July 3, 2019

Как "дорожная революция" превращает Челябинск в автомобильный ад

Сегодня в Челябинске на наших глазах происходит градостроительная катастрофа. Я не понимаю, почему так не повезло этому городу. Вроде крупный промышленный центр, большой город, растущее население и экономика. Но на этом фоне – совершенно некомпетентные чиновники, которые занимаются откровенным вредительством.

Если вы вдруг не знаете, Челябинск уже много лет занимается так называемой "дорожной революцией". Чиновники решили впервые в мире построить рай для автомобилистов. Они расширяют дороги, вырубают деревья, строят эстакады, тротуары отделяют заборами, а пешеходные переходы убирают. Из-за этого в городе огромные проблемы с экологией и деградирует общественный транспорт.

"Дорожная революция" началась в нулевых и уже даёт первые результаты. Количество автомобилей у населения растёт, местные СМИ радуются первым строчкам рейтингов уровня автомобилизации, словно это что-то хорошее. Городские власти не собираются останавливаться, а обещают вырубить ещё больше деревьев и построить ещё больше эстакад под окнами в ближайшие десятилетия.

Челябинску кажется, что он передовой город, что он нащупал тот заветный особый путь. На самом деле в своём развитии он отстаёт от европейских и американских городов на 60-70 лет. Сегодня Челябинск совершает ровно те же ошибки, которые совершали другие города десятилетия назад. Но чужой опыт Челябинск не интересует. Я уже устал цитировать глупости местных чиновников, писать о вредительских проектах и ошибках.

В прошлый раз, гуляя по Челябинску, я думал: "А зачем вообще бороться с дураками и отбивать их глупости?" Ну вот одумается сейчас Челябинск, выгонит плохо образованных вредителей, прикроет "дорожную революцию". И что? О чём мне тогда писать завтра? Пусть будет в России пример победившей дорожной революции! Пусть будет очень опасный и недоступный город, утопающий в машинах! Кто-то должен принести себя в жертву, чтобы на собственном примере показать, как делать не надо. Пусть это будет Челябинск!

01. Примерно 10 лет назад дороги расширили. Они изначально ещё в советское время проектировались с расчётом на автомобилизацию, но тогда сажали много деревьев, создавая зелёные полосы, которые отделяли дорогу от тротуаров. Сегодня, где только можно, всё закатывают в асфальт.

02. Зачем в центре города нужны такие магистрали, никто не знает. Якобы чтобы было удобно кататься по городу на машине. И действительно, сегодня в Челябинске относительно удобно кататься на машине и очень неудобно без машины. Тут любой челябинец расскажет, что у них холодная зима и вообще климат суровый, поэтому так и надо. Но любому челябинцу стоит сразу ответить на вопрос. Вы создаёте город для автомобилей, для молодых, здоровых и обеспеченных. А что делать в этом городе тем, кто машину не может себе позволить в силу возраста, здоровья или материального положения? Что делать детям? Что делать старикам? Что делать инвалидам? Им уехать? Им выходить на улицу и чувствовать себя людьми второго сорта?

"Дорожная революция" в Челябинске была объявлена ещё в 2010 году, при позапрошлом губернаторе Михаиле Юревиче (который сейчас, кстати, скрывается за границей). Судя по некоторым его заявлениям, "дорожная революция" была для него синонимом благоустройства. Именно с подачи Юревича в Челябинске и других городах региона начался массовый ремонт дорог, но, к сожалению, ремонтом дело не ограничилось.

Улицы стали расти вширь. Ради автомобилей уничтожались тротуары, пешеходные переходы и аллеи. Кстати, в самом Челябинске этот процесс начался ещё до 2010 года, потому что перед тем, как стать губернатором, Юревич 5 лет был мэром города.

Пик дорожного строительства пришёлся на 2011-2012 годы. В 2011 году Челябинская область потратила на дороги 12,2 млрд рублей, в 2012-м – 13,5 миллиарда. Например, в 2011 году в Челябинске построили сразу несколько новых развязок и пару мостов, а также одновременно отремонтировали 70 улиц. Правда качество ремонта оказалось плачевным: власти признавали, что "местами асфальт сошёл вместе со снегом".

Ну а практика расширения проезжей части в Челябинске связана прежде всего с именами мэра Станислава Мошарова (2010-2015 годы) и сити-менеджера Сергея Давыдова (2010-2014). Последний очень гордился тем, что "ни один город-миллионник не вкладывает столько в дорожное строительство". Потом (уже в 2015 году) новая мэрия провела ревизию, и оказалось, что Челябинск должен подрядчикам десятки и сотни миллионов рублей.

