расположение балконов друг над другом, чтобы люди физически не могли застеклить балконы. Была и религиозная причина: раз в год верующие евреи должны в память о блуждании иудеев по Синайской пустыне прожить под открытым небом 7 дней. Ставить палатки на парковке не очень удобно, как и уезжать куда-то в пригород, поэтому многие просто ставят шалаш на балконе. Ключевой момент в этом обычае – через крышу шалаша должно быть видно небо, а при шахматном расположении балконов это правило соблюсти легче.
Сейчас обязательного требования по этому поводу нет, а контроль за фасадом слабый, так что возникла типичная для России проблема с застеклением:
Со слов местных жителей, городские власти больше следят за соблюдением единого цвета оконных рам, чем за балконами. Странно.
В каждом доме есть столб с бомбоубежищами. Раньше делали одно на дом в подвале или где-то рядом, а теперь в каждой квартире есть комната-крепость:
Подъезды
Вот тут евреи молодцы: все подъезды делаются со стеклянными дверьми или даже стенами. В холле лифт, зелень и зеркала:
Как итог – тут приятно находиться! А ведь все жильцы как минимум дважды в день проходят здесь. Приятно входить в дом и не чувствовать, что всё вокруг вызывает отторжение. При том такой подъезд не требует дорогого содержания или ремонта, который тянется десятилетиями.
Вандалить такие подъезды неудобно: тебя хорошо видно с улицы, и можно хорошо получить от полиции или неравнодушных людей.
На почтовых ящиках и домофонах фамилии жильцов:
Хорошо ли так жить?
Человек или машина? В Израиле сделали свой выбор: новые районы строятся исходя из потребностей машины, а не человека. На первый взгляд, застройка может показаться привлекательной: неплохая форма, зелень, приятные подъезды. Но за красивой обёрткой скрывается горькая истина: машина съедает больше места, чем дома. Зона комфорта человека кончается за дверью подъезда (а в России за дверью квартиры). В новых районах практически нет места человеку, а небольшая плотность просто привела к разрастанию городов и ещё больше увеличила необходимость в машине.
Хотел бы я так жить? Нет. Просто я люблю возможность ходить в магазин и парикмахерскую у дома, мне нравится, что недалеко от меня есть всякий общепит и бары. Элементарно у меня есть альтернатива: я могу ходить пешком по интересным мне местам, могу ездить на велосипеде или общественном транспорте по району и городу – это весьма ценная возможность, которой нет у людей в новых районах Израиля. Без машины ты не человек, поэтому живёшь на парковке.
Район Штрихкод, Осло. Хотели бы тут жить и работать?
Новые районы Осло: хотели бы так жить?
Новые районы Сингапура: хотели бы так жить?
Новые районы Кёльна: хотели бы так жить?
Новые районы Женевы: хотели бы так жить?
Самый плохой и самый хороший районы Нью-Йорка
Новый район Сан-Диего. Хотели бы так жить?
Новые районы Лос-Анджелеса. Хотели бы так жить?
Новые районы Копенгагена. Хотели бы так жить?
Новый район в Гётеборге. Хотели бы так жить?
Новый район в Праге. Хотели бы так жить?
Новые районы Мюнхена. Хотели бы так жить?
Что было бы с нашими дворами, если бы в России жили немцы?
Как могли бы выглядеть подъезды в наших домах
Как живут на загнивающем Западе...
Германия, детали
Мюнхен, детали
Страх и ненависть в Петербурге: Западное Мурино
Жуткий Петербург: ЖК "Новая Охта
Дом-хуй
Новые районы Питера. Хотели бы так жить?
Почему многоэтажные спальные микрорайоны – это плохо
Что делать с Парнасом и подобными жилыми комплексами?
Открытка из ада
Новые районы в Подмосковье. Хотели бы так жить?
Новые районы Китая (китайский Парнас): хотели бы так жить?
Район будущего в Пхеньяне: хотели бы так жить?
Рим: ужасные панельные районы!
Советское наследие в Праге и что с ним сделали чехи