Московскому трамваю 117 лет



Если вы сейчас сидите за столом, дам вам хороший повод выпить. Сегодня, 6 апреля, большой праздник, день рождения у Московского трамвая. Прошло ровно 117 лет с момента торжественного открытия первой трамвайной линии. Давайте посмотрим, как менялся этот вид общественного транспорта, и узнаем, что еще ему предстоит.


-=пост подготовлен редакцией Живой Москвы=-

Исторически трамвай стал преемником конки, представлявшей собой движущийся по рельсам экипаж, запряженный лошадьми, и вторым видом общественного городского транспорта в Москве. Тем не менее, именно существование конно-железной дороги в начале XX века мешало развитию трамвая. Для того, чтобы проложить трамвайные линии, нужно было сначала освободить дороги от путей конки. Первое открытие трамвайного движение состоялось ровно 117 лет назад, 6-го апреля 1899-го года, а уже на следующий день началось регулярное движение от Бутырской заставы до Петровского парка.


Парки конной-железной дороги начали перестраивать под нужды электрического трамвая. Например, Миусский трамвайный парк, второе старейшее трамвайное депо после «Бельгийского» на Башиловке, стал еще и мастерской для ремонта всех трамваев города. В 1957 году эксплуатацию трамваев в нем прекратили,
теперь он используется в качестве троллейбусного парка.


Трамвай быстро захватывал Москву. Если в 1918-м году общая протяженность трамвайных путей в городе составляла 323 км, то уже к 1926-му выросла до 395 км. В 1918-м пассажиров перевозили 475 вагона, а в 1926 году их было уже 764. Пиком развития трамвайной сети стало начало 1930-х годов. Тогда она затрагивала и Садовое, и Бульварное кольцо, а некоторые линии доходили и до окраин города.


К 1934 году трамвай стал доминирующим видом транспорта. Каждый день им пользовалось 2,6 миллиона пассажиров, и это при общем населении в 4 миллиона человек. По всему городу монтировали все новые опоры для трамвайной сети. Происходило это и на Театральной площади, где сейчас движение осталось только для автомобилей.


Первые сокращение трамвайных линий были связаны с открытием в 1935-м году другого вида общественного транспорта — метрополитена. Тогда исчезли трамвайные маршруты, совпадавшие с ним по направлению. Кроме того, трамвай с северной и западной части Садового кольца перенесли на второстепенные улицы. Тем не менее, даже тогда трамваи продолжали перевозить пассажиров даже по Красной площади и вдоль стен Кремля.


После начала 1940-х трамвай начал вытеснять еще один новый вид общественного транспорта — троллейбус. Им заменили маршруты у Кремля и в западной части Бульварного кольца. Сказывалось и развитие метрополитена: в 1950-х исчезла часть маршрутов на окраинах города. Сейчас на Кремлевской набережной ходят только троллейбус и автобус. К сожалению, сейчас здесь планируется избавиться и от троллейбуса тоже.


Трамвайная сеть продолжила сокращаться и в 1960-1970-х годах. Тогда полностью ликвидировали маршруты на западе Москвы, и вслед за первым было разорвано и второе «трамвайное кольцо» вокруг Садового. Однако одновременно с этим были проложены новые линии в районы, в которых тогда еще не было метро. Это коснулось Чертаново, Перово, Медведково и Новогиреево.


В конце советского периода ситуация с трамваем застыла. Новые трамвайные линии практически не прокладывали, но и от старых почти не избавлялись. Некоторые из них даже сохранились до сих пор. Как, например, этот маршрут у Чистых прудов. Кстати, этот экскурсионный трамвай № 2170 появлялся во многих известных советских фильмах, среди которых: «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Брак по расчету» и многие другие.


С середины 1990-х началась новая волна ликвидации трамвайных маршрутов. Сказывалось развитие крупных магистралей и строительство Третьего транспортного кольца. Сначала, в 1995-м год,у прекратилось движение по Проспекту Мира, а потом и на Нижней Масловке, где за 100 лет до этого впервые начал регулярное движение первый московский трамвай. Закрылись трамвайные линии на Трифоновской, Гиляровского, Беговой, Лесной, на Ленинградском проспекте и Волоколамском шоссе. Если исторический максимум протяженности трамвайных линий в Москве составлял 560 км, то в период с 1989-го по 2004-й года она сократилась с 460 до 420 км. А количество пассажиров уменьшилось с более чем 800 тысяч до 150. На 2007-й год доля трамвая среди всех городских пассажирских перевозок составила всего 5%.


