Берите пример с Токио!

В середине прошлого века в мире начался бум автомобилизации. Города перестраивались, повсюду появлялись эстакады, шоссе и развязки, которые вроде как должны были решить проблему с пробками и повысить комфорт жителей. Вот только ничего из этого не вышло — увеличение количества дорог спровоцировало дополнительный спрос на автомобили и способствовало деградации общественного транспорта, в результате чего машин стало только больше, количество пробок увеличилось, а вот ходить пешком из-за шума и пыли стало просто невозможно.

Но время изменилось. Сегодня разве что Россия стремится массово расширять дороги и строить новые развязки, в то время как во всём мире происходят обратные процессы: города избавляются от магистралей, убирают эстакады, отдают приоритет пешеходам и общественному транспорту.

Не верите? Тогда посмотрите, что хочет сделать Токио со своими дорогами.

Стоит сразу заметить, что японскую столицу сегодня сложно назвать местом, где можно комфортно жить, гуляя вдоль красивых улиц и набережных. Дело в том, что в угоду автомобилистам в Токио застроили почти все реки и каналы дорогами, а в жилых и офисных кварталах эстакады можно встретить в непосредственной близости от зданий. В общем, вечерней прогулкой вдоль громыхающего шоссе здесь мало кого можно удивить.

Может, в Токио совсем нет пробок, раз уж здесь практически всё застроили дорогами? Так нет, пробки есть, пусть и не московские, и машин в городе всё равно очень много, несмотря на то, что купить автомобиль не так просто – для покупки нужно подтвердить наличие личного парковочного места, расположенного в радиусе не более 2-х км от дома. Так как тогда городу быть в этой ситуации? Построить парочку новых полос для автомобилей за счет и без того узких тротуаров? Возвести эстакаду над эстакадой?

Нет, власти Токио считают иначе! В мэрии думают над тем, чтобы полностью убрать автомобили с эстакады вокруг Гиндзы, одного из самых дорогих центральных районов японской столицы, и превратить её в пешеходный парк.

Фото: "Japan Property Central"

Эстакаде уже больше 60 лет и ней успели привыкнуть миллионы жителей Токио. Первая очередь магистрали, которая известна как KK Expressway, была открыта в этом районе Токио ещё в 1959 году.

Фото: "Japan Property Central"

После войны власти считали, что она поможет восстановлению мегаполиса и снизит нагрузку с соседних дорог.

Фото: Kim H Yusuke / Wikimedia

Теперь же, осознав свои ошибки, власти Токио хотят в центре города создать аналог нью-йоркского Хай-Лайна — построить приподнятый над землёй парк! Рабочее название проекта — "Небесный коридор Токио". В мэрии предполагают, что новый пешеходный парк в квартале может появиться после 2030 года.

Парк Хай-Лайн в Нью-Йорке на месте железнодорожной эстакады

И стоит сказать, что это ещё не все планы городских властей. Другую магистраль, которая расположена над рекой Нихонбаси, планируют вообще убрать под землю к 2035 году. Таким образом, Токийская магистраль потеряет свой изначальный смысл и Токио станет ещё одним городом, где приоритет отдаётся пешеходам.

Сегодня во всем мире пытаются вернуть города людям, сделать их более комфортными и доступными для всех, вне зависимости от наличия собственного автомобиля. В городах, где появляются хорошие общественные пространства, приятно ходить по улицам, там хочется жить и радоваться. Согласитесь, что даже просто идти на работу по зеленому парку гораздо приятнее, чем вдоль унылой магистрали, которая лишь загоняет в тоску. И постепенно в города и становятся своего рода большими комфортными общественными пространствами.

Хочется надеяться, что и у нас со временем поймут, что за бездумным строительством магистралей в городах следует их уничтожение. Место в городе — это слишком ценный ресурс, чтобы целиком отдавать его под машины.

Пост подготовлен на основе материалов "Городских проектов" и "JPC".