Средства у нас есть, у нас ума не хватает!

Фото: Tverlife.ru

У любой системы электротранспорта в России есть типичный цикл жизни. Конечно, бывают исключения, но в целом так:

позднеимперский или советский период – открытие;
1980-е – пик развития;
1990-е – начало кризиса, отмена и сокращение некоторых маршрутов;
2000-е – частичная замена электротранспорта маршрутками, закрытие части электродепо, демонтаж рельсов и проводов, начало закрытия троллейбусных и трамвайных систем;
2010-е – массовое банкротство предприятий, обслуживающих электротранспорт, из-за долгов перед энергетиками, распродажа депо под строительство ЖК и ТРЦ, изношенность подвижного состава, массовое закрытие троллейбусных и трамвайных систем, победа маршруток в наименее развитых городах;
2020-е – попытка заменить проверенные и понятные трамваи с троллейбусами на электробусы, массовая замена электротранспорта дизельными и газовыми автобусами, массовая закупка ПАЗиков вместо нормального общественного транспорта.

Хорошие новости есть: к середине – концу 2010-х чиновники разных уровней начали понимать, что на одних маршрутках далеко не уедешь, поэтому общественному транспорту необходимо нормальное финансирование. В разные города поехали новенькие трамваи и автобусы. При этом не обошлось без глупых ошибок вроде троллейбусного погрома и трамвайного застоя в Москве.

Живым (вернее, мёртвым) примером геноцида электротранспорта в России стала Тверь. В 2018 году 400-тысячный город умудрился просрать трамвай, в 2020-м – троллейбус. Трамвайное движение власти обещали восстановить, но при этом почти сразу в Твери начался демонтаж рельсов на ряде участков. То есть если трамвай и восстановят когда-нибудь, то не очень скоро. И обойдутся, вероятно, парой маршрутов.

Экологичный электротранспорт в Твери заменили смердящими автобусами. Это 110 больших дизельных автобусов ЛиАЗ-5292, 314 дизельных автобусов поменьше ЛиАЗ-4292 и 14 микроавтобусов ГАЗель NEXT.

Фото: Tverlife.ru

Учитывая, что трамвай в Твери появился ещё в 1901 году, город просто шагнул в XIX век. Я бы предложил тверским властям приобрести омнибусы и запрячь владимирских тяжеловозов в качестве тягловой силы. Возможно, это было бы экологичнее батальона дизелей стандарта Евро-5. Но тогда где-то загрустит один Дерипаска, у которого ВЭБ.РФ уже купил для Твери в лизинг несколько сотен автобусов. Кстати, на каждый из них "Группа ГАЗ" даёт всего 1,5 года гарантии, если верить официальному сайту.

У транспортной реформы в Твери есть очевидный плюс – исчезновение с улиц маршруток и создание единого вменяемого (надеюсь) перевозчика. В идеале так и должно быть, непонятно только, почему нельзя было в ходе реформы сохранить троллейбус и трамвай. До 2014 года и трамвай, и троллейбус в Твери по отдельности перевозили больше пассажиров, чем автобусы. Но их продолжали постепенно выживать из города.

В жизни большинства систем электротранспорта в России наступает такой момент, когда приходит крепкий хозяйственник и заявляет, что трамваи с троллейбусами – медленный и устаревший транспорт, который сосёт кучу денег из бюджета. Поэтому сейчас мы быстренько его закроем, в худшем случае отдадим самые прибыльные маршруты частникам на "ГАЗельках" и ПАЗиках, а в лучшем – заменим изношенные трамваи сверкающими новизной автобусами (как и произошло в Твери).

Но есть один момент... Автобусы надо постоянно чинить, а живут они в среднем раза в полтора меньше, чем троллейбусы, и значительно меньше, чем трамваи. Трамвай может полноценно работать хоть 50 лет, если вовремя его ремонтировать и обслуживать грамотно, а не так, как в Казани.

Посмотрите, сколько тратит на госзакупки ООО "Верхневолжское АТП", тот самый пассажирский перевозчик, созданный в рамках транспортной реформы в Твери:

95 миллионов рублей – это три новых трамвая российского производства.

На 500 миллионов рублей, потраченные тупо на солярку, наверняка можно было бы отремонтировать трамвайную сеть.

"Прочие услуги" на 12,8 млн рублей.

Реклама и пиар на 11,7 млн.

М-м-м, какая вкусняшка за 791 миллион! Интересно, что имеется в виду, ГЛОНАСС какой-нибудь? Вот вам и деньги, чтобы закрыть все долги энергетикам.

При нормальном менеджменте все эти сотни миллионов могли бы работать на сохранение и развитие электротранспорта в Твери. Вместо этого руководство города и области полностью уничтожило трамвай с троллейбусом, закупило на федеральное бабло флот дизельных вонючек и выдаёт это за невероятное достижение.

Европейские и американские города поступали так в 50-е – 70-е годы XX века. Сегодня они исправляют свои ошибки. В развитых странах города заново открывают трамвайные и троллейбусные сети, расширяют уже существующие, закупают самый современный подвижной состав. Тверь же сделала огромный шаг в дизельное прошлое.