Как делают трамваи для Москвы. Репортаж с завода Песа

Сегодня я покажу вам, как делаются современные трамваи, которые Москва покупает в Польше. Вы уже видели трамвайный завод в Екатеринбурге, сегодня сможете сравнить два производства.

Трамваи Pesa собирают в в польском городе Быдгощ. Сам завод располагается в северной части Быдгоща, где сконцентрирована значительная часть железнодорожной системы. Это, отчасти, очень удобно, когда идет речь об отправке готовой продукции. А одних только трамвайных вагонов завод производит около 150 в год. На заводе Песа производятся и поезда: электрические поезда Elf и Acatus Plus, поезда с двигателем внутреннего сгорания  Link и ATR 220, а также локомотивы семейства Gama. Сам концерн (от сборки поездов и железнодорожных вагонов до модернизации трамваев) принадлежит на 92% частным акционерам и на всех предприятиях трудится, в общей сложности, около четырех тысяч человек.



В условиях не самой мощной экономики, концерн Песа является "локомотивом" для многих предприятий страны. На сегодняшний день количество организаций, у которых Песа покупает товары и услуги насчитывает около 1800 из Польши и заграницы. На польском рынке это называют "Эффект Песы", используя такую метафору: "Наша компания, производящая, в том числе и локомотивы, сама выполняет роль своего рода экономического локомотива – тянет вагоны – другие компании, которые, благодаря сотрудничеству с PESA, зарабатывают, поднимают свой уровень и создают рабочие места для многих людей. В PESA работает приблизительно 4 тысячи людей, но число работников всех компании, сотрудничающих с PESA, оценивается в 80 тысяч. География довольно широка. Например, в Польше нет воеводства (воеводство – это административно-территориальная единица в Польше), в котором не было бы кампаний, сотрудничающих с PESA. В мире у PESA есть поставщики из таких стран, как, например, Германии, Чехии, Испании, Швеции и России".



Песа - это первое и единственное предприятие Польши, которое выпускает 100% низкопольные трамваи. В линейке концерна есть четыре модели, которые можно встретить по всей Польше, и в других европейских странах: Болгария, Венгрия, Румыния. Называются они: 

SWING


TWIST


Модель FOKSTROT, созданная специально для России


И модель JAZZ. Так же есть вариация с двумя кабинами.


На подходе так же новая модель KRAKOWIAK (это такой традиционный польский танец).

Пожалуй, самой известной моделью трамвая Песа, является модель Pesa 120Na - SWING. Трамвай на этой базе в 2012 году купил Калининград. Больше всего таких вагонов ходит по Варшаве - больше 180 штук. В Венгрии, Болгарии и Румынии совокупно трамваев Pesa 33 вагона. Завтра как раз выложу репортаж из Варшавы.

Но сегодня я вам расскажу о том, как собирают трамваи модели Foxstrot для Москвы.

Вот так выглядит вход на завод! Больше похоже на современный офисный центр.


Территория завода очень большая, поэтому по ней лучше передвигаться на велосипеде, что и делают многие рабочие.


Как и трамваи УВЗ, сборка трамваев Песа начинается с рамы.


Ее точно так же сваривают не какие-то там бездушные роботы, а самые профессиональные сварщики.


На каждую модель трамваев есть техническая карта, в которой указывается где и какая деталь рамы должна быть. На момент сборки конструкции в процессе может быть задействовано до 5 человек.


Вообще работа в цеху не останавливается ни на день, и одновременно может собираться по 10 вагонов на разных этапах.


Когда процесс сваривания деталей рамы оканчивается, в дело вступают операторы народного болгарского инструмента - шлифовщики. Они проходятся по каждому шву болгаркой и убирают все неровности.
">  

После того, как этап сварки и шлифовки окончен, трамваезаготовки ждут своей очереди для грунтования. 


Тут же ходит технолог и проверяет качество выполненной его коллегами работы.






Вагоны грунтуют в специальной покрасочной камере.


Такая обработка нужна не для последующего окрашивания, а того, чтоб металл не подвергался воздействию окружающей среды. Если раму не загрунтовать, то через несколько лет она заржавеет и трамвай развалится [на самом деле нет].


А дальше начинается самое интересное. 

Вагоны изнутри и снаружи обшивают пластиком.


А между панелями укладывают теплоизоляционный материал.


Параллельно ведется работа по прокладке проводов. 


Удивительно то, что в одном трамвае, в зависимости от модели и количества секции, находится от 17 до 20 километров кабеля.


Тут же устанавливают стекла, маршрутные указатели и информационные табло.


На следующем этапе сборки подключаются рабочие, отвечающие за наружную обшивку.


Перед этим этапом конструкцию ставят на тележки. В автопроме такой процесс называю "женитьба".


Но трамвай не стоит колесами тележки на рельсах. Он стоит на "ложной тележке".


Таким образом вагон становится выше и сборщикам проще работать, и учитывая, что электродвигатели еще не подключены к системе управления трамваем, то его можно безопасно передвигать по цеху на такой тележке.


Из-за того, что во время установки элементов обшивки могут быть поцарапаны другие части, уже установленные фальшборты оклеивают защитной пленкой.


Осталось закончить с лобовой частью вагона и можно переходить дальше.


Дальше двери.


Двери оборудованы специальными кнопками. После остановки трамвая достаточно к ней прикоснуться и дверь откроется.


Почти все провода оказываются в кабине водителя. 


Кстати, Песа один из немногих производителей трамваев, кто использует систему онлайн-мониторинга состояния вагона. Причем, текущее состояние и какие-либо неисправности трамвая может видеть не только вагоновожатый, но и диспетчер, отвечающий за регулярность или даже специальные службы.

