Топ-10 градостроительных ошибок Москвы XXI века



В сентябре в Москве состоятся муниципальные выборы. Дмитрий Гудков и Максим Кац организовали проект по выдвижению независимых москвичей в советы депутатов. На сегодняшний день 1220 человек в 125 районах собираются выдвигаться. Если хотите помочь этому, оставив подпись за кандидата в вашем районе, то заходите сюда: mundep.gudkov.ru/signatures

Эта серия постов – совместный проект с Максимом и Дмитрием.

Сейчас местное самоуправление в Москве почти отсутствует. Места в советах занимают врачи и учителя, скучающие на собраниях и голосующие так, как им скажут сверху. Ведь в том числе и отсутствующее местное самоуправление позволяет мэрии совершать нелепые градостроительные ошибки, которые никогда не воплотились бы, будь в Москве адекватные депутаты, способные проанализировать и сообщить обществу о проблемах на этапе планирования, организовать протест.

Но местного самоуправления в столице нет, так что взгляните на 10 крупнейших градостроительных ошибок города за последнее время:



Москва-Сити

Изначально история неплохая – визитная карточка новой Москвы! Небоскребы в одной точке, красивые виды, почему бы и нет? Но вот с реализацией что-то пошло не так. Несмотря на то, что проекту больше 20 лет, до сих пор не решены транспортные проблемы. Все, кому приходится туда приезжать, это прекрасно знают. В таких случаях логично было бы вначале подумать о транспортной инфраструктуре, а уже потом лепить московский Манхэттен, но у нас не ищут легких путей. Вначале строим дом, потом дорогу.



Кроме того возникает вопрос: а зачем все это? То есть зачем растет вверх Гонконг, всем понятно. Зачем растет Нью-Йорк, а точнее нижний Манхэттен, тоже ясно. Это естественный рост, когда физически не хватает места, и приходится забираться всё выше и выше, чтобы все могли уместиться. Москва-Сити же до сих пор стоит в окружении гигантских промзон и пустырей! Казалось бы, проще было бы размазать высотки на среднеэтажные дома в каком-нибудь районе или вставлять небоскрёбы точечно в сложившейся застройке, чем тащить кучу людей на маленький клочок земли.



Другая проблема – вымирание места по ночам, когда все клерки уезжают, а "Афимолл" закрывается. Там элементарно нет точек притяжения. И жителей, которые бы оживляли улицы (которых там тоже нет).

Сегодня Москва-Сити – место крайне неприятное, находиться в этом районе можно только по делам.


Современные человейники

В то время как весь цивилизованный мир понял, что нет счастья в микрорайонах, мы продолжаем идти своим путем. Встречайте новые районы Москвы! Начать с той же Некрасовки!



Практически во всех новых районах плохо всё: огромные дома с ячейками и нарушенными социальными связями, пренебрежение принципом человеческого размера застройки, отсутствие дворов, транспортные проблемы и адская маятниковая миграция, шоссе вместо улиц, вымирание территории в дневное время из-за отсутствия рабочих мест, торговые центры вместо уличного разнообразия и так далее.



Всегда удивляло "конкурентное" преимущество таких домов в шаговой доступности от метро из рекламных брошюр – какой в этом смысл, если утром можно прождать лифт минут 10?



Пока все эти районы – бомба замедленного действия. Очень скоро у людей изменится представление о комфортном жилье, появится спрос на другое качество городской среды, а квартиры в муравейниках начнут обесцениваться. Дальше всё как было в США и Европе: образованное обеспеченное население будет срочно переезжать, их места займут мигранты, малообеспеченные люди. Такие районы будут сносить ещё при нашей жизни, вот увидите.

Стоит отметить, что последние годы город не согласовывает массовые проекты микрорайонной застройки, плюс новые жилые комплексы чаще всего имеют пешеходные дворы и магазины на первых этажах со стороны улицы. Но это не снимает актуальности вопроса реанимации уже построенных ошибок.


ТТК

О! Когда говоришь, что Третье транспортное надо снести, народ крутит у виска и хочет дать тебе в лоб! Да, дорогие читатели, ТТК было ошибкой! И хорошо, что Лужков не успел построить Четвертое кольцо.

