Метро в Будапеште


Источник фото: alstom.com

Полтора года назад мы с Кацем колесили по Европе, хорошее было время! Вино лилось рекой! В тени платанов мы обсуждали городское устройство, проблемы урбанистки и будущее велодвижения. Молодой депутат разгуливал в белоснежном костюме по Елисейским полям, постукивал увесистой тростью по парижским мостовым и напевал:

"Мы решили перебраться за кордон
Чтобы жизнью наслаждаться, миль пардон
Чтобы с ветренной кокеткой пить вино
А с блондинкой иль с брюнеткой - все равно
Се тре бьен, ведь лучше, чем стареть
У красавицы в объятьях умереть
Hадо к счастью быть поближе и любви
Hе в Росии, так в Париже
Се ля ви!"


Золотые были времена! Теперь Кац погряз в бумажной работе, пыльные кабинеты щукинского муниципального собрания окончательно поглотили его. Но не думайте, что политическое болото может поглотить молодого льва! Кац готовится к новой битве, и не просто к битве, а к победе. Но об этом в другой раз.

Из той поездки у меня остался один неопубликованный пост про метро Будапешта. По какой-то причине я сделал мало фотографий, так что на полноценный пост не хватало. Так и лежала у меня папка с кратким рассказом на диске. И вот, собрался с силами и наконец добил этот пост. Сегодня поговорим о метро в Будапеште.

Сегодня оно представляет собой всего лишь три ветки, или 40 станций, – совсем крохотное. От одного конца до другого можно проехать за 30 минут. Большинство станций имеют скучное, однообразное оформление, выделяется только первая, желтая ветка - там и вагоны другие, и оформление конца 19-го века. Да, метро в Будапеште первое в континентальной Европе.



Такие желтые симпатичные вагончики ходят только по желтой ветке.

Источник фото: villamosok.hu

Открыта эта ветка была еще в 1896 году к тысячелетию "Обретения родины", прихода венгров на Дунай. В 70-х годах 19 века Будапешт был одним из самых больших городов в Австро-Венгерской империи и являлся важным культурным и промышленным центром. Росло население, и появилась потребность в хорошем общественном транспорте. Национальная Ассамблея Венгрии еще в 1870-м поддержала идею построить метро, правда, строительство началось только в 1894 году.

Вагон метро 1896 г.

Источник фото: wikipedia.org

Первые станции желтой линии были наземными из-за сложной ситуации с канализацией. Поезда ходили каждые две минуты и за день могли перевезти до 35 000 человек.

Старая станция Millenium

Источник фото: wikipedia.org


Источник фото: budapest-hu.ru

Позже стали появляться подземные станции. Будапештское метро относительно неглубокое - всего несколько метров под землей. На станции желтой линии можно спуститься только по лестнице, эскалаторов нет.





Цветовое кодирование входа в метро. Сразу видно, что желтая линия. На входах других линий метро вы не найдете практически никаких обозначений и даже знаков. Вход в подземный пешеходный переход может оказаться входом в метро.


Источник фото: irinka.info


Источник фото: nasedkin.livejournal.com

Старый облик первой линии метрополитена на проспекте Андраши

Источник фото: wikipedia.org


На двух других ветках - синей и красной - курсируют вагоны, сделанные еще Советском Союзе

В начале 50-х годов прошлого века планировалось строить новые ветки. Потребовался новый подвижной состав, и венгры решили пригласить специалистов из СССР. На заводе Ganz спроектировали и создали новые подвижные составы на базе вагонов Мытищинского завода. Из-за каких-то политических и финансовых причин строительство метро в середине 50-х на время прекратили, а вместе с ним и тестирование вагонов венгерского производства. Потом их просто отогнали в отстойник, они постояли больше 10 лет, и их порезали. В 60-е строительство метро возобновилось, и был спроектирован новый состав G2, который курсировал в 1990-е. Все остальные составы были закуплены у Советского Союза на Мытищинском вагоностроительном заводе.



Источник фото: retronom.hu


Источник фото: oprage.com


Источник фото: Football.sport.ua



Недавно наши вагоны стали списывать со второй, красной линии будапештского метро. Кстати, это единственная ветка, пересекающая Дунай, расположенная не только в Пеште, но и Буде. Теперь здесь иногда курсируют вагоны фирмы Alstom.


Источник фото: eurailpress.de

А это HEV – аналог наших электричек: пригородные железнодорожные линии, разбегающиеся в городки расположенные на расстоянии 20-50 км от столицы.


Ко всем станциям находящимся в городе можно проехать на метро, благодаря чему жители области могут очень быстро, без проблем доехать в самый центр Будапешта.


В вагонах без изысков



Источник фото: heming-fromelko.livejournal.com

Как я уже сказал, станции в будапештском метрополитене достаточно однотипные и скучные. Только на желтой ветке есть намеки на ее историческое прошлое.


Источник фото: carlosbravo.wordpress.com





А это новые станции (относительно новые).




Источник фото: wikipedia.org


Источник фото: bigpicture.ru

Скучно


В будапештском метро отличная навигация! Есть понятные указатели, схемы, карты и табло, где написаны условия проезда. Информация как на английском, так и на немецком языках.



Указатель на ипподром

Источник фото: laerta.livejournal.com



В будапештском метро нет турникетов. На входах установлены валидаторы, через которые вы свой билет компостируете. Это не значит, что вы с легкостью проедете зайцем. Если у вас это получится сделать, то вам повезло. На входах обычно у валидоторов стоят контролеры и проверяют билеты. И обычно это не маленькие женщины и бдительные бабули, а крепкие мужчины (или женщины)). Контролеры могут застать вас не только при входе в метро, но и зайти в вагоны или проверить на станции. Если билет не купите, и вас тормознет контролер, прийдется заплатить штраф в 8 000 форинтов.