К счастью, сейчас трамвайные линии не закрывают. Наоборот, хоть и медленно, но восстанавливаются старые маршруты. Снова заработало трамвайное движение на Лесной улице, Волоколамском шоссе и от Останкино до Сокольнической заставы. Более того, в конце 2013 был организован новый маршрут трамвая от Проспекта Маршала Жукова до метро «Войковская». Вводятся в эксплуатацию новые модели, способные развивать большую скорость. На Северо-Западе Москвы сейчас ходят одни из лучших вагонов. По сообщению Департамента транспорта, до 2017-го года планируется восстановить 20 км трамвайных линий и построить еще 47 по новым маршрутам. Будем надеяться, что это окажется правдой, и что московский трамвай продолжит развиваться и служить на благо жителей города.


"Живая Москва" – спецпроект с сетевым изданием m24.ru
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 149
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
По данному репортажу (я сам живу в Саратове): это конечно всё цирк, но есть и другая сторона медали. Во-первых: свои дома (собственники жилья) должны сами содержать в надлежащем виде, а не ждать когда им за госсчёт всё приведут в порядок (я про частные хибары). А во-вторых: "...всю зиму скапливался мусор, грязь от неубираемого снега..." пожалуй, первая зима в Саратове, где всю зиму оперативно убирали и вывозили снег, никогда такого не было! А так да, город запущен дальше некуда.
Но при этом эти линии должны быть отделены от автомобильного потока.
Респект таким трамваям, даже в 117 лет они ещё бодренько ходят, а троллейбусу нет ещё и 85-и, а он уже скоро прекратит своё существование, да и метро ещё только 80, а там уже штукатурка отваливается и Сталин выглядывает!

Edited at 2016-04-06 20:58 (UTC)
Это мечта народов России,Украины,Европы и до херововй тучи здравомыслящих людей...Фото Варламова - путин и катафалк,Путин в панаме и на катафалке,путина вывозят мз Кремля на катафалке - формы.позы меняются главное Кремль.Путин,катафалк - неизменны..Хотя вывозить дерьмо на катафалке не эстетично
Варламыч, в этом году открывают масштабный проект - МКЖД,
а у тебя в блоге про это ни слова, хотя ты транспортом интересуешься.
Очень жду когда в Москве наконец появятся современные скоростные трамваи.
Да действительно. Гоняют в основном какие-то ретро-трамваи... Даже в Польше уже современные почти везде, а тут Москва и такая древность. Такими темпами по трамваям Москву и Тверь обойдёт, даже там уже делают и запускают у себя нечто похожее на современный трамвай.
В Твери, Карл!
Тега "сарказм" тут не хватает. В Твери отремонтировали небольшой кусочек линии (даже не всю!) и раструбили про "масштабную реконструкцию".
Что при этом погрохали сеть (которой там после предшествующих погромов и так немного) - скромно умолчали.
Но какие-то новые трамваи же пустили? Мне знакомый писал, на День города такие по центру катались с шариками.
Одуван, на што табе трамвай в финно-угорском городе Москва? обрусевшие финно-угры давно одумарнены православием. Каждому возле подъезда часовню и попа. Вот это духовные скрепы, без травки, голубых, велосипедов, демократии и прочие прелести и потребности Запада. Обрусевшие православные финно-угры не хотят жить как в Финляндии или Эстонии или в Венгрии. Иваны не помнящего родства ;) Вот наглядный пример ОМСК!
я завтра замучу то, за что ты Адлер обливаешь грязью...
За Адлер и Сталика)) гори в аду.
Надо урозать поступления налогов в Москву из остальной части России хотя бы на 80%! И тогда Москва станет "полуомском". А Одуван, как дитенок, любит Москву, и не понимает, что если урезать поступления налогов, то МСК станет как Омск. И Одуван сразу переедет в Эстонию, там еще до сих пор говорят по-русски. И не почувствует ущемления со стороны эстонцев. ;)
Даже в моем детстве (начало 70-х) трамвай уже воспринимался, как изрядный анахронизм.
Я, кстати, детство прожил рядом с метро Университет (если кто не в курсе - это одновременно одно из московских трамвайных депо, ну или не депо, а конечных станций с ночным содержанием транспорта, не знаю, как правильно) и сам трамваем пользовался достаточно регулярно и в детстве, и в юношестве, и в студенчестве, и к нему вполне лоялен, но могу объективно сказать, что трамвай - это средневековье, конечно. Медленный, дребезжащий, с какими-то стрелками на пути, которые вагоновожатый постоянно перекидывает, для чего надо выйти... Брррр...
Хотя, конечно, кто на 39-м никогда от конечной до конечной не ездил - тот жизни не видел )))
Никак не правильно. У метро "Университет" - обычная конечная станция, без какого-либо ночного содержания транспорта.