Есть такое понятие, как "второй контур дорог" – это сеть скоростных автодорог, которые проходят вне улиц города. То есть улицы для людей, велосипедистов, общественного транспорта, жилья, магазинов, школ и прочего, а дорога – только для машин. Такие городские дороги проводят через промзоны, в створе железных дорог и иных местах, где они не пересекаются с жителями и уличной активностью. В России подобной дорогой является Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге.

В Москве же плюют на жителей и всех других, превращая улицы в монстров. Была полноценная улица – стало выжженное место:




Подобная прокладка автодорог по улицам делает плохо всем, даже автомобилистам:

  • Бессветофорные улицы разрывают районы и становятся причиной адских перепробегов;

  • Второстепенные улицы блокируют основной ход, потому что они примыкают под 90 градусов в силу сложившейся застройки;

  • Бессветофорные улицы забивают все остальные улицы, потому что трафик не дозируется светофорами – получается одна огромная глухая пробка вместо плотного движения от светофора к светофору;

  • Улицы не приспособить для безопасной скоростной езды, даже если закидать их асфальтом, поэтому они в принципе опасны для водителей.






В случае с Третьим кольцом всю северную часть магистрали надо либо закапывать, либо уводить по другой трассировке, где дорога не будет разрывать районы и мешать жителям, а машинки смогут безопасно гнать. И, естественно, кольцо должно быть платным в дневное время, иначе от пробок не избавиться.


Вылетные магистрали

Список проблем от бессветофорных вылетных магистралей аналогичен ТТК. Только эффект ещё хуже, а последние реконструкции усугубили ситуацию во всём городе.


Было


Стало

Всё просто: у нас есть город с улицами, которые не переваривает уже сейчас n машин в час. Расширение улиц и прочие любимые приёмы диванных транспортников не работают и не решают проблем. Что делать? Заведём в город ещё больше машин! Местная сеть не справлялась с 5000 машинами? Зато теперь будет 5600 машин!



Проекты реконструкции магистралей настолько бессмысленны и вредны для транспорта, что в некоторых случаях после сдачи очередной эстакады приходилось сразу же ставить светофоры (привет Ярославке и Можайке), иначе появлялось бутылочное горлышко, и всё вставало колом. Зато в Москве самая длинная и бессмысленная эстакада в Европе.



Каждый раз, когда вы стоите в пробке где-нибудь на Садовом кольце, вспоминайте строительный комплекс города, который за счёт ликвидации улиц, светофоров и перекрёстков завёл в город ещё больше машин из пригородов.



Уверен, что лет через 10 транспортом в Москве всё-таки будут заниматься транспортники, а не строители, и все новомодные эстакады и туннели на вылетных магистралях будут взорваны или превращены в парки. Вы удивитесь, но город от этого поедет лучше.


Современные проекты хорд и развязок на улицах

Почему так много внимания уделяется разным дорогам? Потому что каждый из этих проектов – отдельный шрам на лице города и заливка денег в бетон. В случае хорд, алабяно-балтийских тоннелей и прочих километров новых дорог идёт спасение утопающего с помощью поджога спасательного круга в море бензина.





Как обосновывают строительство какой-нибудь развязки или хорды? Обычно говорят что-то в стиле "у вас тут пробка из 500 машин в час, поэтому мы сделаем эстакаду, и 500 машину сразу поедут". Но все забывают уточнить, что после строительства развязки, ухудшения условий для жителей, пешеходов, велосипедистов и пассажиров общественного транспорта на этом месте будет уже не 500 машин в час, а 600 или 700. Эти новые машины дружно пополнят ряды московских пробок на многомиллиардных развязках. Это называется "спровоцированный спрос", или, если по-простому, чем больше дорог и парковок ты делаешь – тем больше появляется машин. Поэтому расширение улиц, рытьё подземных переходов и прочие бессветофорные штуки спасают от уличных пробок лишь временно, на год-два.


Торговые центры

Любите ходить в торговые центры? Это ведь так удобно, когда все магазины в одном месте и можно закупаться сразу на месяц, да?



