Предложение Городских проектов по реконструкции улиц Маросейка и Покровка в Москве



Еще в конце февраля Городские проекты начали исследования Покровки и Маросейки, двух очень красивых московских улиц. Хотя, по сути, это одна улица, просто разные ее части носят разные названия. У нас на каком-то этапе даже возникла идея поставить на месте перетекания Маросейки в Покровку какой-то знак, чтобы люди не путались. К сожалению, поводом для начала нашего проекта послужили печальные вести из Правительства Москвы. До нас дошли слухи, что власти решили убрать 25 и 45 маршруты троллейбуса, так как они мешали расширить тротуар. Тогда, зимой, мы сразу собрали наших экспертов и начали думать, как привести ширину тротуаров к нормативам, при этом сохранить троллейбусную линию? Это была не единственная проблема. Любой человек, который гулял по этим улицам, знает, как там тесно и неудобно. По тротуарам невозможно пройти из-за обилия непонятных конструкций, неправильно припаркованных машин, а иногда тротуар такой узкий, что людям ничего не остается, как идти по дороге.

Кстати, судя по архивным фотографиям, раньше было только хуже!


Теперь слово нашим экспертам:

Антон Буслов, эксперт Городских проектов

В городе удобном для жизни ресурсы распределяются в первую очередь в пользу пешеходов, затем уже идет велосипед и общественный транспорт, потом автомобиль движущийся, и, наконец, автомобиль припаркованный. Все это выстроено так не случайно, а увязано с экономикой и максимально рациональным использованием городского пространства. Дело в том, что пешеходный поток занимает меньше всего площади, но при этом пропускает наибольшее число людей. Человек может пересесть с автомобиля на общественный транспорт, и тем самым разгрузить дорогу - поэтому общественный транспорт тоже в приоритете. А парковка автомобилей у обочины - это уже роскошь, по сути растрата городской площади, так как парковку можно переносить вглубь квартала, делать подземной, делать многоуровневой и так далее. То есть это один из самых приспосабливаемых элементов среды на улице. Везде где не хватает пропускной способности улицы, никакой парковки у обочины безусловно быть не должно.



На Маросейке и Покровке мы имеем картину как раз обратную - огромный пешеходный поток просачивается по узеньким тротуарам, а вот под парковку отданы непропорционально огромные площади. И это происходит в центре города, не в промышленной зоне... То есть ситуация вопиющая, и конечно ее надо в корне менять.



Приоритет должен быть расставлен в соответствии с пропускной способностью, то есть эффективность этих улиц, как транспортного коридора, должна быть существенно повышена. Для этого, помимо расширения пешеходных зон, большое внимание надо уделить троллейбусу. О том, почему троллейбус лучше автобуса говорилось уже много... Это и соображения экономики, и соображения экологии. Отлично, что на этих улицах уже есть троллейбусная линия. Жаль, что она работает с недостаточной эффективностью. На части коридора, которая загружена максимально, линию можно выделить. Для проходящих там маршрутов необходимо пересмотреть график движения, с тем, чтобы он учитывал реальную дорожную обстановку. Сейчас, к сожалению, троллейбус имеет непредсказуемый интервал, что снижает его востребованность людьми. Если качество работы линии будет улучшено, то троллейбус сможет принять на себя и часть пешеходного потока, и часть пассажиров, пересевших на него с автомобилей. Запас провозной способности для этого имеется. Принципиально, что в этой зоне, достаточно сильно удаленной от станций метрополитена, должен существовать стабильный маршрут наземного общественного транспорта.



Так как мы ведем речь о центре города, то для этой зоны совершенно нормальной является тактика "выдавливания" индивидуального транспорта. В разных городах эту задачу решают разными способами, или даже совокупностью разных способов. Москва не планирует делать платный въезд в центр, как это сделано, например, в Лондоне. В Москве пока не очень развита зона платной парковки, а цены на парковку минимальны... То есть, если бы речь шла о городе в ЕС, то на данных улицах поток бы ограничивали еще и экономическими мерами. В Москве же мы можем вести речь о сужении проезжей части, и выравнивание пропускной способности улиц вдоль всего коридора движения и в ограничении числа парковочных мест. На практике такие меры ведут к перераспределению потоков на альтернативные маршруты, плюс к общему снижению уровня автомобилепользования в центральной зоне города. То есть затор не может стать больше, чем он уже есть - потому, что вся эта зона и так заторовая. Изменением параметров проезжей части и регулированием числа парковочных мест, мы просто выдавим часть автомобильного потока на альтернативные маршруты. О том, почему это не вредит, а улучшает пропусную способность улично-дорожной сети можно почитать у Гейла, в том числе в его беседах с Максимом Кацем.