Средневековье у нас в стране отнюдь не только трамвай. По-хорошему, любой российский город - анахронизм и средневековье, конечно.
Это не так.
На ночь на Университете оставалось очень много трамваев всех маршрутов - 14, 26, 39 - там 4 пути было, и все были забиты, весь круг разворотный, чтобы с самого утра начинать полноценно обслуживать маршруты. Это отнюдь не на всех конечных так было, кое-где оставляли 1 или 2, чтобы в 6 (или 5.30, не помню, когда начиналось движение) пустить, а следующего надо было ждать минут 40-50, пока он с противоположной конечной, где депо, приедет.
Из всех московских видов транспорта медленнее трамвая - только речной трамвайчик. Но там хоть экзотика и комфорт.)))
На автобусе по "выделенке" возле метро "Каширская" проедьтесь - глядишь, и рейтинг "самых медленных видов транспорта" поменяется.
Тому, кто по Сущевскому валу до постройки эстакады ездил - все Каширки нипочем )))
Я там реально пари у приезжих друзей неоднократно выигрывал, кто быстрее какой-нибудь отрезок по Сущевке преодолеет - они на любом транспорте или я пешком.
Не на великие деньги, конечно, но пива за их счет я выпил мегалитры )
Есть у трамваев в нынешнем виде один существенный недостаток. Я как-то бывал в гостях у друзей семьи, квартира которых расположена в старом доме возле трамвайных путей. Вибрации и гул - они очень сильно ощущаются, как маленькое землетрясение локальное. На вопрос: "как вы тут живёте" ответили просто, что привыкли...

...по сему, думается мне, что комфортабельный и удобный трамвай - это современные виброзащитные пути (ну со всеми прилагающимися качественными работами, а не так, как у нас - "давайте сделаем г-но, и нас постоянно будут приглашать, чтобы мы за бабло этого г-но чинили"), и современный парк. Который, кстати, в Москве очень странную тенденцию переживает постоянно. Сколько было громких презентаций: "ЛМ-2000" (Циклоп) - трамвай будущего. VarioLF, 71-405, TramRus которые приходили "на замену устаревшему парку трамваев", 71-630 - уже в эпоху блоггеров даже был представлен общественности, как "очередной трамвай будущего" (тот который яркий красный, трёхсекционный), 85300М (Метелица)... и что? Все они в единичном экземпляре катаются по тем или иным маршрутам города, а основной парк - это всё равно старые КТМ-8 (чуть больше сотни из девятисот), КТМ-19 (чуть больше четырёхсот из девятисот), и старая после КРов, Татра Т3 (чуть больше двухсот из девятисот). Даже относительно новых, с Кировского завода (КТМ-23) и семи десятков нету.

Единственное, что вроде "пошло" - это Фокстроты, которых, судя по всему, вскоре будет больше чем наших Кировских новеньких.

Вон представили тогда этот R1 (Айфон среди трамваев) столько слов было, даже какую-то награду он срубил, а толку? От него все наши российские города нафиг отказались.