Как я рассказывал в одном из предыдущих постов, в ноябре 2011-го произошёл скандал, связанный с расширением улицы Володарского в центре Челябинска. В один прекрасный день челябинцы увидели, что дорога стала значительно шире, причём пешеходный переход через неё продлить "забыли" и новые дорожные знаки тоже не поставили. Кроме того, дорожники вырубили липовую аллею. Сити-менеджер изобразил возмущение и заявил, что улицу расширили без его ведома. Его заместитель пролепетал что-то насчёт того, что "параметры проезжей части изменились случайно", когда на улице Володарского восстанавливали дорожное покрытие.

"Дорожная революция" привела к росту автомобилизации в Челябинске. Даже когда ушёл Юревич и работавшие при нём чиновники мэрии, она не завершилась. Сейчас город занимает 9-е место в России по числу зарегистрированных легковых автомобилей (их 331 тысяча).

Самое интересное, что новые власти искренне хотят пересадить на машины тех, кто ещё пытается ездить в общественном транспорте. В 2017 году была принята Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД), в соответствии с которой к 2032 году число автомобилистов в городе должно вырасти на 60%, а количество поездок на общественном транспорте – уменьшиться в два раза.

Челябинский урбанист

При этом некоторые существующие улицы Челябинска планируется превратить во внутригородские "магистрали непрерывного движения". Что это означает? Это означает, что пешеходов будут загонять под землю, а главные улицы окончательно станут хайвеями, которые разрежут город на несколько частей.

Вот список улиц, которые, возможно, скоро перестанут быть таковыми. Челябинск ждёт массовое строительство подземных и надземных переходов. Мэрия и ГИБДД давно обо всём договорились.

03. Очень показательная история. Везде, где только можно, залили асфальтом карманы для машин.

04. Иногда тротуары выглядят так. Люди идут по грязным обочинам, мимо проносятся машины.

05. Качество городской среды. Ни один чиновник челябинской администрации не ходит по городу пешком. Их дети и жёны тоже не ходят. Они не понимают, какой ад создают для простых людей, в каких условиях вынуждены жить простые люди без машин (а их большинство). Вся эта "дорожная революция" приводит к тому, что люди при первой возможности покупают себе машину. Именно поэтому курс на автомобилизацию и губит города. Автомобилизацию невозможно удовлетворить. Чем шире вы делаете дороги и хуже городскую среду, тем больше у вас машин и пробок – получается замкнутый круг. Это как тушить пожар бензином.

06. Удобно, наверное, в центре Челябинска гулять с детьми.

07. Но планы у Челябинска далекоидущие! Расширив дороги, они начинают убирать переходы. Нормальный мэр сузил бы это шоссе в центре, успокоил бы трафик, начал бы заниматься общественным транспортом. Но в Челябинске на этом месте хотят влепить надземный переход. Да, по плану они хотят убирать теперь светофоры и загонять людей под землю или в надземные переходы.

08. Про это место я уже писал. Тут тоже хотят построить переход, на этот раз подземный. Зачем? Чтобы потратить 750 миллионов рублей (на два перехода). За эти деньги можно было бы обновить трамваи или сделать хорошую набережную. Но за 750 миллионов они сделают город опаснее и недоступнее.

09. Прямо сейчас в Челябинске продолжают вырубать деревья, чтобы расширять дороги и закатывать всё в асфальт. Я вообще не понимаю этих полумер. Вырубите всё сразу. Чего вы по одной полосе раз в 3 года вырубаете? Объявите охоту на деревья! Можно даже премию платить жителям за спил дерева. Устроить городской конкурс: кто больше деревьев спилит.

10. Сейчас между деревьями паркуют машины. Но деревья тут решили вырубить, чтобы расширить дорогу.

11. В Челябинске всё равно не понимают, что делать с зелёными насаждениями. Сейчас это какая-то бесполезная земля, где народ паркуется. Вот надо всё в асфальт закатать – и будет хорошо.

12. Будущее где-то рядом.

13. Ещё какой-то дурак решил огородить все тротуары заборами. Как вы знаете, толку от них нет никакого. Они не защищают пешеходов, они мешают уборке тротуаров, съедают драгоценное пространство, мешают развитию велодвижения. Даже водителям они мешают. Если человек припарковался, то он не может сразу уйти на тротуар, а вынужден шагать по проезжей части, подвергая себя опасности.

14. Но думать в Челябинске не принято, поэтому весь город в заборах.

15. Очень красиво. Интересно, есть ли хоть один человек в Челябинске, который объяснит, зачем забор нужен, например, тут? Что это вообще такое и зачем?