Москве сильно досталось... Помните, как все свободные площади застроили торговыми центрами? Начали с Манежной, где появился ужасный ТЦ "Охотный ряд", потом принялись за привокзальные площади: "Европейский", "Атриум". И история продолжается, только успевай отбиваться!

С торговыми центрами надо быть очень осторожным. Дай волю коммерсантам – и очередной ТЦ построят на Красной площади.

С ТЦ, особенно в центре, могут быть проблемы. Начнём с того, что они убивают уличную торговлю вокруг себя и стимулируют людей ездить на личном автомобиле за любой мелочью. Вторая проблема – крупные ТЦ требуют инфраструктуру. Огромные парковки, подъезды и т.д. Весь район может кардинально поменяться после строительства. Чем больше торговый центр, тем больше транспортных проблем он вызывает и тем менее эффективно используется городская земля. Кроме этого, есть опасность подмены городских общественных пространств торговыми центрами.


Первый в истории закрытый ТЦ – Southdale Mall в Миннесоте, 1958 год

Существует замечательная загадка, почему у голландцев каждый день дома свежий хлеб. Ответ простой: в этой стране люди каждый день покупают продукты в магазинах на улице по пути с работы и имеют дома свежие продукты, в отличие, например, от среднестатистического американца.

Если мы хотим полноценные живые улицы с разными магазинами и кафе в шаговой доступности, не зависеть от автомобиля и прочие ценности комфортного города, надо развивать уличную торговлю, а не концентрировать её в одной точке на весь район. Торговым центрам место в пригородах, где проще с дорогами и много земли.


Нарезка парковок

Да, люди до сих пор требуют больше парковок. И это ошибка! Казалось бы, что случится плохого, если в каждом дворе нарезать из газона и тротуаров 10-20 мест для машин? А потом "оптимизировать" подобным образом улицы?



За 17 лет эта мелочь вылилась в общегородскую проблему. Закатка в асфальт для парковки любого свободного клочка даёт снижение качества городской среды в масштабе города.



В первую очередь под раздачу попали газоны, а это значит: меньше зелени, нарушение экологического баланса, проблемы с водоотводом (вода не умеет уходить в землю через асфальт), неэффективное использование земли.

Есть тут и скрытая проблема. Когда мэрия начала нарезать новые парковки во дворах, это легализовало заблуждение многих автовладельцев о каких-то автомобильных правах и бесплатной парковке для каждого. Из-за этого сегодня сложно втолковать людям, что их машина – это их ответственность, а не города.


Монорельс

Долго, дорого, глупо – примерно так можно охарактеризовать московский монорельс. Построенное при Лужкове, это чудо на эстакадах ежегодно медленно возило очень мало людей по очень востребованному транспортному коридору.



В мире монорельс чаще всего строится как аттракцион или транспорт для небольшого числа пассажиров, например в аэропортах. В Москве же все думали, что это будет легким метро, типа Бутовской линии. В итоге монорельс перевозил меньше пассажиров, чем трамвай, и ежегодно съедал более миллиарда рублей дотаций из бюджета.


Сегодня из 10 составов на ходу только 2, из-за чего поезда ходят с огромным интервалом. Налаживать систему бессмысленно: это значит построить с нуля второй монорельс с теми же проектными ошибками. Скорее всего, в будущем на эстакады пустят трамваи, которые не так "инновационны", но умеют ездить быстро, возить много людей и не стоят как полёт на Марс.


Добивание трамвая

Основной трамвайный погром пришёлся на вторую половину прошлого века. Удивительно, как циклична история: тогда транспорт не нравился отдельному человеку, и его убирали с главных улиц Москвы. Сегодня троллейбус не нравится отдельному... хотя об этом чуть дальше.

После распада СССР московский трамвай уже представлял собой не целостную систему, а её огрызки. В начале 2000-х, по старой доброй памяти, московский трамвай решили ещё помучить: рельсы были сняты с Беговой, Двинцев, Ленинградского проспекта и у метро "Улица 1905 года".


