Краков: самый европейский город Польши
В Кракове я никогда до этого не был, и с городом у меня ассоциируются три вещи. Первая – самая страшная: в 60 км от города располагался один из самых крупных гитлеровских лагерей смерти, Освенцим. Это польское название, по-немецки лагерь назывался Аушвиц. Также недалеко от Кракова находятся какие-то волшебные соляные шахты, которые переделали под музей. Ну и нельзя обойти стороной краковскую колбасу. Много ли городов могут похвастаться своим продуктом, известным во всём мире?
Но Краков – это не только колбаса и модный некогда танец краковяк! Это второй по величине город Польши и, пожалуй, первый по "европейскости". В отличие от Варшавы или того же Гданьска, он почти не пострадал во время Второй мировой войны, поэтому массово восстанавливать исторические здания не пришлось. Правда, при этом Краков не избежал многоэтажной застройки, но что делать: даже западные города в те годы строили подобные районы, не говоря уже про страны соцлагеря.
С 1039 по 1596 год Краков был столицей Польши. Столицу из Кракова в Варшаву перенёс король Сигизмунд III, тот самый, что воевал с Россией в Смуту. Сделал он это потому, что захотел отремонтировать Вавельский замок (свою резиденцию) после очередного пожара. А потом ему, видимо, так понравилось в Варшаве, что он решил совсем покинуть Краков, хотя ещё больше века тут короновали польских королей. С конца XVIII века Краков был то австрийским, то польским, одно время даже автономным. Но, в отличие от Царства Польского, в составе России Краков так и не побывал.
В годы Второй мировой город, оккупированный гитлеровскими войсками, стал печально известен созданием еврейского гетто и концлагерей. В самом Кракове находился лагерь Плашов, а в 60 км от него – Освенцим. Именно краковские лагеря Спилберг показал в фильме "Список Шиндлера". Сколько человек в них погибло, до сих пор точно не известно. Вероятно, в Освенциме было уничтожено от 1,1 до 1,6 млн человек, большинство из них – евреи.
Как я уже сказал, самому городу повезло намного больше, чем его жителям: разрушений в военное время было относительно немного. В коммунистическую эпоху появилась версия, что это советские и польские войска так быстро и успешно освобождали город, что немцы просто не успели его взорвать. Теперь принято считать, что это скорее миф.
А ещё Краков – важный военный центр: здесь базируется командование специальных войск Польши, а также Центр сухопутных операций вооружённых сил. Так что "Искандеры", размещённые в Калининградской области, наверняка нацелены в том числе сюда.
01. Начнём с центра города. Краков просто волшебный! Каменные улицы, ухоженные домики.
02. Убрать вывески и мусорные баки – и ты уже в XIX веке. Здесь, кстати, хорошо видно, почему важно сохранять не отдельные здания, а историческую среду. Ценность в первую очередь представляет непрерывная историческая ткань города, а не отдельные памятники. Конечно, памятники тоже важны, но это как бриллианты, которые без оправы не существуют.
03. Центр Кракова очень живой. Он не такой туристический, как Прага, и тем даже приятнее.
Кстати, забыл сообщить важную подробность! Изначально Краков, скорее всего, не польский, а чешский город. Был такой чешский князь Болеслав I Грозный, в правление которого Краков впервые и упоминается в летописях (965 или 966 год). Но его внук Болеслав I Храбрый был уже не чешским, а польским князем. Именно он присоединил Краков к своим владениям.
04. Мариацкий костёл, одна из главных достопримечательностей Кракова. Церковь начали строить ещё в XIV веке, но достраивали и перестраивали ещё 500 с лишним лет. Фасад выходит на Главный Рынок – центральную площадь города.
05. Помимо костёла на площади расположены ещё Суконные ряды – что-то вроде наших Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ) или многочисленных гостиных дворов. Над рядами торчит ратушная башня – единственная уцелевшая часть краковской ратуши, разрушенной в 1820 году.
06. Здесь надо смотреть не на причудливые здания, а под ноги. Смотрите, как хорошо поляки поработали с брусчаткой:
07. Оказывается, исторические здания могут быть без пластиковых окон и кондиционеров.
