Челябинск хочет стать лучше, но тщательно это скрывает
Почти все меры повышения безопасности на дорогах у нас сводятся к установке противопешеходных заборов и строительству подземных и надземных переходов. Результата, конечно, всё это не даёт, но его особо никто и не ждёт – смертность на дорогах у нас давно воспринимается как что-то совершенно естественное, поэтому серьезно с ней бороться даже не пытаются. Это мы с вами знаем, что если успокоить трафик, обустроить удобные переходы с нормальным освещением, ограничить количество поездок на автомобиле, развив сеть велодорожек и сделав удобный общественный транспорт, то люди перестанут гибнуть на дорогах, но для какого-нибудь малообразованного гаишника всё это полнейшая ерунда, ведь это же не забор воткнуть посреди тротуара – тут нужно думать и искать грамотного проектировщика.
В последнее время ситуация пусть медленно, но всё же меняется к лучшему. В отдельных российских городах отказываются от повсеместной установки заборов, сужают автомобильные полосы, строят антикарманы и выделенки для автобусов.
Примкнуть к прогрессивных городам захотел и Челябинск, который начал активно строить островки безопасности и уменьшать парковки на одном из самых своих широких проспектов, успев вызвать негодование у заядлых автомобилистов. Впрочем, это был бы не Челябинск, если бы всё было сделано по уму.
Ещё в апреле в мэрии анонсировали масштабные изменения на Комсомольском проспекте – здесь запланировали частично убрать парковочные карманы, построить выделенку для общественного транспорта, возвести островки безопасности, сузить проезжую часть и разделить проспект зелёной полосой. Ну не здорово ли?!
Абсолютно мёртвый широченный проспект захотели оживить и сделать из него чуть ли не бульвар! По крайней мере, на словах.
Но на деле хорошая идея во многом потеряла привлекательность за счет безграмотной реализации. На первый взгляд работы действительно начались и прямо сейчас на проспекте изменяют конфигурацию дороги, сужая полосы для автомобилей и даже делая некое подобие антикарманов.
На части парковок сажают деревья.
А по центру проезжей части возводят многочисленные островки безопасности.
Островки сужают проезжую часть и делают безопасными перекрёстки, уменьшая радиус поворота автомобилей, а значит, и снижая скорость автомобилей, которая является главной причиной столь высокой смертности на наших дорогах.
Напомню, что в год Россия теряет из-за ДТП больше 16 тысяч человек.
Но это лишь на первый взгляд Челябинск на всех парах стремится в будущее, делая людей счастливыми. На самом деле как раз из-за островков в городе появилось столько претензий ко всей реконструкции проспекта. Вообще, конечно, российские автомобилисты терпеть не могут всё, что хоть как-то ограничивает их возможность сбивать "живые кегли". Но в случае с Челябинском дополнительным раздражающим фактором стало то, что не только автомобилисты, но и вообще никто толком не понимает, что возводится на проезжей части и как проспект будет выглядеть после завершения работ.
Вы не поверите, но, несмотря на то, что работы в самом разгаре, проекта реконструкции проспекта не показали до сих пор!
Многие просто не понимают, что здесь пытаются построить, проезжая каждый день мимо островков разной ширины – одни по восемь метров, другие по два.
Проезжая по дороге, конфигурация которой в условиях отсутствующей разметки может заставить внезапно изменить траекторию движения автомобиля. Да и в целом ведь на текущий момент создаётся впечатление, что работы проводятся во многом хаотично.
Как результат – недовольство даже тех, кто обычно выступает за безопасные улицы и ограничение скорости движения. И если одни просто готовы защищать своё болото, каким бы оно ни было, то другие просто не понимают, что делает город.
И поддержка проводимой реконструкции сегодня действительно крайне низкая.
И это несмотря на то, что сужение полос и те же островки безопасности действительно могут спасти немало жизней.
Причин тому можно назвать несколько, но главная – скрытность властей отсутствие информации. Как ни странно, до вчерашнего дня не было даже попытки провести разъяснительную работу среди жителей города на тему того, зачем всё это нужно. А ведь это очень важная часть работ, про которую у нас часто забывают. Если вы хотите провести масштабную реконструкцию городской транспортной артерии, то для начала необходимо донести до людей, как это будет сделано и с какой целью. Сейчас же единственное, чего смогли добиться жители Челябинска, – так это небольшой презентации, да и то провели её лишь вчера.
А ведь такое количество негатива во многом как раз из-за того, что предварительную работу просто забили и не стали заморачиваться по поводу мнения жителей. Вспомните тот же Белгород, где еще до начала строительства выделенок, по которым сейчас организована одна из самых крутых автобусных систем России, показали презентацию проекта и объяснили, что выиграют жители от проекта.
А что в Челябинске? А здесь власти еле-еле провели презентацию с общими картинками, да и то их даже обсуждать особого смысла нет, поскольку из того, что показали, можно лишь сделать вывод о том, что проекта либо не было совсем, либо качество его очень сомнительное. Впрочем, проект всё же обещают показать на следующей неделе – может, что интересное там и будет.
Правильно ли делает Челябинск, что сужает полосы для автомобилей, убирает парковки и строит островки безопасности? Да, правильно. Успокоение трафика помогает без каких-либо знаков и штрафов сделать физически невозможным нарушение правил. Даже если кто-то сойдёт с ума, купит ксиву, поставит мигалку и решит полихачить, у него ничего не выйдет, потому что правильно спроектированная среда предупреждает любые нарушения.
Вот только нужно понимать и то, что конечный результат зависит не только от самой идеи, какой бы прекрасной она ни была, но и от того, насколько получится грамотно её представить и реализовать.