Беговая улица здорового человека, 1998 год

В 1973 году в Москве стало две независимых трамвайных системы, из-за чего оборвались маршруты и пришлось создавать сразу две хозяйственных базы. Сейчас трамвайных сетей по сути уже три. Восстановить единую сеть трамвая, возможно, удастся за счёт монорельса: надо лишь достроить эстакаду через Дмитровское шоссе до улицы Костякова и пустить вагоны наверх.



Если же посмотреть на самые востребованные транспортные коридоры Москвы, особенно в центре, то когда-то по ним наверняка ходил трамвай. Уверен, лет через 15 в городе начнётся трамвайный ренессанс, который идёт уже лет 20 во всём мире, – всё-таки провозная способность автобусов и троллейбусов значительно меньше, чем у трамваев. Так что в 2037 году Пётр Палыч будет ежегодно перекрывать по 50 улиц ради укладки рельсов и замены электробусов на трамваи, запомните этот твит.


Убийство троллейбуса

Эта история должна вам быть знакома. Менять электрический транспорт на бензиновый в XXI веке откровенно странно и неправильно. Даже с учётом потенциальных электробусов было бы логичнее выпускать их на линии взамен автобусов, а не рогатых.





Возможно, когда-нибудь батареи станут настолько эффективными, что будут весить не по 600 килограммов, и электробус будет не так дорог и сложен в эксплуатации. Но это перспектива 15-25 лет. А живём и дышим воздухом мы с вами сегодня, и город ухудшается тоже уже сегодня.


Потенциальные ошибки

Можно только гадать, что придёт в голову чиновникам высокого полёта, но сегодня вызывает много опасений программа реновации пятиэтажек и транспортные планы Москомархитектуры: слишком часто у нас благие намерения выливаются в градостроительные ошибки.

Ещё раз: если вы прописаны в Москве, то ваша подпись может помочь независимому москвичу стать муниципальным депутатом. По подписям часто снимают кандидатов, поэтому необходимы подписи адекватных и принципиальных людей, которые в случае чего готовы будут её подтвердить. Если вы готовы оставить подпись за кандидата в депутаты, то заполните, пожалуйста, анкету.



Спасибо Аркадию Гершману за помощь в подготовке поста!

Всё самое свежее я теперь публикую в Телеграм-канале. Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать мои посты, подключитесь к Телеграм-боту

И не забывайте про Твиттер с Ютубом

… и ещё Инстаграм!
👍

promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 149
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
Но монорельс няшный же всё-таки...Пусть москвичи и дальше дотируют, с них не убудет, а так хоть прикольно покататься на нём пару раз в год.
Беглый просмотр поста демонстрирует, что нихуяшеньки нормального в Москве нет и её можно сносить ядерной бомбардировкой, воплотив мечту россиян.
Гершман не указал самые главные проблемы Москвы, а именно либералы и носатые почитатели Моисея.
Я понять хочу:

РПЦ заботливая когда-нибудь выступит за изменение строительных по которым можно десятки тысяч метров на гектаре строить
что приводит к тому
что народ православный в гетто многомногоэтажные загоняют жадное ворье желающее выжимать максимум из прихватизированного куска земли???

25 молчат рясы а народ православный попадает в НОВОКУРКИНО

когда должен в Куркино
В Некрасовке некоторые человейники построили в 10 метрах от старого полигона твердых бытовых отходов, жаль фотографии этой нет. Выглядываешь окошко на четвертом этаже, а перед тобой гора мусора.
На черно-белой фотографии с трамвайками Москва выглядит очень благородно, как добротный европейский город.Восстановить бы!