IMG_4887

Что касается велодорожек, то надо понимать, что ресурс площади УДС все же величина исчерпаемая. И по объективным причинам сейчас говорить о том, что велосипедист в Москве крайне важный участник движения не приходится. Естественно, эта ситуация будет меняться. Естественно, интенсивность использования велосипеда будет зависеть в том числе от наличия развитой велосипедной инфраструктуры. Но в условиях крайне ограниченного ресурса кидаться распределять его на некую потенциальную возможность было бы слишком радикальным шагом. Для велосипедной инфраструктуры должны быть в первую очередь использованы те коридоры, которые не имеют принципиального ограничения пропускной способности, а также коридоры, без использования которых велосипедная инфраструктура существенно теряет свое качество. На Маросейке и Покровке ни того, ни того не существует. Поэтому к вопросу о велодорожках в этой зоне можно будет вернуться позже, но сейчас это было бы избыточным решением.


Иван Иванов, архитектор

Маросейка и её продолжение, ул. Покровка, обладают отличным туристическим потенциалом, это одни из наиболее сохранившихся исторических улиц Москвы. Удачный баланс между офисными и жилыми зданиями позволяет этим улицам быть всегда "живыми". В последнее время тут стали появляться небольшие гостиницы и хостелы, маленькие магазинчики и кафе, в результате количество гуляющих и просто пешеходов выросло, а улично-дорожная инфраструктура не изменилась совершенно, ну и конечно проблема парковки и перегруженности дорог, как общемосковское явление существует и здесь.



В настоящее время на всем протяжении улицы она имеет две полосы движения в одну сторону и выделенную полосу для общественного транспорта в противоположную. Крайний ряд всегда занят парковкой автомобилей, фактически мы имеем только одну полосу для движения. Мы не собираемся запрещать парковку автомобилей! Важно упорядочить её, сделать легальной и платной, огородить пешеходов от автомобилей. В результате мы получаем ту же картину что имеем и сейчас, за счет изменения парковки т.н. "ёлочкой" (под углом к тротуару) на параллельную, мы выигрываем дополнительные 2 метра пешеходного пространства, нисколько не влияя на существующий режим движения. Ликвидация парковок в самых узких местах (у м. Китай Город и в районе д.11) позволит нам даже улучшить существующие условия движения автомобилей и общественного транспорта.

IMG_4908

Разрешенная скорость должна быть 30-40 км/ч. На низкой скорости водитель более внимателен, а значит тем самым мы снижаем риск наезда на велосипедиста.

Итак, что мы сделали? Конечно, провели большие исследования. Десятки наших волонтеров всю весну считали пешеходов, наблюдали за ними, опрашивали их, мерили улицу несмотря на непогоду, лютые морозы, дожди и весеннюю депрессию. На выходе мы получили:

- натурное обследование пешеходопотока
- анализ пешеходной среды
- пассажиропотоки наземного общественного транспорта и потоки автотранспорта
- социологическое исследование
- анализ использования парковочного пространства

Все это я опубликую на следующей неделе.

У нас на глазок ничего не делается. Каждое наше предложение подкреплено исследованиями!

Ну, например, сегодня однозначный приоритет на этих улицах отдан автомобилям. Мы сравнили пешеходопоток и пользователей легкового автотранспорта в часы пик и выяснили очевидную несправедливость в распределении площади улицы. Например, парковкой, которая занимает столько же места, сколько тротуар, в утренние и вечерние часы пик воспользовалось 104 человека, в то время как тротуарами на этом же отрезке воспользовалось 17 300 пешеходов.



Только из-за того, что 104 человека удобно припарковались, 17 300 вынуждены испытывать боль и унижение. Справедливо? Нет.

