Свой бизнес в кризис. Каноэ и деревянные очки
Сегодня мы возвращаемся к корням, вернее, к деревьям. Судя по всему, товары из дерева сейчас пользуются огромной популярностью: при отсутствии спроса и предложение вряд ли появилось бы. Хотя, с другой стороны, сегодняшние примеры показывают, что спрос можно стимулировать даже на начальном этапе бизнеса. Я уже рассказывал вам о том, как люди производят часы из дерева и накладки на оцилиндрованное бревно. Теперь же речь пойдёт о солнцезащитных очках и даже о каноэ!
Один из героев сегодняшней рубрики рассказал мне, как в голову может прийти идея создавать индейские лодки в России, и кому эти лодки могут понадобиться.
Александр Холодников, владелец столярной мастерской "Мастерская Пират Вудс":
"Была у меня лодка, которую я приобрел лет 10 назад. Лодка как лодка, как у всех рыбаков – надувная, одного известного бренда, сделана из прочного ПВХ, в сложенном виде помещается в багажник, а при хранении занимает мало места – казалось бы, мечта! Хранилась она у меня в квартире на антресолях первые 5 лет, а следующие 5 лет я её хранил в гараже. За это время спускал на воду ровно 3 раза, а по прямому предназначению (рыбалка) использовал только один раз. К этому моменту я вернусь позже, расскажу только, что случайно наткнулся в интернете на человека, заинтересованного в ее покупке. Продавать лодку я сначала не собирался, но по итогам переговоров через пару дней лодка обрела нового хозяина.
И вот еду я со встречи с этим мужиком и думаю: "Как жить теперь без лодки?" В тот же вечер сел мониторить рынок и на одном из профильных форумов нашел тему, посвящённую самостоятельной постройке каноэ. Идея увлекла моментально, тем более оборудованная и работающая столярная мастерская у меня на тот момент уже имелась. Был опыт работы с деревом, желание и немного упрямства в хорошем смысле этого слова. Дело было в самом конце 2013 года. Первое каноэ строилось довольно долго – около полугода, делал в свободное от коммерческих заказов время. Столь долгий срок постройки имел плюсы: удалось не спеша осмыслить многие процессы и тем самым избежать ошибок. Параллельно изучал тематические ролики на YouTube, читал иностранные сайты, нарабатывал собственный практический опыт, закупал недостающее оборудование и инструменты.
Личный опыт испытаний, как и практическая эксплуатация этого первого каноэ, окончательно убедили меня в том, что надо продолжать развиваться в данном направлении. Стало понятно, почему они так популярны в Америке: каноэ оказалось идеальным плавсредством для большинства реальных условий рек и озер средней полосы России. Легко переносится на себе (около 25 кг), перевозится на багажнике легкового автомобиля, везет груз 350-400 кг по любому мелководью, благодаря своей остроносой форме и жесткому корпусу с легкостью протискивается через любые прибрежные заросли. Следующим этапом стало приобретение комплекта оригинальных чертежей нескольких классических моделей каноэ, таких как Prospector, RedBird, Freedom, Bob’s Special и т.п. На основе одного из них за несколько месяцев был проработан алгоритм, позволяющий производить небольшие партии таких лодок в имеющихся на сегодня условиях моей мастерской. А при наличии спроса за сравнительно короткое время и без привлечения заемных средств – увеличить выпуск почти вдвое.
Оценить затраты на этот проект достаточно сложно. Как говорил ранее, это параллельный проект на базе уже имеющейся столярной мастерской. Мастерская работает и приносит прибыль даже сейчас, когда покупательская активность ниже плинтуса. Но некоторые цифры озвучу: если оборудовать подобную мастерскую "с нуля", потребуется покупка оборудования и станков на сумму от 0,5 млн. руб. Помещение у меня в аренде сравнимо с арендой 1-2 комнатной квартиры.
На рекламу я трачу мало, основная деятельность по раскрутке – наполнение своего канала на YouTube тематическими видеороликами. Это не стоит денег, тратится только время, а заказчиков приводит хороших, и это факт. Работников на направлении каноэ у меня пока не предусмотрено, приходится усиленно считать свои затраты. Это, конечно, минус текущей ситуации. И, хотя имеющиеся мощности мастерской загружены далеко не на 100%, именно в этом мне видится и главный сегодняшний плюс. Есть уникальная возможность прорабатывать интересные направления и быть готовым к старту, как только ветер подует в нужном направлении. Ведь когда бизнес прёт, рутина часто не позволяет заниматься своим будущим.