Недавно официальный твиттер мэрии Москвы хвастался нашими, московскими памятниками архитектуры. Смотрите, какое позорище. Как можно показывать это? Надеюсь, до нас когда-нибудь дойдёт понимание, что блокам кондиционеров не место на фасадах памятников архитектуры. Я уже не говорю о том, что все окна разные...
08. Детали
09. Вообще, в плане деталей и работы с камнем Краков очень крутой. Тут каждый узел, каждая деталь в центре заслуживает внимания.
10. Туристические лошадки
11. Легендарная краковская колбаса! Этот "бренд" стал известен ещё в XIX веке, когда колбасу делали из свинины с добавлением картофельного крахмала. Тогда она была чисто региональным продуктом, хотя в Литве её тоже любили. Судя по всему, своей популярностью краковская колбаса обязана СССР, где просто решили использовать это название, чтобы мясная продукция лучше продавалась. Кстати, в советские времена помимо свинины в составе краковской была говядина. Сегодня краковскую колбасу производят не только в Польше, но и в Германии с Австрией, где также используется говядина.
12. С варениками в Польше всё интересно. Во-первых, они называются 'pierogi', что само по себе создаёт путаницу, потому что пироги тут ни при чём. Во-вторых, их десятки разновидностей, от печёных до ленивых. В-третьих, есть такой вид вареников, как 'pierogi ruskie', с начинкой из творожно-картофельной массы с добавлением соли, перца и жареного лука. Но если вы думаете, что их название переводится как "русские вареники", то вы ошибаетесь. Название связано не с русскими, а с русинами, малочисленным восточнославянским народом, который проживает в Словакии, Польше и на западе Украины. Что касается Кракова, то это столица вареничного искусства, и тут проводятся фестивали вареников.
13. В центре действует дизайн-код, который запрещает делать цветные вывески на фасадах, но разрешает делать вывески-флажки, или как они правильно называются?
14. Приятно, что велосипедные парковки вытесняют автомобильные.
15. Ещё один съедобный символ Кракова – обважанек, что-то среднее между бубликом и брецелем. Перед выпечкой их погружают в кипяток – отсюда и название (на русский можно примерно перевести как "обварёнок"). Обважанки продают в основном с уличных лотков.
16. Интересная идея для уличных кафе. На зиму можно разрешать делать прозрачные стены. Тогда уличные кафе могут работать гораздо дольше. А вот брендировать зонтики не стоит.
17. Шикарная брусчатка. В центре наших городов брусчатки очень не хватает. Ещё обратите внимание, что все трубы уходят сразу в ливнёвку.
18. А вот с парковкой в Кракове проблемы. В центре города на некоторых улицах её стоило ограничить.
19. Многие здания расширяются книзу.
20. Хорошая улица ) Для машин только дна полоса, всё остальное – это трамвай и велодорожка.
21.
22. В Кракове по какой-то неведомой для меня причине разрешена парковка на тротуарах. Что это такое вообще? Как так можно?
23. Это не нарушители, они легализовали этот ужас. Проблема парковки на тротуаре в том, что люди перестают считать её серьёзным нарушением. Если где-то такой вид парковки легализован, значит, парковаться где попало не так уж и страшно, начинают рассуждать водители.
24.
25. Если отойти от туристического центра, то город уже менее ухоженный.
26. В Кракове очень красивые столбики. Посмотрите, какие они изящные!
27. Очень странное решение. Был широкий тротуар – они его взяли и разделили, опять выделив место под парковку. Зачем?
28. Вокруг деревьев лучше делать круглые лавочки со спинкой. А вот сидеть на граните неприятно. Дорогое и непрактичное решение.
29. Парк. И тут мы видим фирменные краковские фонари, скамейки и урны. Они такие во всём городе, и почти все элементы выкрашены не в чёрный, а в тёмно-зелёный цвет.