И ещё кое что. В Москве любой общественный транспорт в подавляющем большинстве позиционируется как способ проехать от дома, до Метро, по сему сами по себе ветки нужны, где есть огромный поток пассажиров из какого-нибудь большого спального района, к метро. Чтобы получить широкую развитую сеть, и сделать трамвай по-настоящему городским транспортом, нужно, особенно ближе к центру, очень большое кол-во дорожного полотна отобрать у автомобилистов, и передать трамваю, что без установки огромного числа пересадочных узлов или жёстких запретов, вызовет трешовый хаос у конечных станций этих трамваев (ну и у метро/электричек тоже), в случае запретов - в ближайших районах, в которых запретов нет (как, повторюсь, уже происходит в моём "колхозе" со всеми этими запретами и платной парковкой. Вроде сделали хорошо в центре города, а страдаем мы, жители Подмосковья, в том числе те, которые вообще без машин и даже ВУ не имеют). Я не представляю себе, чтобы такое произошло, и было сделано на качественном уровне.

А вот из самых крупных окрестных городов-спутников провести линии скоростного трамвая к станциям метро (в идеальной перспективе - к третьему пересадочному контуру, или как там его - короче к МКЖД на севере и второму кольцу метро - на юге), чтобы разгрузить уже перегруженные пересадочные узлы "метро/электричка".

Из Мытищ/Королёва к Ботаническому саду, чтобы разгрузить Комсомольскую.

Из Балашихи/Реутова к Партизанской.

Из Люберец/Лыткарино - к Печатникам (чтобы спасти хоть чуть-чуть Выхино).

Из Химок/Долгопрудного к Войковской (чтобы разгрузить Петровско-Разумовскую).

В самом идеальном случае - чтобы на конечной этих самых трамваев были пересадочные узлы, если они будут достаточно вместительные и на условиях хотя бы того же Медведково (20р в час, оплачивать блоками по 5 часов, стоянка пользуется такой популярностью, что в будни там зачастую тупо нет мест даже в проездах), тогда из всех ближайших деревень (таунхаусных/коттеджных посёлков), те, кто на работу в Москву, будут сьезжаться к этим трамваям, и ехать уже на них, минуя перегруженные радиальные линии, и ад на Комсомольской, Петровско-Разумовской, Выхино, и Щёлковской.

Я всё ещё считаю, что при нынешней идиотской гипер-централизации и массовой застройке Москвы и Области - наступит момент, когда ничего (кроме крайних, #расстрелять, мер) уже не спасёт наши транспортные/пассажирские потоки. Ни общественный транспорт, ни стройки хрод, пятых ЖД путей от Мытищ, ни те линии, о которых я выше - ни-че-го. Москва просто встанет, а в метро и электричках будут давки, и пробки на 1.5 часа из пассажиров. Но то, о чём я выше - хоть как-то этот момент отсрочит...
Трамвай хорош когда имеет обособленный путь, на который не попадают автомобили.
В остальных случаях трамвай не подходит. Например, когда трамвай проходит по центру улицы, и люди из трамвая выпрыгивают на проезжую часть. В СССР при малой автомобилизации это было нормально, но в современных условиях - неприемлемо, небезопасно.
Мой прадед на маршруте "А" работал вагоновожатым.
Московский трамвай пора списать в музей. Оставить одну две ветки как экзотику для туристов, но при таком трафике как в Москве, выделять почти две полосы под трамвай по меньшей мере не разумно.
Я сегодня на работу (как впрочем и обычно) проехал на трамвае, но даже ни словечка не услышал о Дне рождения :(
Оно и видно, что развивается. Вчера попытался от 1-го Нагатинского проезда до Павелецкого на трамвае доехать, так этого трамвая не дождался. За 20 минут ни одного вагона не прошло, и это в семь часов вечера. Выделенная линия, занимающая приличный кусок Варшавки, тупо не используется!
Это, наверное, упырь ликсутов так "трамвайный транспорт" развивает, как он на прошлой неделе брехал. Как бы не развил до состояния "проще грохнуть этот трамвай, чтоб не мучился".
Трамвай - самый "милый" вид общественного транспорта, на мой взгляд.

И вот бы ещё запустить трамвай по "историческому" маршруту, как 28-й в Лиссабоне!