Что мы предлагаем по итогам наших исследований:

1. Расширение тротуара
Нами был натурно обследован пешеходопоток в 10 точках Маросейки и Покровки.
Мы выяснили, что, например, у дома 2 по Маросейке (недалеко от выхода из м. Китай-Город), в вечерний час пик проходит 2100 человек. При этом ширина тротуара в данном месте составляет в среднем 2,5 метра (это без учета сужающих тротуар незаконных рекламных конструкций, таксофонов и пр.). По нормативам тротуар в данном месте должен быть, как минимум, на метр шире.

Самая плачевная ситуация с тротуаром у дома 11 по той же Маросейке: ширина тротуара 1,1 метра, пешеходопоток в час пик - 3600 человек, при этом ~50% пешеходов, идущих в сторону центра, перемещаются по проезжей части, подвергая себя опасности. При такой интенсивности использования этого тротуара его ширина должна быть порядка 6 метров.



На Покровке проблема ширины тротуара не так актуальна, там имеются локальные проблемы.

2. Оптимизация движения троллейбусов
От Бульварного до Садового кольца пустить троллейбус по направлению из центра по выделенной полосе.
Параметры улично-дорожной сети позволяют это сделать без ущерба для остальных участников движения и пешеходов.
Такая мера позволит частично стабилизировать график движения троллейбусов, потому как по подтвержденным наблюдениями данным, основные заторы образуются при выезде на Садовое кольцо.



pokrovka_after_04_с

Здесь нужно дать небольшой комментарий от еще одного нашего эксперта, Алексея Черникова из МОО «Город и транспорт»:

"Почему мы сделали такие широкие полосы? Полоса для движения автобусов и троллейбусов по нормам должна быть не менее 3,75 м. В нестестнённых условиях - 4,00. У нас, очевидно, условия стеснённые.

Один из самых важных вопросов нашего проекта, зачем мы предлагаем две полосы для троллейбусов. Сейчас троллейбусы в сторону центра избавлены от стояния в пробках, в обратную сторону - нет. В городе объявлен приоритет общ. транспорта. Так что всё в русле городской политики. Конечно, могут спросить: "но ведь троллейбус всё равно стоит в пробках дальше по трассе! Что вы предлагаете?" А мы ответим: во-первых, дорога в тысячу ли начинается с первого шага :) Во-вторых, уже на короткой дороге (Покровка+Маросейка) можно пустить укороченный маршрут. Возможно, такой вспомогательный маршрут ходил бы только в моменты больших пробок. Конечно, это решение временное. Правильное долгосрочное решение - сделать выделенные полосы (или другие способы обеспечения беспробочного движения троллейбусов) дальше по трассе Покровки - Спартаковской - Бакунинской и с другой стороны через самый центр.



Еще интересный момент, зачем мы сделали троллейбусную остановку по центру дороги? Когда мы уже решили, что нужно 2 полосы для общественного транспорта, надо выбрать, в каком месте улицы их разместить.

Варианты:
1) по краям
2) по центру
3) обе сбоку

Вариант 2 в данном случае не применим, т.к. движение машин одностороннее, улица узкая.
Вариант 1 плох тем, что на попутной полосе у троллейбуса будет много помех:
- поворачивающие из дворов и переулков машины
- потенциальная нелегальная парковка
- потенциальные нарушители режима выделенной полосы
- в местах легальной парковки - паркующиеся

Плюс Вариант 1 - можно использовать остановки на тротуарах.

Вариант 3
Плюсы:
- отсутствие или сильное уменьшение минусов варианта 1
- упорядочивание движения - т.е. чётко показано: эта часть улицы для машин, эта - для общ. транспорта.
- возможность физического отделения (невысоким бордюром) троллейбусной части от автомобильной
- если будет принято решение о допуске на А-полосы велосипедов, то обособленные бордюром А-полосы - более благоприятны для велосипедистов

Но есть сложности с организацией остановок.