30. Я не знаю, есть ли такое в других городах Польши. Ни в Гданьске, ни в Варшаве, ни в Лодзи я такого не встречал. Если это чисто краковская фишка, то круто. Урна вообще роскошная. Ещё хорошо, что она не стоит вплотную к скамейке.
31. Крутая велопарковка в центре. Выглядит так, как будто ей лет 100.
32. В Кракове на зависть Питеру и Краснодару сохраняют оригинальные двери.
33. Красота! Если металлические двери в историческом здании, то только такие.
34. Эти явно нуждаются в реставрации, но их никто не выламывает, чтобы продать потом на "Авито" или сжечь в костре. Красиво?
35. Очень хочется закрыть балкон профлистом и сбить лепнину... Но краковчане держатся. Обратите внимание, какие сложные раньше были профили на оконных рамах!
36. Водосточная труба новая, а держатель старый.
37. В Польше очень необычные и красивые указатели домов! Сейчас таких уже не делают. Как вам? Его бы ещё почистить немного...
38. У киоска есть собственное название.
39. Краковские трамваи на фоне бывшего кинотеатра Wanda. Вагоны родом из Австрии, Германии и Польши.
40. Сегодня трамваи и автобусы – основной общественный транспорт в Кракове. Трамвай обычный, но есть полуторакилометровый подземный участок с двумя станциями, примерно как в Волгограде. Всего в городе 17 обычных трамвайных линий и 2 ночных маршрута. Не все трамваи современные, но на четырёх маршрутах используются только низкопольные вагоны.
41. Автобусных маршрутов гораздо больше: 62 обычных, примерно столько же пригородных, 12 ночных и несколько экспрессов.
Цена билета на автобус или трамвай зависит от зоны. Их в Кракове всего две: сам город и агломерация. Обычный билет на одну поездку на наши деньги стоит 65 рублей. Вроде бы дорого, зато в Кракове очень широкий выбор пересадочных билетов и проездных: на 20 минут, на 40, на час, на 90 минут, на сутки, на 48 и 72 часа, на неделю. Так что если ты турист и приехал на выходные, можно сразу купить билет на двое суток за 24 злотых (407 рублей) и не париться.
Есть даже варианты с групповым билетом (36 злотых за группу до 20 человек) или с семейным проездным, который действует только по субботам и воскресеньям. Жители пригородов покупают за 92 рубля билет "70 минут", который позволяет пересаживаться с электричек на городской транспорт.
42. Трамваи ходят в среднем раз в 10-15 минут, автобусы – в зависимости от загруженности маршрута. Есть маршруты, по которым проезжает один автобус в час, по другим автобусы курсируют каждые 10-12 минут.
В мае 2014 года в Кракове прошёл референдум, на котором горожане проголосовали за строительство велодорожек, за создание системы видеонаблюдения и против зимней Олимпиады 2022 года (в результате она пройдёт в Пекине). Кроме того, краковчане поддержали строительство метро.
Тут читатель уже хочет обвинить меня в предвзятости, ведь совсем недавно я рассказывал, что Воронежу, Омску и вообще рандомному российскому городу метро не нужно!
Так почему же у нас метро строить нельзя, а в Кракове можно? Во-первых, город не такой маленький, как вы могли подумать. В его черте живёт 770 тысяч человек, в агломерации – 1,2 миллиона или больше. Во-вторых, в Кракове уже есть нормальная система общественного транспорта, и строительство метро могло бы стать её апгрейдом. В-третьих, если город возьмётся за строительство метро, то деньги на это, скорее всего, выделит Евросоюз. Это позволит Кракову рыть тоннели и строить станции относительно быстро. Чтобы метро в городе было эффективным, оно не должно перевозить воздух. А чтобы в вагонах всегда было много пассажиров, линии метрополитена должны связывать центр с густонаселёнными районами и/или посещаемыми объектами (вокзал, аэропорт и т.п.).
А когда у тебя в городе сплошные маршрутки и нет денег на то, чтобы построить хотя бы одну потенциально загруженную линию с десятком станций, пытаться открыть метро – это безумие. Опыт Омска демонстрирует, что даже десятков бюджетных миллиардов не хватит на создание полноценной системы метрополитена.
