Как работает лондонское метро
Во время последней поездки в Англию мне удалось развирутализироваться Константином Пинаевым, больше знакомого всем по ЖЖ
moscowlondon. Он живет в Лондоне с января 2006, работает маркетологом, а вечером превращается в блогера и пишет "Записки Эмигранта" - заметки о жизни в Королевстве, наблюдения (на аборигенами и понаехавшими). По выходным водит пешие туры по Лондону. Если будете в Лондоне, обязательно приходите на его экскурсии, невероятно интересно.
Я уговорил его написать несколько постов про нелегкую жизнь в английской столице, так что в ближайшее время Константин расскажет нам про автомобилистов и парковки, про велосипедистов и общественный транспорт. Сегодня я рад представить его первый пост про лондонское метро, а точнее про работу с пассажирами:
В Москве про метро принято говорить с придыханием. Даже те, кто в метро уже лет 10 не спускались, все равно гордятся московским метрополитеном. В Лондоне дела обстоят немного иначе. Подземку любят и ненавядят. И этот самый шаг от любви до ненависти делают несколько раз в неделю. В масштабах города.
Гордятся, например, тем, что в Лондоне - самое старое метро в мире. Как никак, 150 лет назад Лондон всему миру показал, что поезда можно под землю засовывать. Сейчас это очевидно, а 150 лет назад, когда поезда были паровые, а дым, сажа и гарь оседали в волосах пассажиров даже на поверхности, решение, прямо скажем, не напрашивалось. Так что Лондону действительно есть, чем гордиться.
Но тут есть и обратная сторона медали - метро, которое по всем параметрам подпадает под определение антиквариата, частенько ломается. Я до сих пор помню, как в 2003 году стою у кассы в Лондоне. Мне через окошко объясняют, что пара десятков станций закрыта на выходные по случаю ремонта, а я думаю, что неправильно понял. Мой московский мозг отказывался принимать такую столичную действительность.
А после 7.5 лет в Лондоне даже полностью закрытые ветки метро в выходные не удивляют. Даже не раздражают. Неделю назад говорили об этом с Варламовым и он попросил написать о том, как Лондон живет в состоянии перманентного ремонта подземки. Судя по всему, тема для Москвы все актуальней, поэтому раскрываю :)
Mind the gap... between Moscow and London.
Начнем с того, что на метро в Лондоне ездят почти все. Если вы работаете в центре, то машина - это выбор тех, у кого денег и терпения больше, чем здравого смысла. Причем в разы. Только чтобы въехать в центр, надо заплатить 10 фунтов (примерно 500 рублей). А потом еще 2-6 фунтов (100-300 рублей) в час за парковку. Поэтому почти все ездят на метро. В предыдущем офисе, где я работал, было почти 50 человек. Ни один из них за 5 лет ни разу не приехал в офис на машине. Это я сразу хотел сказать, чтобы читатель не подумал, что все тут на Бентли и Роллс-Ройсах до работы добираются.
Другие метро-страсти-напасти
Старое метро ломается. Но это еще только часть бед. Еще у нас с завидным постоянством случается следующее:
- целые ветки метро дружно бастуют. Точнее так - остается только пара незапрофсоюзенных веток, а вся остальная часть метрополитена выходит за забастовку (у нас социализм, да)
- люди падают (специально и не очень) на рельсы. Расследование в таких случаях проходит дольше, чем в Москве.
- падают листья! Смешно, конечно, но с листьями вечно что-то не так. Чуть осень, листья вероломно нападают на рельсы и вводят в заблуждение электронику. В итоге часовые задержки.
- выпадает снег. Он тоже застигает электронные системы врасплох. Тогда все вспоминают, что лондонская подземка на 55% это на самом деле надземка.
Но самое интересное, что когда метро частично или полностью выходит из строя, не случается полнейшего апокалипсиса, который наблюдается в Москве. Как так получается?
Не метро единым
Капитан Очевидность склоняется надо мной и настаивает, чтобы я сообщил всем, что в Лондоне помимо метро есть еще и автобусы. Красные. Двухэтажные.
Пока Кэп не вернулся, расскажу лучше, что не все виды городского общественного транспорта одинаково полезны, но... в данном случае есть одно важное различие между московским и лондонским подходом к этому виду общественного транспорта. В Москве автобусы за редким исключением слоняются по родному району. В Лондоне большинство автобусов едут почти через весь город. У меня в 100 метрах от дома остановка, с которой можно доехать практически до любого места в центре.