Почти все электрооборудование современных трамваев располагается на крыше. Так делается и в целях безопасности, и для экономии пространства в салоне.


Тут и выводы кондиционера, и кабели, ну и конечно пантограф.


Все работы, связанные с нахождением на крыше, выполняются только при наличии страховки. 




Почти все производители трамваев вместо зеркал заднего вида используют камеры с HD-разрешением. Но российские ГОСТы не позволяют в этом плане ничего, кроме вот таких конструкций.


После того, как все наружные работы выполнены, происходит монтаж элементов салона.


На конечном этапе производства в цехе монтажа проводится диагностический тест электрического оборудования, во время которого, то есть в течение 2-3 часов, проверяется 5 тысяч точек измерения. А перед выпуском трамвая из цеха его проверяют в специальном помещении на водонепроницаемость. 

Когда вагон полностью собран и проверен специалистами, его вывозят на техническую обкатку по территории завода.


Во время обкатки водитель-испытатель должен наездить около ста километров. Мне удалось побывать в роли такого испытателя, немного прокатиться на новеньком Песа Фокстрот и даже позвонить в звонок! Кстати, он электронный, а не механический, какой вы привыкли слышать. Ушла целая эпоха( 


Когда проходят испытания новорожденного трамвая, то необходимо проверить ходовую часть, места сочленения секций, работу дверей и стеклоочистителей, отопления/кондиционирования и освещения салона. За всем этим пристально следит инженер со специальным оборудованием, подключенным к бортовому компьютеру.


Затем обкатанные вагоны разбирают по секциям и готовят к отправке в Москву. Доставляют трамваи на грузовиках.

Пост подготовлен в рамках пресс-тура по приглашению компании ПЕСА.



Посты по теме:
ПЕСА и УВЗ


Как делают трамваи


Выставка общественного транспорта


Новый русский трамвай


---------------------------------------------

Советую подписаться на мои странички в:
 Фэйсбук
 ВКонтактик
 Основной Твиттер
 Спам Твиттер 
343603Одноклассники
___________________________

Блог обновляется очень часто, поэтому пропустить что-нибудь интересное не так уж и сложно. Специально для таких случаев у меня есть email-рассылка. Это красиво оформленная подборка самых важных постов за прошедшую неделю для тех, кто заходит сюда нечасто. Одно письмо каждые семь дней - обещаю, что никакого спама вы от меня не получите. Если надоест, вы от нее легко отпишитесь. А если вдруг закроют ЖЖ и запретят соцсети, у нас с вами будет рассылка, это как тайный клуб:



Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 149
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
У меня можно посмотреть как делают в Швейцарии подвижной состав. Есть отличная статья по трамваям Stadler Tango - какие задачи ставятся по комфорту и стандартам. Имеется статья производства троллейбусов Swisstrolley 3 и 4.
Даны технологии и конструкции с обоснованием. См оглавление в шапке.

Что касается Песы, то нужно им еще учиться и учиться.

Давно пишу - нужно вытаскивать топ-заводы, а не промежуточные технологии.

По цвету вопрос, зачем серым низ красить? Нужно брать синий или красный. Для примера. А то у нас с этим проблемы. Еще автобусы в фиолетовый стали красить. Безнадега какая-то.

За репортаж спасибо, но очень мало. Нет многих интересных подробностей и технологий.

Edited at 2014-12-24 14:29 (UTC)
А те, кто по центру трамвая стоят, за что они держаться будут?
Этож надо целый завод отфотографировать, только для того, чтобы в середине фотку с великами запилить =)))
Низкопольные тележки не имеют колёсных пар, оборудованы дисковыми тормозами в дополнение к обычным магниторельсовым. УВЗ тоже такие хочет.

Подкатные ремонтные тележки -- чтобы было проще передвигать по цеху, не трогая колёса и двигатели.
А я все думал, что такое "Бздыщщ!". Оказывается, это город. Мой культурный горизонт неизмеримо расширен.
аааа потолочная сварка в хб ааааа попаболь и падение в яму ааааа
сварной стоит в раскоряку на лесах а слева те самые!!"! баллоны и для розжига еще ветошь между ними ааааааа
ааааааааааааааа
а прям под ним телега с баллонами и шлангами и это боль и ад и трамваи делают деды той самой Анушки что уже купила масло и весь цех уже обильно тем маслом полит ааа ххаххх ххаахххх

p.s ====и эсто только уно картинка в бригаде ватных наносварщиков ааа ххахххх ххах
Ну да, технологии производства не отличаются продвинутостью. Внешне выглядит как капремонт какого-нибудь КТМ-19 в каком-нибудь совковом депо: сняли обшивку и вручную варят кузов...
А в Москве как скоро собираются заменить старый подвижной состав? Хочу на 11 маршруте такой. То что там ездит сейчас вгоняет в какую-ту депресуху неистовую, когда приходится ими пользоваться.
Эх, вот раньше были трамваи, автобусы и троллейбусы с полом хоть и высоким, но ровным. Можно было ходить, не спотыкаясь. Теперь некое "низкопольное" нагромождение тумб, ступенек, пандусов и углов выдают за шедевр технического прогресса. Не пассажирский транспорт, а Форт Байярд какой-то. Постоянно спотыкаться приходится или карабкаться на жердочки, где установлены пассажирские сидения.
Эт точно. И посреди такого форта ещё и неоткрывающаяся дверь с подъёмником для колясочников.
а почему сразу в новую московскую ливрею не покрашен а в какой то социлистический, серый дезайн? или перекрашивать будут?
Окраска в ливрею - это отдельная статья бюджета Москвы с соответствующими осваивателями, так что не покушайтесь на святое.
← назад