На площади Земляного Вала - обходится (как показано на картинке) за счёт расширения. На остановке "Лялин переулок" (казалось бы, причём тут Навальный...) - за счёт переноса остановки к самому Лялину переулку, в этом месте ширина проезжей части позволяет сделать платформу минимальной ширины (1,5 метра). Кроме того, остановка у перекрёстка (Лялин пер., ул. Чаплыгина) более удобна пассажирам, те, кому в переулок - сразу попадают на него, не надо идти ещё 100 метров по Покровке."


3. Продуманное благоустройство улиц
В результате проведенного социологического исследования мы выяснили, что существует 2 примерно равные группы посетителей улиц:

Для одной группы важно обеспечить быстрое и комфортное передвижение по улице, а для другой - приятное пребывание, нахождение на улице. Важно учесть потребности этих двух групп, а также сделать так, чтобы транзитные потоки не мешали отдыхающим пешеходам. Для этого нужно благоустраивать те небольшие общественные зоны, которые уже есть и найти возможность для обустройства новых. Конечно, благоустройство должно быть комплексным. Нельзя устанавливать лавочки без урн.

В связи с тем, что существует небольшая топонимическая проблема - Маросейка перетекает в Покровку. Мы предлагаем с помощью благоустройства разделить эти улицы. Для одной улицы использовать один вид плитки, столбиков, скамеек, урн, для другой улицы — элементы благоустройства другого внешнего вида.

Что касается дерьевьев. На обеих улицах представлена рядовая историческая застройка. Мы предлагаем высаживать деревья в грунт около зданий, которые не являются памятниками архитектуры, чтобы сохранить привычный всем архитектурный ансамбль этих улиц.






4. Борьба с визуальным мусором
Предлагаем включить улицы Маросейка и Покровка в пилотный проект по разработке концепции внешнего облика улиц, которым занимается студия Лебедева :)




На следующей неделе я опубликую все наши исследования и дополнительные рекомендации по реконструкции этих улиц.

Этот проект бы не состоялся, если бы не наш спонсор:

asfalite

Берите с них пример и поддерживайте Городские проекты.

Над проектом работали:

Руководители:
Илья Варламов и Максим Кац

Эксперты:
Антон Буслов
Иван Иванов
Алексей Черников
Секретный эксперт

Иллюстрации:
Антон Марраст

Организационный отдел:
Ирина Правниченко
Елена Марус
Алексей Свирин

Подготовка исследований:
Екатерина Фефелова

Благодарим социологов из агентства «Форейтор»:
Анастасию Карпову
Юрия Вольфсона
Марию Пешкову
Наталью Наумову

Волонтеры:
Николай Андреев, Наталья Антропова, Валентина Бауман, Дарья Беседина, Михаил Волков, Оксана Геращенко, Аркадий Гершман, Олег Годлевский, Ирина Гордеева, Анастасия Екидина, Сергей Зайцев, Роман Зарипов, Анастасия Илюхина, Нина Кобзарь, Александр Кульменко, Дмитрий Кухерев, Борис Литвяков, Анастасия Максимова, Мариам Мкртчан, Ярослав Нестеров, Олег Новожилов, Елена Перфилова, Александр Попов, Екатерина Речинская, Павел Самойлов, Ярослав Саранцев, Василина Сидорова, Андрей Шаховской, Владимир Шомин, Елена Шутова, Степан Ярцев, Петр Карманов



pozertvovat_gor_proektam_3 (1)
pozertvovat_gor_proektam_1</p>


---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:


Советую также подписаться на мои странички в:
 Фэйсбук
 ВКонтактик
 Основной Твиттер
 Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Я в других социальных сетях
promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 149
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
Картинки конечно симпатичные, но после реконструкции улицы просто встанут в глухой пробке из-за сужения проезжей части. Или не встанут?
И я полностью его поддерживаю. Особенно в части визуального мусора. Даже после Кипра, который - та еще "Азиопа", первое слово, приходящее на ум, когда приезжаешь в Москву и видишь все эти "вывеска на вывеска и вывеской погоняет" - азиатчина =)

В Москву, оформленную в соответствии с концепцией, предлагаемой А. Лебедевым, ссылка на которую есть в посте, приезжать было бы намного приятнее.