43. В центре дорожные знаки компактные, но они почему-то друг друга дублируют. Опять же, парковка занимает половину тротуара. Пешеходы должны протискиваться между машинами и столбами.
44. Тоже какой-то бардак со знаками.
45. Мечта любого русского человека: огромный кусок тротуара отрезали под парковочку.
46. Чем ещё Краков напоминает наши города? Огромными кислотными рамками вокруг знака пешеходного перехода. Такие знаки установили в 2017 году в центре Кракова рядом с начальными школами (о чём, видимо, сигнализирует этот странный символ внизу).
47. Некоторые решения на первый взгляд грамотные, но потом оказывается, что и они не до конца продуманы. Например, вот попытка успокоить трафик, сузив проезжую часть до одной полосы с помощью искусственного препятствия. Но здесь рядом остановка, и автобусам не очень-то удобно каждый раз маневрировать, выруливая из левой полосы поближе к пассажирам. Да и столб стоит не посередине полосы. У нас бы его и справа все объезжали ;) В общем, странное решение.
48. Вот неплохой переход с островком безопасности.
49. Очень важно не просто ограничивать скорость в городе, но и проектировать улицы таким образом, чтобы на них нельзя было чересчур разогнаться. Для этого, например, можно делать углы поворотов более острыми с помощью специальных островков. На улицах, где применяются меры успокоения трафика (сужение проезжей части, искусственные препятствия, переменное движение по полосе и т.д.), можно даже не вешать знаки ограничения скорости, потому что и так все будут ехать медленно.
50. Некоторые жители Кракова ориентируются на российские правила парковки: если у тебя большой дорогой кроссовер, можно припарковаться на месте для инвалидов.
51. Как и в большинстве крупных городов Восточной Европы, в Кракове не обошлось без панельных микрорайонов.
52. Душа радуется! Кто-то уже и балкончики себе застеклил.
53. Обычная краковская пятиэтажка
54. Ступени из скользкой плитки, неудобный пандус, заборчики... Всё как у нас. Разве что дверь наполовину стеклянная и мусора поменьше.
55. Пожиратели тротуаров
56. Можно подумать, что весь двор отведён под парковку.
57. На самом деле двор намного больше, тут есть деревья и детские площадки.
58. Очень милое благоустройство. Здесь обошлось без лебедей из покрышек и гниющих от сырости мягких игрушек.
59. Польская бабушка – друг и товарищ русской бабушки. Средняя пенсия в Польше в прошлом году составляла 1806 злотых (30 500 рублей), но размер наиболее часто выплачиваемой пенсии в два раза меньше, всего 906 злотых (15 300 рублей). Польских пенсионеров спасает то, что продукты в стране довольно дешёвые.
60. Тротуар и велодорожка. Кстати, в городе работает система велопроката Wavelo. Это не байкшеринг (который во многих городах уже провалился), а классическая система со станциями. Можно подключиться через сайт или приложение и выбрать себе подходящий тариф. Например, час ежедневных поездок стоит 20 злотых (340 рублей) в месяц. Каждая просроченная минута стоит на наши деньги всего 85 копеек. Арендовать велосипед на 12 часов можно за 29 злотых (492 рубля). Для студентов местных университетов там особые тарифы.
61. Иногда в Кракове попадаются уродливые ларьки из 90-х.
62. Для велосипедов сделан отдельный переезд улицы. Непонятно только, зачем тут брусчатка. Чтобы велосипедисты скорость снижали перед выездом на проезжую часть или просто так?
63. Старый рынок (кажется, здание построили незадолго до войны) переделали в торговый центр.
64. Новый рынок выглядит намного хуже. Тут же рядом есть относительно популярная в Кракове барахолка.
65. Здесь тоже дорогу сузили.
66. Приподнятый перекрёсток тоже может быть средством успокоения трафика: водители будут замедляться перед тем, как на него выехать. Хотя в идеале надо вообще освободить Старый город от автомобилей.
67. Смотрите, как без них красиво!