Примерно полтора года назад идея с каноэ начала реализовываться. Потребовался год на подготовку, и уже с марта 2015 года я начал предлагать деревянные каноэ на продажу. Слишком мало прошло времени для статистики и подведения итогов, но за это время отмечен большой интерес покупателей к моим лодкам, так же как и к самой теме в целом, новой для многих. Кроме того, часто покупают деревянные весла отдельно от лодок, в том числе и для декоративных целей. Коллеги-самостройщики, не имеющие собственной мастерской, заказывают полуфабрикаты (деревянные заготовки) для самостоятельной постройки. В мастерской недавно был выполнен ремонт старого каноэ. Наличие этих единичных заказов я расцениваю как несомненный прогресс, формирующий лояльную среду вокруг конкретного направления и мастерской в целом.
Очевидно, что такие лодки не могут иметь низкую стоимость. Мелкосерийные каноэ производства "Мастерской Пират Вудс" стоят в пределах 120-140 тыс. рублей за единицу (для справки, цены на зарубежные аналоги сравнимого качества начинаются от 3-4 тыс. евро). Возвращаясь к вопросу о проданной резиновой лодке, хочу сказать пару слов о тех, для кого, по-моему, предназначены эти деревянные каноэ. Они созданы для людей, желающих обладать чем-то большим, чем просто "физическим телом массой меньше массы вытесняемой им жидкости". Приятно быть владельцем такого каноэ, к нему привязываешься и начинаешь получать удовольствие от каждого гребка и каждого пройденного тобой километра.
Планов на будущее много: уже в разработке модель простого каноэ для полностью самостоятельной постройки и, возможно, открытие вечерних курсов по его сборке на базе моей мастерской. Продолжаю осваивать в производстве новые корпуса, экспериментирую с деревом, стеклотканью и эпоксидными смолами: ситуация с курсом валюты дает некоторые ценовые преимущества. Я всегда открыт для осмысленных предложений партнерства, со мной можно связаться через любой из контактов на сайте.
Фёдор Смирнов, сооснователь сибирского бренда деревянных аксессуаров BREVNO:
Медленный старт
Идея заниматься деревянными очками пришла в апреле 2013 года. Где-то в интернетах, сейчас уже не помню источник, наткнулся на фото деревянных очков, удивился, заинтересовался. Поделился идеей с Артёмом – сооснователем бренда. Стали разбираться подробнее, нашли несколько производителей в Китае и Америке, даже в России была пара компаний. Копнув чуть глубже, убедились, что за Уралом никто очками не занимается. Примерно в это время тема брендинга регионов была особо актуальна: активная PR-кампания Универсиады, проект "Я – Сибиряк", проходили многочисленные мероприятия, посвященные образу Сибири и Красноярска. Темы аксессуаров из дерева и Сибири быстро сплелись воедино, забурлили и зашипели. БАХ! И вот мы уже придумываем название для своего уютного бренда. С апреля по конец июня мы в фоновом режиме набрасывали идеи названий, все не могли определиться, но в конце концов волею "летоскорозакончится" мы приняли решение назваться BREVNO и заказать пилотную партию очков из Китая, посмотреть, что это за продукт и как на него будут реагировать люди. В качестве дополнения к ассортименту решили заказать деревянных чехлов для телефонов. Скинулись по 10 000 рублей и с фразой "ну уж по десятке-то мы всяко отобъём" стали ждать заказ. При этом перед нами по-прежнему не стояло задачи сделать из этого полноценный бизнес. Нам был интересен сам процесс.
Первые шаги
В начале августа 2013 мы получили первую посылку. Товар был объективно хороший: ровные, яркие, гладкие очки и чехлы. Но не было ощущения, что ты держишь в руках дерево: запах и фактура очков были напрочь закатаны в лак. С чехлами было получше. Решили посмотреть на реакцию людей, завели аккаунты в "Инстаграме" и "ВКонтакте", начали потихоньку публиковать там фотографии. К слову, статистика запросов "Яндекса" показывала на тот момент около 150 запросов "деревянные очки" по России. Это вызывало большие сомнения в целесообразности затеи, но мы подумали, что спрос появится со временем. Продажи потихоньку сдвинулись, особенным спросом неожиданно стали пользоваться чехлы – отчасти из-за материала, отчасти из-за возможности выгравировать свое изображение или подпись. Первая партия тоже частично разошлась, но за это время мы уже поняли, что покупать в Китае и продавать в России – скучно и неоригинально, а выдавать китайский продукт за сделанный в России – и вовсе нечестно и неприятно. Решили, что производить нужно своими силами, несмотря на очевидные сложности и расчеты. Первые пробы и ошибки делали на кухнях, в гаражах. На этом этапе очень помог наш хороший товарищ Пётр, который позволял работать в его рекламной мастерской на суперльготных условиях. Все это происходило по вечерам и выходным, после основной работы.
