September 20, 2020

Скоро в Белгороде будут лучшие автобусы в стране. Есть первые успехи

Фото: грубо говоря / Telegram

Помните, я в начале года писал про планы властей Белгорода сделать город удобным для жизни? Речь шла и про решение проблемы с хаотичной парковкой, про нормальные переходы, про велодорожки, отделённые от проезжей части и про полноценные выделенки для автобусов с посадочными платформами посередине. В общем, планы просто грандиозные. Однако мы живем в России и отлично понимаем, что красивый проект не гарантирует, что дело дойдет до реализации.

Кадр из видео ДСТиТ Белгородской области

Но не в этом случае! Похоже, что Белгород настроен серьезно. В городе открыли первую очередь выделенки для автобусов на ул. Щорса. Пока, конечно, белгородский автобус еще нельзя назвать скоростным, это далеко не БРТ (BRT — Bus Rapid Transit), но по мере дальнейшего развития проекта город может получить одну из самых крутых автобусных систем в стране.

Но обо всем по порядку.

В свое время я уже писал про систему БРТ в Йоханнесбурге и Боготе. Скоростной автобус в каком-то смысле является альтернативой скоростному трамваю.

Преимущество БРТ перед ним в том, что стоимость создания примерно в 2 раза ниже, а на постройку уходит гораздо меньше времени — за 2-3 года можно окутать линиями весь город. Однако нельзя не заметить, что у скоростного трамвая все же пропускная способность выше.

Собственно, именно из-за более низкой стоимости и более высокой скорости строительства некоторые города и выбирают скоростной автобус.

В России в последние годы достаточно часто звучали предложения строить вместо трамвая скоростной автобус. Такие предложения звучали в Ростове-на-Дону и Краснодаре, но до дела так и не дошло.

Но вот с Белгородом совсем другая история. Здесь меньше года назад решили затеять масштабную автобусную реформу, которую всеми силами пытаются довести до конца. Можно сказать, что город кардинально перестраивает всю систему общественного транспорта. В итоге должна измениться как маршрутная сеть, так и общие принципы движения. И уже есть первые результаты.

Изменение маршрутной сети

В прошлом маршрутная сеть складывалась путем открытия новых маршрутов и изменения действующих без системного анализа и применения единых принципов планирования. В итоге число маршрутов выросло настолько, что разобраться в них неподготовленному человеку стало непросто. Но теперь все должно измениться.

В скором времени все автобусные маршруты будут делиться на три группы:

1) Магистральные, они свяжут основные районы города, будут ходить регулярно и часто. У автобусов, которые по ним пустят, длинный путь через весь город. Часть из них "захватывает" и агломерацию — пригороды, которые вплотную подходят к городской черте. Всего 27 маршрутов.
2) Городские, которые будут обслуживать важные связи, где не требуются частые рейсы. Из спальных районов города они повезут людей по улицам, где располагаются важные социальные объекты. 18 маршрутов.
3) Подвозящие, транспорт для пригородной зоны, который поможет добраться до остановок магистральных маршрутов. Свяжут микрорайоны индивидуальной застройки, отдаленные от города села, которые входят в состав агломерации, и дачные участки. 70 маршрутов.

Фото: ЕТК — busmap31.ru

Задача перестроить всю маршрутную сеть не из простых, на первых порах наверняка будут возникать сложности, но если в конечном итоге получится сделать действительно удобную систему, то будет очень круто.

Фото: ЕТК — busmap31.ru

Изменение принципов оплаты проезда

В черте города будут организованы удобные пересадки между маршрутами. В течение 45 минут после первой оплаты картой можно будет совершать неограниченное количество пересадок. Автобусы и троллейбусы станут работать по принципу метро.

Фото: ЕТК — busmap31.ru

Приобретение нового транспорта

Белгород активно закупает новые низкопольные автобусы, которые скоро будут ходить по создаваемым маршрутам. Только на этой неделе прибыли 20 новых автобусов, работающие на природном газе.

Фото: пресс-служба / Губернатора и Правительства Белгородской области

Обустройство выделенных полос

Пожалуй, самая масштабная и интересная часть проекта, до которой далеко не во всех городах доходят руки. Белгород хочет обособить движение автобусов. На днях как раз открыли первую очередь выделенки. На улице Щорса автобусы теперь ходят по центру, там же расположены и остановки.

Но важно заметить, что система БРТ – это не только обособленные полосы. Это именно изменение принципов организации и управления движением. Такой транспорт имеет приоритет при проезде перекрестков – часто управляет фазами светофоров, его линии на большей протяженности отделены физически от всего прочего транспорта, в том числе и от других маршрутных автобусов.

Уже сегодня для автобусов в Белгороде поставили специальные светофоры, которые обычно используются для трамваев.

Фото: Юрий Галдун / vk.com

Пока, конечно, комично выглядят на выделенках старые пазики, но в скором времени по магистральным маршрутам будут ходить современные низкопольные автобусы, которые уже закупает город.

Фото: грубо говоря / Telegram

К слову, обратите внимание, что остановка находится на одном уровне с автобусом. В российских реалиях даже это уже кажется большим достижением.

Фото: грубо говоря / Telegram

К концу текущего года выделенные полосы должны быть:
— по проспекту Богдана Хмельницкого,
— улице Щорса,
— Преображенской улице,
— проспекту Славы.

Фото: ЕТК — busmap31.ru

Все ли довольны подобными идеями? Конечно, нет! Всегда найдутся автомобилисты, которые считают, что автобусные полосы ущемляют их права, что город может развиваться только по принципу "нужно больше дорог для машин".

Но так быть не должно. Если вы до сих пор думаете, что для уменьшения пробок нужно строить дороги, то советую прочитать этот пост. Сейчас лишь замечу, что пробки возникают из-за того, люди начинают чаще пользоваться личным автотранспортом. И исправить это строительством новых дорог не получится никогда. А вот качественный общественный транспорт решить проблему пробок может.

Фото: Юрий Галдун / vk.com

Несмотря на то, что есть уже первые успехи, на текущем этапе в Белгороде еще не скоростной автобус, но важно то, что в мэрии понимают важность развития общественного транспорта как такового. Меньше чем за год здесь смогли реализовать очень многое, и останавливаться на достигнутом явно не собираются. Уже осенью должна заработать новая маршрутная сеть, что еще больше приблизит Белгород к будущему.

В России многие города мечтают о метро, потому как поезда не стоят в пробках, можно спрогнозировать время в пути и точно знать время работы. Именно поэтому появляется логическая цепочка "метро – хорошо, автобус, троллейбус, трамвай – плохо". Но на самом деле гораздо дешевле, проще и быстрее сделать нормальный наземный транспорт. Автобусы, троллейбусы и трамваи, которые не стоят в пробках, ходят с понятным интервалом и по удобным маршрутам — это именно то, чего не хватает подавляющему большинству российских городов.

В мегаполисах на панацею скоростной автобус не тянет — системы БРТ часто оказываются перегружены. Приходится делать их не двух, а четырехполосными... а потом оказываются перегружены и они. Но для небольших и средних городов это отличное решение накопившихся транспортных проблем, однако оно будет таковым лишь в том случае, если грамотно все организовать.

Получится у Белгорода реализовать все планы или нет, покажет время, но на текущий момент город движется в верном направлении. И если так пойдет дальше, то в скором времени Белгород будут ставить в пример во многих городах страны.