16. На знаки и правила никто не смотрит. В городе, кстати, до сих пор нет системы платной парковки. Поэтому все улицы завалены машинами.

17. Дальше будет только хуже

18.

19. А вот на общественный транспорт всем плевать. Я представляю, с каким вожделением смотрят челябинские чиновники на трамвайные пути, мечтая как можно скорее их убрать и расширить дорогу! Ух!

20. Трамваи старые, настоящие консервные банки на колесах. Остановки опасные, люди выходят прямо на проезжую часть.

21. Для того, чтобы понять, какой пиздец происходит в городе, достаточно пройтись по нему минут 30. Вот яркий пример: женщина с ребёнком перебегает дорогу в неположенном месте, рискуя и своей жизнью, и жизнью ребёнка. Кто-то начнёт рассуждать, что, мол, сама дура. Но вопрос в другом. Почему она перебегает дорогу? Может быть, потому, что нет удобных переходов? Может быть, потому, что иногда приходится топать 500 метров до ближайшей зебры, чтобы перейти дорогу? Проблема тут, конечно, не в этой женщине, а в агрессивной среде, которая провоцирует людей нарушать правила.

22. В Челябинске нет ни одного нормального общественного пространства. Везде колхоз из прошлого века. Вот театр оперы и балета им. Глинки...

23. А вот площадь перед ним. Хочется ли вам проводить тут время? Площадь эта нужна только для одной цели: чтобы можно было 3 раза в год пересаживать цветы.

24. Какое-то адское позорище... Неужели в Челябинске никому за это не стыдно?

25. Челябинск рад приветствовать гостей.

26. Грязные засранные остановки в центре города. На окраинах остановок может не быть вообще. А зачем? Общественным транспортом люди тут пользуются от безысходности.

27. Главный транспорт современного Челябинска, не считая автомобили, – это, конечно, маршруточки. Они постепенно захватывают город, сейчас работает уже больше 40 маршрутов. Для сравнения, у трамвая и троллейбуса по 16 маршрутов, у автобусов – около 25.

28. Привычные ПАЗики постепенно заменяют маршрутки поновее, но проблемы всё те же. Маршрутки небезопасны, они генерируют чёрный нал, они оккупируют самые прибыльные маршруты и отнимают пассажиров у муниципального общественного транспорта. Тут, например, хорошо видно, как маршрутки устроили целую пробку на остановке, мешая движению автобусов и троллейбусов. Из-за диктата маршруток городские транспортные компании вязнут в долгах, а частники процветают.

29. Деревья вырубают по всему городу. Новые не высаживают.

30. Это Кировка – пешеходная часть улицы Кирова. Как и большинство других провинциальных "арбатов", она была создана по личному желанию мэра, в данном случае – первого мэра Челябинска Вячеслава Тарасова. Есть даже версия, что у него был плиточный бизнес, поэтому он решил замостить плиткой целых два квартала улицы Кирова. И все атрибуты таких "арбатов" здесь присутствуют: куча рекламы, нелепые скульптуры, огромные бизнес-центры, которые никак не вписываются в историческую застройку.

31. Из-за того, что платной парковки в городе нет, центр Челябинска весь забит машинами. Кстати, рядом есть многоуровневый паркинг офисного здания "Челябинск-Сити", но он всегда стоит полупустой, потому что за парковку народ платить не привык. Зато автомобили занимают любое свободное место в городе, будь то проезжая часть, площадь или тротуар. Даже челябинские ГАИшники паркуются на тротуарах! Два года назад мэрия Челябинска объявила о намерении ввести платную парковку на 38 улицах, но у челябинцев так бомбануло, что знаменитый метеорит показался детской хлопушкой. Прошлым летом дело, казалось бы, сдвинулось с мёртвой точки, но результатов нет до сих пор.

32. Милая оградка из арматуры

33. Набережная...

34. В 2020 году Челябинск собирается принять саммиты ШОС и БРИКС. Изначально предполагалось, что город получит новый аэропорт, конгресс-холл и обновлённую набережную в центре, но в итоге ограничатся, видимо, только аэропортом и дорогами. Конгресс-холл (на самом деле это 30-этажка, а не просто зал для мероприятий) кое-как строится, но его вряд ли успеют закончить к саммитам. Кстати, он уже успел подорожать с 9 до 18 миллиардов рублей. Сад ШОС и БРИКС, который разбили в 2017 году, уже успел зарасти сорняками. Проект благоустройства центра Челябинска, по которому должны были обновить 300 гектаров городского пространства, провален почти полностью. Единственное, что в городе сделали очевидно хорошего – приняли дизайн-код и избавили некоторые дома от кричащих вывесок и рекламы. Но по фотографиям выше понятно, что работает дизайн-код далеко не везде, даже в исторической части города его игнорируют.