Плюс автобусы ходят по специальным выделенным линиям. Поэтому когда ломается метро, это, конечно, засада, но хотя бы можно на автобусе уехать. Я бы на месте Москвы всерьез озаботился планом Б.
Апдейты, апдейты и еще раз апдейты (с) В.И. Ленин
Клинтон как-то посоветовал Блэру в век коммуникаций не стесняться повторять вещи. Мол, когда что-то делаешь, надо сказать, что ты собираешься сделать, потом еще раз сказать, потом сделать и еще 100 раз повторить. И только потом поймешь, что мало говорил об этом.
В плане коммуникаций Transport For London (компания, управляющая транспортом Лондона) - большие молодцы. Они уже давно научились не держать своих пассажиров в потемках.
- Чуть поезд остановился в тоннеле - машинист сообщает, почему остановился и что будем дальше делать. Прошла еще минута - машинист говорит, что новостей пока никаких. Все это сообщается не бурчащим монотонным голосом, а по-человечески.
- На сайте всегда можно найти расписание грядущих закрытий. Причем в предельно доступном формате. Ну, например, так выглядит план работ на эти выходные (выделенные линии - закрыты в субботу и воскресенье):
- На входе в метро у турникетов есть специальные доски с объявлениями. На них - список линий метро с последними вестями с полей. Напротив каждой из веток может быть одно из следующих сообщений:
= Good Service (все работает как надо)
= Minor Delays (небольшие задержки на линии)
= Severe Delays (серьезные задержки)
= Part Closures (части линии закрыты)
= Suspended (линия не работает)
= Bus Service (специальные автобусы курсируют по маршруту закрытых станций метро)
= Planned Closure (запланированное закрытие)
= Reduced Service (увеличенные интервалы между поездами)
Чтобы эти объявления выглядели одинаково на всех 11 ветках и 270 станциях метро и читались на бегу, есть специальное дизайн руководство, в котором прописано все - от цветов фона и шрифтов, до порядка перечисления линий. А в последнее время стали даже мониторы ставить - там все автоматом обновляется.
Табло при входе на станцию:
Шутка, сэр
А еще есть просто доска, на которой работники станций могут оставить важные сообщения пассажирам. На них иногда появляются довольно смешные объявления. Ну например:
"Внимание!В последнее время участились случаи нападения мышей на пассажиров данной станции. Если вы не хотите стать очередной жертвой Фэррингдонских Мышей, пожалуйста, заправьте штанины в носки."
Язык
То, как TFL говорят о поломках и закрытиях - это тоже целое искусство. Например, бардак на выходных носит гордое название "Planned engineering works", то есть "запланированные инженерные работы".
Или, например, когда перечисляются ветки, которые закрыты из-за ремонта, в конце списка всегда добавляется: There is a good service on all other underground lines. Все остальные линии работают прекрасно. :)
Креатив для нас является важнейшим из искусств
Ну и, само собой, плакаты! TFL умеют красиво визуально объяснить, что... будет мясо. Чуть больше года назад, например, нам долго и креативно объясняли, что во время Олимпиады будет мясо.
В итоге напугали всех так, что весь Лондон разъехался. Таким пустым город никогда не был.
Стало плохо в метро? Вам помогут:
На каждой станции десятки плакатов и объявлений, через которые транспортники общаются с пассажирами.
Вот вам рассказываются о будущих ремонтных работах
Вот объясняют, как перевозить велосипед
А вот здесь хвастаются, что поезда ходят по расписанию
Смотрите под ноги! Можете представить себе такое в нашей подземке?
Есть Вай-Фай
Как надо вести себя на эскалаторе...
Дежурный по эскалатору справки дает!
В этом плане, опять же, Лондонская Подземка проявляет человеческую сторону. Почти все работники метро всегда подскажут, как добраться, проводят, укажут и пожелают хорошей поездки. Это приятно.
Поезд чуть было не был упущен
Это самый, наверное, главный момент. Считается, что в Лондоне чинить метро стали поздно. Что слишком запустили и позволили метрополитену состариться не по годам.
Как только инфраструктура устаревает и начинает ломаться, починить ее и приводить в должный вид, не говоря уж о том, чтобы развивать, - очень и очень непросто. Залатал дырку там - здесь отвалилось. Там подпорочку поставил - тут упало. Вот и приходится догонять и бежать, когда штаны упали.
Поэтому чинить надо еще до того, как все упадет.