В "бревно" с головой
В январе 2014 у нас были симпатичные и более-менее технологичные образцы очков собственного производства и около 100 000 рублей, заработанных на продаже чехлов в новогодние праздники. Сил постоянно искать помещения и подстраиваться под других уже не осталось, и мы озадачились покупкой своего оборудования и арендой помещения. Через знакомых нашли номер владельца промышленной площади в центре города, познакомились и арендовали 20 квадратов по 400 р. Лазерный станок заказали на одном из крупнейших в этой сфере заводов в Китае, опустошив все личные копилки и потратив до копейки заработанные деньги. Конечно же, вместо ожидаемого конца января оборудование приехало в начале апреля, за пару недель до этого мы закончили ремонт в занимаемом помещении. Первые очки, произведенные на продажу, были именно тем, каким мы видели свой продукт – ярко выраженная фактура дерева, палитра натуральных запахов, качественная фурнитура, хорошие линзы. Конечно, с тех пор технология тысячу раз поменялась, но тогда это было для нас успехом! Розыгрыши "ВКонтакте", запуск сайта, сотрудничество с оффлайн-магазинами, участие в мероприятиях и сарафанное радио быстро принесли приличный на тот момент поток клиентов, и к концу июля 2014 мы с Артёмом погрузились в BREVNO с головой, уволившись с основных работ.
Итоги года и планы на будущее
За прошедший год мы переехали в просторное помещение с окнами, набрали команду из 7 человек и начали производить 300-500 пар очков ежемесячно. В работе выделилось два больших направления – имиджевые аксессуары для частных лиц и деловые подарки для компаний. Ассортимент пополнился флешками, блокнотами, обложками для паспорта и деревянными светильниками. "Бревно" теперь можно купить в 13 городах России, от Магадана до Санкт-Петербурга, а 25 июля мы примем участие в "Пикнике Афиши". Модельный ряд представлен 10-ю моделями базовой коллекции и двумя эксклюзивными оправами, разработанными совместно с российскими и европейскими дизайнерами. В планах – запуск оправ для очков для зрения, появление новых интересных материалов, запуск серьезного сайта и выход на международный рынок. Наша большая цель – сделать маркировку "Сделано в Сибири" узнаваемой и желанной во всем мире. К кризису мы относимся с пониманием, корпоративным клиентам делаем скидки, для розничных клиентов стараемся не повышать цены. Мы делаем то, что любим, вкладываем в это душу. Вселенная это видит, всегда подсказывает правильный путь и периодически подкидывает приятные и неожиданные бонусы.
—————————————————————Если у вас есть интересный стартап или идея, которую вы хотите представить читателям моего блога, пишите письмо на почту 7967738@gmail.com. Если идея мне покажется интересной, я опубликую ее в своем блоге. Важно: я готов помогать интересным мне стартапам, которые рождаются в кризис и используют преимущества кризиса для старта.
Посты по теме:
Знайте себе цену
Как заработать в кризис?
Советы тем, кто решил открыть свое дело
Ваша идея ничего не стоит
Полезная двуличность
Бизнес в кризис:
Школа танцев и бренд одежды
Мебель из фанеры и приложение для поиска парковки
Ремесленный коворкинг и соцсеть для авторов
Уличные очаги и карго-велосипеды
Дома с конвейера и "зелёные" картриджи
"Живая" схема метро и одёжка для машины
Машины и машинки
В деревянном мире
Симки для путешественников
Детские рисунки и мамин айфон
Трёхколёсный электробайк и гараж на час
"Бродячее" фотоателье и съедобный конструктор
Овощные букеты и хранители "Макбуков"
Антисанкционный сыр и приложение для добычи алкоголя
Детская одежда и поиск скидок
Старьевщик
Изобретатель
Гаражное производство
Доставка через путешественников, электроника и отпугиватель птиц
Электронные обои, «мешок гнева» и «контроллер ярости»
Обмен валют и вещи из автомобильных запчастей
Cтрелковый клуб и дисконт-портал