Главный символ Казани
Можете сходу назвать главный символ Казани? Казанский кремль? Улица Баумана? Невероятно уродливый торговый центр "Кольцо"?
На самом деле главный символ города последних лет – горящий трамвай.
С ним прошлой зимой даже сувениры появились!
В очередной раз трамвай загорелся в воскресенье, 13 декабря. С момента предыдущего возгорания прошло всего две недели: до этого трамвай в Казани горел 28 ноября.
1 декабря в столице Татарстана загорелись трамвайные провода, а 3 декабря – троллейбусные.
Ранее в этом году казанские трамваи уже горели 22 сентября и 4 октября.
7 октября трамвай сошёл с рельсов и врезался в автомобили. 15 октября трамвай, у которого отказали тормоза, протаранил несколько машин:
28 октября и 24 ноября казанские трамваи также сходили с рельсов.
Трамваями происшествия с общественным транспортом в Казани не ограничиваются. Например, 29 ноября и 4 декабря там горели автобусы с пассажирами.
Итого 12 происшествий разной степени опасности только за осень и начало зимы (не считая наездов на пешеходов, которые чаще связаны с ошибкой водителя, чем с технической неисправностью).
Причём проблема горящих трамваев в Казани далеко не первой свежести, она стала мемом задолго до катастрофического 2020-го. Такое явление, как пылающий автобус, тоже наблюдалось и в 2019-м, и в 2018-м.
В прошлом году мы с Аркадием Гершманом касались этой темы. Например, ещё в марте 2019-го было известно, что у ряда казанских трамваев нет колодочных тормозов. Купить тормозные накладки для трамваев МУП "Метроэлектротранс" решил только в начале ноября 2020-го и только после того, как ещё три трамвая сошли с рельсов.
Почему трамваи массово горят, непонятно до сих пор. Какого-то внятного расследования, которое установило бы причину возгораний и позволило избежать их в будущем, я не увидел. Вероятно, дело в неправильной эксплуатации и экономии на запчастях. Трамваи продолжают пылать и слетать с рельсов. Для столицы одного из самых богатых регионов России это просто позор, потому что тысячи пассажиров каждый день рискуют жизнью.
Мало просто ровно уложить рельсы и закупить новый подвижной состав (хотя у нас и это кажется чудом!), надо его ещё и обслуживать грамотно. Иначе Казань так и продолжит терять десятки миллионов рублей при пожарах в вагонах и подвергать смертельной опасности пассажиров, которые вынуждены пользоваться таким транспортом.
В своё время Казань успешно избавилась от маршруток и даже пыталась пропагандировать отказ от личных автомобилей, зато теперь раз в две недели стабильно устраивает антирекламу общественного транспорта. Скоро на казанских трамваях будут кататься только каскадёры очередной части бондианы или серии "Миссия невыполнима".