35. Видимо, это как раз будущий Конгресс-холл, который должен был стать основной площадкой саммитов ШОС и БРИКС. Кстати, до саммитов остался всего год, и почти наверняка его не успеют достроить. Ещё год назад появились слухи, что Челябинск могут лишить обоих мероприятий и перенести их в Екатеринбург, Сочи или Санкт-Петербург, но эта информация пока не подтвердилась.

36. Пруд в Челябинске никто не чистит, мусор не убирают. Вот фотография, которую я сделал три года назад:

А эту – всего месяц назад. Как видно, ничего не меняется.

37. Город просто разваливается и ветшает, пока все увлечены расширением дорог и освоением миллионов на строительстве развязок.

38. Про новые районы я писал. Тут всё так же грустно.

39. Убогое жильё, убогие дворы.

40. Детские площадки для галочки.

41. Опять же, я был в этом дворе три года назад. Что изменилось за три года? Где благоустройство, которое обещает каждый застройщик? Я вижу только парковку и голую землю, которую даже травой не смогли засеять. Даже строительный забор, по-моему, тот же.

42. И так везде. Обратите внимание, что гигантская детская площадка обслуживает весь микрорайон. Просто навалили максимум дешёвых городков в центр – и нормально, сойдёт. Главное, что все нормы выполнены.

43. За несколько лет стало только хуже. Граффити никто не оттирает, кусты не подстригает. Поскольку теперь это "ничья" земля, ухаживать даже за таким убогим благоустройством никто не собирается.

44. Так выглядит лифт жилого дома:

45. Люди продолжают верить, что район должен обжиться, и всё наладится. Конечно, ничего не наладится и будет только хуже. Стройки замораживают, в инфраструктуру никто не будет ничего вкладывать.

46. Это детские площадки в муравейниках. Словно это не город, а компьютерная игра, где игрок для недовольных жителей застраивает площадку необходимым оборудованием для галочки.

47. Пиздец... Как люди вообще покупают тут квартиры? Они что, не видят, что что-то явно идёт не так?

48. Всё, что можно было сделать через жопу, сделано через жопу.

49. Зато чиновники смогут похвастаться темпами ввода квадратных метров!

50. Конечно, судьба подобных районов понятна. Никакого чуда не произойдёт.

51. Уровень благоустройства. Люди переехали из старых хрущёвок и привезли с собой привычки и традиции. Но их можно понять, потому что другого благоустройства здесь не будет.

52.

53. Другой район

54. Везде похожая ситуация

55. Не сразу понимаешь, эту площадку ещё не доделали, или уже всё разваливается?

56. Строители ленятся даже мусор за собой убирать. А зачем? Народ и так схавает.

57. Дети играют с покрышками, арматурой и какими-то бетонными блоками.

58. Как в таких районах выглядят тротуары? А их нет.

59. Общественное пространство перед подъездом с видом на припаркованные тачки соседей.

60. Старые районы даже в сегодняшнем убитом состоянии выглядят лучше панельных гетто. Здесь хотя бы есть зелень и подобие тротуаров, а дворы не сплошь заставлены машинами (просто потому, что у многих аборигенов машин нет).

61. Посмотрите, какой дом крутой! Уверен, ему недолго осталось.

62. А это та самая детская площадка за 20 миллионов, из-за критики которой на меня обиделся депутат-единоросс Бурматов. Пространство вокруг убогого цветастого городка никак не благоустроено. Сейчас лето и более-менее чисто, но осенью и весной тут грязь, так что свинья возле избушки лежит не просто так.

63. Везде какой-то мусор, старые скамейки разваливаются...

64. На их остатках посреди пустого двора дежурят бабушки.

65. Окружены, но не сломлены!

66. Традиционное шинное благоустройство

Я пообещал бабушкам отремонтировать лавочку... Выделили деньги, Ярослав Щербаков (глава местного "Яблока") на эти деньги провёл ремонт – бабушки довольны.

Да, я знаю, что цвет спорный, но не я его выбирал, а Ярослав ещё не все мои ролики смотрел ;) Но главное, что у бабушек теперь лавочка не разваливается. Хотя это мелочь, но вообще, хотелось бы, чтобы местные чиновники начали делать то, что должны делать – заботиться о людях и делать город удобным и безопасным.

Подписаться на канал