Edited at 2013-07-26 09:33 (UTC)
на верхней красивой картинке троллейбус и провода есть, а как закреплены эти провода - неясно. просто любопытно, куда деть тот склок проводов, что на нижнем фото. на картинке просто для красоты убрали?
"В городе удобном для жизни ресурсы распределяются в первую очередь в пользу пешеходов, затем уже идет велосипед и общественный транспорт, потом автомобиль движущийся, и, наконец, автомобиль припаркованный."
"Дело в том, что пешеходный поток занимает меньше всего площади, но при этом пропускает наибольшее число людей."

угу, метро, конечно пропускает меньший пассажиропоток, сем прогулка пешком.
А скоростной трамвай, чем велосипед.
Эксперт!!!!
Скоростной трамвай идет по эстакадам в основном. метро - под землей. А обычный уличный ОТ - примерно таков же, как велосипед, по полезности, так как последний занимает мало площади.

Прекрасная идея! Мне она очень нравится.
Я очень боюсь, что если дойдет до реализации, то снова будет развиваться по следующему сценарию:
1) Первое время - все как в посте;
2) Затем кому-то все-таки преспичит сделать так, как ему удобно (например, поставить рекламный указатель на тротуар).
3) Далее понеслась цепная реакция и через некоторое время возврат на допроектное состояние.
Я что-то не пойму, Илья, вы с Терновским конкуренцию по реконструкции одних и тех же улиц что ли затеяли? Или это ваш совместный проект?
ГП проводят самостоятельные исследования, их данные и предложения интересны, пригодятся в работе. Но реализацию проекта Собянин доверил Пробок.нет
Ну вот допустим рекламный мусор выше первого этажа можно и оставить, а вот с тротуара надо убирать. Проблема в основном в машинах, которые слишком много места жрут.
С троллейбусами тоже конечно тот ещё вопрос... Две линии врятли согласятся делать
Эксперты на полгодика опоздали с

" Мы не собираемся запрещать парковку автомобилей! Важно упорядочить её, сделать легальной и платной"
Илья, смотрите:
есть СП 42.13330.2011 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ в табл. 8,
в этом документе указана нормативная ширина полос движения для разных категорий дорог. На Моросейке и Покровке ширина полосы движения должны быть не 3.25 м (такого значения вообще нет в нормах), а 3.5 м. Или вы предлагаете внести изменения в существующий нормативный документ?.
Понимаю, что довольно занудно звучит мой комментарий, но раз уж городские проекты взялись рисовать поперечники по улицам с размерами, то это бросается в глаза
МГСН 1.01-99 (снят в контроля, на всякий случай)
Да, графика - супер! Спасибо художнику-дизайнеру!

Edited at 2013-07-26 08:48 (UTC)
Думаю, тут важно учитывать, что Маросейка и Покровка - совершенно разные улицы. Я сам давно работаю в этом районе, постоянно там хожу и проезжаю. На Маросейке много кафе и разных заведений, там проходит толпа людей, тротуары тесны, но там нет такого потока машин, который набирается в районе Покровки. Зато по Покровке ходит очень мало народу, там ни разу не видел толп, имеющихся тротуаров вполне хватает.
для москвичей нет проблемы различить маросейку и покровку. "проблема", о которой пишет варламов, возможно, существует только для гастарбайтеров
"От Бульварного до Садового кольца пустить троллейбус по направлению из центра по выделенной полосе."

т.е. или вы собираетесь устроить им разворотный круг перекрестках бульварного и садового колец или будете ждать, когда он там до проспекта Буденного дотолкается.

