March 13, 2020

Ещё одна хорда – и всё поедет!

Организация Transportation for America (T4A) опубликовала отчёт об эффективности строительства скоростных магистралей в городах США и их влиянии на пробки.

Оказалось, что с 1993 по 2017 год в 100 крупнейших американских агломерациях было построено 30 511 миль новых полос фривеев – их протяжённость выросла на 42%. При этом рост населения в тех же городах и пригородах за эти годы составил только 32%.

Избавило ли массовое дорожное строительство американцев от пробок?
А-ха-ха-ха!

Только из бюджета штатов на строительство и ремонт дорог с 1993 по 2017 год было потрачено более 500 миллиардов долларов. Причём значительная часть этой суммы ушла именно на расширение дорог. К тому же, поддержание каждой мили только одной полосы стоит $24 000 в год. В общей сложности на обслуживание новых дорог тратится около $5 млрд в год.

Американцы свято верили в схему "сейчас добавим ещё полосу – и всё поедет!", которую так полюбили российские водители и мэры.

Всё это привело к тому, что пробки в 100 крупнейших агломерациях США выросли на 144% (заторы там измеряются в часах простоя).

Даже в Детройте, население которого за эти годы снизилось на 5%, пробки выросли на 45% (и это минимальный показатель в США). А в городе Ларедо в Техасе заторы увеличились сразу на 1309%, хотя население выросло только в два раза! Как вам такое, мэры Москвы, Челябинска и Тюмени?

Тут всё просто: пробки возникают из-за того, что люди чаще пользуются личным автотранспортом. В 1993 году средний городской американец проезжал на своей машине 21 милю в день, а в 2017-м – 25.

Авторы исследования пришли к выводу, что к этому жителей агломераций толкает рост урбанизированных территорий, сопровождаемый строительством дорог. То есть речь идёт как раз об "индуцированном спросе" (induced demand): чем больше дорог, тем больше на них машин и, следовательно, тем больше пробки.

Особо они отмечают негативную роль маятниковой миграции. А в Америке, застроенной бесконечной субурбией, где нет ничего кроме жилых домов, маятниковой миграции не может не быть, потому что все едут на работу из пригородов в даунтаун. Поэтому Transportation for America говорит, что в городах США давно пора строить комплексные районы, где будет и жильё, и офисы, и общественные учреждения, и развлечения.

Так как же избавиться от пробок?

Саму по себе борьбу с пробками авторы доклада называют неправильной целью. Надо строить компактные жилые кварталы вместо субурбии, развивать безопасные пешеходные маршруты, сделать проезд по многим дорогам платным, сместить акцент со строительства новых дорог на поддержание старых, а также стимулировать точечную застройку, чтобы поездки людей стали короче. Тогда и пробок не будет.