Как в большинтсве стран Европы, в Будапеште действует один билет на все виды транспорта. Можно купить проездной, а можно специальную книжечку на несколько пездок, которую вам прийдется компостировать. Билеты продаются в газетных киосках или таких автоматах (которые есть не на всех станциях).



Для маломобильных групп будапештское метро не самое идеальное. Переходы неудобные, и только строящаяся четвертая линия будет оборудована лифтами для инвалидов. Сейчас есть где-то около трех лифтов на одной линии. Транспортная компания BKV, которая отвечает за всю сеть общественного транспорта, раньше предоставляла страховки пассажирам, но сейчас она находится в трудной финансовой ситуации, и все льготы аннулированы.



Сейчас идет строительство 4 линии метро. Вообще в Будапеште метро не так востребовано, как другой общественный транспорт - трамваи или троллейбусы бывают забиты, зато в метро практически всегда можно спокойно сесть в вагоне, нет никаких очередей и давки. Четвертую линию планируют запустить в 2014 году, затем приступят к пятой.


Источник фото: www.planetware.com

Уголок спонсора:
Aviasales_800x115_12


Другие посты про метро:
Как работает лондонское метро: http://zyalt.livejournal.com/834778.html
Гонконгский метрополитен: http://zyalt.livejournal.com/708345.html
Гонконгский метрополитен: http://zyalt.livejournal.com/678887.html
Берлинское метро и городская электричка: http://zyalt.livejournal.com/618827.html
Общественный транспорт в Алжире: http://zyalt.livejournal.com/566375.html
Метро в Сингапуре: http://zyalt.livejournal.com/559152.html
Куала-Лумпурское метро: http://zyalt.livejournal.com/558040.html
Шанхайское метро: http://zyalt.livejournal.com/481491.html
Метро в Лиссабоне: http://zyalt.livejournal.com/559950.html
Метрополитен города Порту: http://zyalt.livejournal.com/395662.html
Мадридское метро: http://zyalt.livejournal.com/237013.html
Лондонское метро: http://zyalt.livejournal.com/129185.html
Тегеранское метро: http://zyalt.livejournal.com/128688.html
Берлинское метро и городская электричка: http://zyalt.livejournal.com/414961.html
Дубайское метро - http://zyalt.livejournal.com/447842.html

---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:


Советую также подписаться на мои странички в:
 Фэйсбук
 ВКонтактик
 Основной Твиттер
 Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 150
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
Бывал я там) Достойное старое метро. А про новые ветки ты зря так, загрузка у них в час писк очень даже ощутимая...
Интересно, а почему Будапештское метро не так востребовано, как другие виды транспорта? Людям лень спускаться? Оно же вроде неглубокое? Или что?
Вопрос, на самом деле очень важный вообще для понимания глубинной сути траспортного вопроса.
В Будапеште одна из лучших систем городского транспорта в мире, работа наземного транспорта там организована весьма хорошо. Провел там два дня - чуть менее чем великолепно.
В Будапеште первое подземное метро на континенте. Самое первое все-таки в Афинах - наземная ветка до Пирея.
Sorry, но фотография cтаннции "Gentilly" -это быстрое метро RER линия "B", первая станция от границы Парижа => на юг. А так - всё замечательно.
В Будапеште ужасное метро. Советские грохочущие обшарпанные вагоны, стены из серой плитки, на которой серыми буквами указаны станции на ветке, при довольно плохом освещении прочесть вообще не возможно. Табло показывает время после отправления предыдущего поезда, а не время, которое осталось до прихода нового. Это впечатления от синей ветки, когда в ноябре 2011 ехали от Корвин Тер до Неплигет. помню еще первые впечатления, вошли на полутемную станцию, стали ждать свой поезд, через какое-то время раздается жуткий грохот и выезжает потрепанный поезд производства мытищинского завода. После Вены ощущения были как-будто попал в Москву в 90-е. На фото к посту, кстати, только аккуратные станции красной линии, а желтая линия - вообще никакая, с ужасными короткими поездами по 3 вагончика.
Да, еще на входе на каждую станцию стоит толпа плохо и неопрятно одетых контролеров с повязками, которым каждый показывает проездные билеты. Как дружинники у нас, только повязки синие.

Edited at 2013-10-18 11:56 (UTC)
Был в будапештском метро, ездил по линии на советских поездах. Насчет шума не соглашусь - шум в разы меньше, чем от составов в Москве, причем как внутри, так и снаружи. Похоже, венгры модернизировали тележку и привели шумовые показатели в соответствие с европейскими требованиями. Вагоны снаружи жуткие - да. Но внутри некоторые приятно удивили новой велюровой обивкой сидений.
В пост без объяснений (вероятно, случайно) попало фото станции Gentilly явно из парижского метро (судя по логотипу RATP)
Мытищинском вагоностроительном машиностроительном заводе
подумалось тут. было бы круто, если в московском метро ездили вагоны раскрашенные в цвет линий, по которым они ездят. ну хотя бы частично раскрашенные, можно пустить полосы по всей длине состава. входишь на станцию на пересадке и понимаешь, что это именно та ветка, а не другая. учитывая херовость нашей навигации. но учитывая, что поезда могут кочевать из одного депо в другое - идея не актуальна)
← назад