Может все же сделать дополнительный локальный маршрут с высокой оборачиваемостью, и не от бульвара, а от метро, сделав разворот как сейчас вокруг политеха, а с обратной стороны до бауманки, к примеру: Спартаковская-Бауманская-Радио-Доброслободская - Спартаковская-обратно.
угу, дочитал, тоже думали в том же русле, но может все же стоит сразу планировать на не кусками.
Господа, скажите пожалуйста:
1. Название норматива по которому полосы ОТ должны быть 3,75? Это наверно внутримосковский МГСН какой-нибудь? Потому что по федеральным нормам достаточно проезжей части 6 метров, т.е. полоса 3 метра.
2. Название норматива по которому остановочная площадка ОТ у вас 2 метра. По ОСТ 218.1.002-2003 должно быть 3 метра + ширина павильона.
Эксперт же объяснил про полосу для ОТ! Я с этим согласен! Возможно уменьшение.
Я вот по 3.25 не согласен, т.к. документ с московскими нормами от 99 года давно при проектировании именно транспортной сети не применяется. А применяется федеральный Свод Правил "Градостроительство"
Если Вы, архитектор или транспортник, то думаю, что вы СП пользуетесь, понимаете, о чём речь.
По остановке у меня тоже вопрос, но с ней чуть легче. Это локальная штука всё-таки
в качестве знака можно использовать разную плитку/асфальт и тд, для визуального отделения одной улицы от другой
Да нахрен оттуда вообще автомобили ! Оставить только о.т. , пешеходно-парковую зону и велодорожку. По моим прикидкам - две трети автомобилей там используют улицы как часть транзитного маршрута через город - например едут из зеленограда в балашиху - если кольца стоят наглухо, едут через центр. То что такие классные улицы используются как автостоянка и транзитный проезд - неправильно!
Платный въезд в центр по будням - это на самом деле классная идея, жаль у мэрии не хватит решимости, если из-за парковки уже столько воя подняли.

Edited at 2013-07-26 08:45 (UTC)
3. Там видно что стоит скорая. Я так понимаю в случае новой улицы скорая будет стоять на проезжей части. А если какая машина стукнется, то же самое, а то и обе полосы перекроют и общественный транспорт встанет. Совсем.
Местные жители этой самой моросейки не имеют даже 1 машиноместа на 4 дома? То есть им даже не дали выбора кто сможет иметь парковочное место? Даже в Токио у людей есть где свою машину поставить у своего дома. Там тогда надо сначало реконструировать территорию домов что бы было место\а.
Илья, может имеет смысл собрать воедино ГОСТЫ и другие нормативы в одну брошюру или сайт по городской тематике? Просто, иногда получается так, что чиновники в своих отписках ссылаются на эти самые нормативы и/или ГОСТЫ, но они как всегда написаны не читаемым - чиновничьим языком, к тому же все эти законы раскиданы по разным источникам. А в брошюре было бы чётко видно, например: что ширина тротуара по всем законом должны быть не менее 1,5 метров без всяких рекламных тумб и т.д. Всё это подкрепить замечательными иллюстрациями с комментариями. Описать процесс правильной укладки плитки, из чего делается "пирог" под плитку; какая должна быть высота нижней кромки дорожного знака; как по правильно делать парковочную разметку и т.д., т.е. сделать такую настольную книгу урбаниста.
Я думаю, что это будет замечательная книга и/или сайт.
Илья, а нет опасения, что на месте, отведенном для продольной парковки, сограждане будут втыкать авто елочкой или перпендикулярно и закупорят дорогу вообще?
у нормальных людей должно быть опасение, что из-за треклятых турникетов и остановки по пять минут каждая будет вся улица стоять (сейчас хотя бы есть возможность троллейбус объехать - с одной полосой это перестанет быть возможным)

Edited at 2013-07-26 08:59 (UTC)
тут всё довольно просто. вы либо идиоты (что вряд ли), либо махинаторы (это вероятнее). не нужен там троллейбус на 150 человек - раз в 5 минут он никогда не будет заполнен, раз в 40 минут, как сейчас - никому не будет нужен. нужны пазики на 25-30 человек раз в 2-3 минуты.
Интересно, когда в заскорузлый мозг Собянина и прочих 2экспертом" просочится мысль, что для Москвы важну не столько тихоходные троллейбусы, сколько СКОРОСТНЫЕ трамваи!
Хватит уже перекладывать по тыще раз старые трамвайные пути и закупать устаревшие вагоны, когда только скоростной трамвай может быстро передвигаться по городу и без пробок!!!
Мэром будет Навальный. Вот тогда Кац ему "предложит" пустить по всей Москве трамваи за свою "поддержку" . Руководство проектом будет осуществляться разумеется шарагой "Городские проекты"
все отлично... смущают скамейки на краю тротуара спиной к проезжей части... с нашими-то шумахерами чревато
← назад