Вокзал Твери снесут ради ТРЦ
Я вам опять плохих новостей принёс. Власти Тверской области плохо учили русский алфавит и перепутали буквы, поэтому вместо ТПУ пассажиров скоро пошлют в ТРЦ. А жертвой этой рокировочки станет центральный вокзал Твери, который снесут ради новодела. Но обо всём по порядку!
Здание нового вокзала было построено в Твери в 1991 году по проекту архитекторов М. Сатаева и В. Кузнецова.
Так оно выглядело в начале – середине 90-х.
В целом это типичный совмод поздних лет, но вокзал выделяется оригинальной часовой башней и интересным оформлением фасада главного корпуса.
Как пишут местные урбанисты, этот силуэт "отсылает к Староволжскому мосту".
Главный зал украшает огромное мозаичное панно тверского художника Анатолия Голубцова.
Не то чтобы я любил позднесоветский модернизм, но приходится подключаться к его защите. Это тоже часть нашей истории и культуры, и она должна быть сохранена. Чиновники, похоже, воспринимают эти здания просто как ресурс ценной земли под ними. Видимо, уничтожения дореволюционных домов уже не хватает, так что принялись за советские. Причём если раньше их портили евроремонтом, то теперь всё чаще сносят. Главная проблема тут в том, что как в Российской империи, так и в СССР власти прекрасно осознавали важность облика таких общественных зданий, как вокзалы. И поручали их проектировать хорошим, иногда просто лучшим архитекторам. А сегодня даже в Москве вокзал может выглядеть как говно, и мэрию это ничуть не смущает:
С середины нулевых перспектива на Тверской вокзал с проспекта Чайковского перекрыта храмом-новоделом.
Но это не самое худшее, что с ним происходит. Судьба вокзала была предрешена в 2016 году, когда губернатором Тверской области стал Игорь Руденя. Оказалось, что у этого Заслуженного работника сельского хозяйства есть мечта – запилить на месте вокзала и привокзальной территории нечто под названием "Тверь Сити".
Почти сразу проект показали Путину. Что это вообще такое? По сути целый микрорайон, состоящий из вокзала, автовокзала, четырёх офисных 16-этажек, высотной гостиницы и ТРЦ.
Первоначальный проект выглядел так. Из хорошего тут – планы строительства большого нового автовокзала и намерение соединить его с вокзалом крытой галереей с траволатором. Ну и гостиница могла бы быть полезна, хотя я бы поспорил насчёт целесообразности втыкать небоскрёб на привокзальной площади. Из плохого – старый вокзал с самого начала хотели уничтожить.
На макете комплекс выглядел уже иначе.
Обратите внимание, как разросся тут вокзал. Как вы думаете, за счёт чего? Правильно! На самом деле это огромный торговый центр.
В 2017 году Руденя обещал, что проект "Тверь Сити" будет готов в 2021 году и обойдётся бюджету в 9 миллиардов рублей. Конь там ещё не валялся, но это как раз хорошо. Плохо, что 1 февраля правительство Тверской области всё-таки подтвердило планы "модернизации" вокзала. Слова "снос" власти старательно избегают, но местные СМИ уточнили, что нынешний вокзал будет уничтожен в 2025 году. А ещё они пишут, что 2/3 площади нового вокзального комплекса займёт ТРЦ:
"Общая площадь вокзального комплекса составит 55000 квадратных метров, из них 11000 займет сам вокзал, а 22000 – торгово-развлекательный комплекс".
2. Уничтожили трамвай. Его якобы хотят восстановить, но произойдёт это не раньше 2024 года. И построить собираются лишь 20 км новых путей.
3. Проебали потрясающий Речной вокзал (хоть это и не вина нынешнего губернатора, поскольку зданием долгие годы никто не занимался).
Теперь хотят разрушить железнодорожный вокзал и воткнуть на его место торговый комплекс, замаскированный под новую станцию.
Схема та же, что уже была применена в Екатеринбурге, где власти выдают за автовокзал уёбищный ТЦ "Золотой". Ради него, кстати, снесли историческое здание аэровокзала:
Или в Москве, где под видом центрального автовокзала отгрохали ТРЦ "Щёлковский":
В таком решении нет ничего принципиально нового. Но очень грустно, что в жертву губернаторским мегапроектам (Куйвашев, Собянин, теперь Руденя) приносится наша история.
Если бы Руденю действительно не устраивала инфраструктура главного транспортного узла области, привокзальную территорию легко можно было бы реконструировать, не трогая само здание вокзала. Или отреставрировав его заодно. Но поскольку цель – не создание удобного ТПУ, а строительство прибыльного ТРЦ, Тверской вокзал, похоже, обречён.