Edited at 2017-05-23 17:55 (UTC)
Дебилам — дебильные ошибки
В Стокгольме у каждого района есть огромный журнал с отчётом об истории, строительстве, инфраструктуре. Это помогает развивать районы с учетом истории и потребностей.
Идиотская идея "второго контура" - точно так же вводит в город и на улицы дополнительные автомобили, повышает нагрузку на среду, как и любые другие дополнительные автопроезды и расширения. Единственный регулятор - физическая вместимость сети, т.е. площадь дорог и автостоянок. Второй контур стимулирует автопотребление и подгружает трафик, это не замкснутая система, параллельного города для автолюбителей в Москве нет.
В Москве всего-то 15 миллионов жителей, причём часть из них дети и старики, а ещё кто-то спит или бухает. Для пары миллионов машин можно и дороги построить, а больше не будет, потому что больше водителей нет.
Вообще-то главная и единственная ошибка это сама Москва в ее нынешнем виде. Количество жителей по официальным данным 12 300 000 человек, а с приезжими легальными и нелегальными гораздо больше, думаю под 20 000 000. И все едут и едут. А в России, на минуточку, всего-то 144 000 000 человек. Т.е. 10-я часть живет в Москве. Питер не отстает во всем. Так что уверен, что в двух городах проживает 5-я часть страны. Нормально это? Зачем???
Нормально. Париж, Лондон и т.д. - в столичных агломерациях живет примерно такой же процент всего населения страны.
Очень скоро у людей изменится представление о комфортном жилье, появится спрос на другое качество городской среды, а квартиры в муравейниках начнут обесцениваться. Дальше всё как было в США и Европе: образованное обеспеченное население будет срочно переезжать, их места займут мигранты, малообеспеченные люди. (С)

Варламов, как и вся другая богатая интеллигенция живет в другом мире. Эти курятнки над которыми ржет варламов и есть то жилье что может себе позволить 95% населения. В США был бум роста дохода населения и оттуда и родилась американская мечта. В РФ идет с каждым годом серьезная просадка и уровня жизни и дохода. Скоро мы все будем в десятером жить в одной квартире, вместе с нашими детьми и детьми наших детей. Ведь купить любую квартиру будет роскошь, а не то чтобы какое-то там "комфортное жилье".

Еще недавно в Москве можно было зарабатывать 2000$ в месяц и при этом быть заурядным. Теперь реальность в районе 800$, а скоро и 500$. что там вы собрались покупать на эти копейки. запомните этот твит!


Edited at 2017-05-23 17:58 (UTC)
Ужасно!
Москва ужасно рекомфортный и некрасивый город, я даже не знаю можно ли Москву еще спасти.
Единственное что понравилось, это черно белая фотография начала 20-ого века, вот это действительно круто.
Отличный пост.

Голосуйте за нас, и мы снесем ваши спальные районы (зачем вы как лохи покупаете однушку в Некрасовке за 4,5 млн, когда можно купить такую же за 15 млн в более приятном глазу районе).
Варламов понабрал себе в копирайтеры малолетних долбоебов-вейперов, у которых мозг не способен просчитать на 2 шага вперед последствия предлагаемых решений
Зато все такие прогрессивные и современные "урбантины"
надо развивать уличную торговлю, а не концентрировать её в одной точке на весь район.

Если мне не изменяет память, вы не так давно были за снос ларьков и магазинчиков возле метро.
А это как раз и есть та самая уличная торговля, которую вы сейчас предлагаете "развивать".

Добивание трамвая

трамвай сам по себе неплохой вид ОТ, но очень уж часто выходит из строя. Я более 30 лет жила в доме с окнами на трамвайную остановку, и раз в неделю уж точно наблюдала длинный "хвост" стоящих трамваев - потому что кто-то впереди сломался.


Варламов, ты к сожалению не понимаешь, что транспортная система города должна соответствовать его масштабу! Крупный город типа Москвы, просто не может существовать без магистралей, идущих через весь город. Иначе получится не город, а большая деревня.
Если и вылетные и кольцевые дороги являются для тебя ошибкой, значит ты просто не потрудился вникнуть в транспортные проблемы города, увы.

Одуван живет и работает в центре. Ему автомобилисты мешают на лисапеде ездить.

Москва-Сити - это типичный карго-культ. Какой-то российский царь или боярин поехал в Америку, увидел, что там в небоскрёбах делают бабки, и решил сделать хорошее России: построить небоскрёбы, в которых непременно будут делать бабки.

Сколково то же самое: Медведев поехал в Америку, увидел, что в некой долине делают бабки, и решил сделать так же. Ну внешне понятное дело, ведь дела делаются в России известно как: в бане.
Не улица Костина, а улица Костякова.
И две независимые трамвайные сети образовались в 1973 году, а не в 21 веке.
← назад