Как сделать города безопасными и спасти тысячи жизней


Подписаться на мой канал

Каждый день в России погибает 55 человек. По всей стране – это молодые и пожилые люди, разного достатка. Это почти всегда случайные жертвы чьей-то глупости. В год выходит 20 308 смертей. Но эта цифра давно никого не шокирует. Это в сотни раз больше, чем гибнет людей от терактов или в авиакатастрофах. Но любая авиакатастрофа или, не дай бог, теракт вызывают в обществе шок и ужас. На борьбу с терроризмом мы готовы тратить миллиарды, мы готовы менять законодательство и лишаться различных свобод. Зачем вам тайна переписки? Это небезопасно! Зачем вам выборы губернаторов? Этим могут воспользоваться террористы! Мы безропотно соглашаемся на повышенные меры безопасности на транспорте. Да, пусть наш багаж досматривают на входе в аэропорт. Да, мы не будем провозить на борту жидкости. Всё ради безопасности. Но когда заходит речь о том, чтобы сохранить жизнь тысячам людей, которые погибают на дорогах в России, никто не готов и на сантиметр подвинуться.

Попробуйте скажите автомобилисту, что надо снизить максимальную скорость до 50 км в час (это сохранит кучу жизней, так как при 60 или 70 км/ч пешеход наверняка умрёт, а при 50, скорее всего, выживет) – вас забросают камнями. Попробуйте скажите автомобилисту, что улицы надо делать уже, что пешеходные переходы надо делать безопасными – и вас обматерят. Любые транспортные реформы, направленные на сохранение жизней, наталкиваются на непонимание и нежелание жертвовать выдуманными преимуществами личного автомобиля ради жизни тысяч людей. Почему у нас смерть на дороге воспринимается как что-то само собой разумеющееся, как неизбежное зло? Ведь это не так. Смертей можно избежать.



По данным ГИБДД, за 2016 год в России произошло 173 694 ДТП, в которых погибли 20 308 человек и более 221 140 были ранены. Чтобы оценить масштабы бедствия, представьте, что в аварию попало сразу всё население Великого Новгорода (ну или, скажем, подмосковного Королёва), причём каждый 11-й житель города погиб. Среди жертв ДТП – 5931 пешеход и 391 велосипедист.

У нас любой разговор об ограничении скорости вызывает массу критики. Автомобильное лобби довольно сильное и не готово уступать. Наоборот, водители требуют разрешить им ездить 80 или даже 100 км/ч! "Не для того Сталин прорубал широченные проспекты в центре Москвы, чтобы люди плелись по ним 60 км/ч!" Верно? О безопасности пешеходов почему-то думать у нас не принято, при том что большинство людей передвигается по городу пешком. Вы знали, что только 20% москвичей для ежедневных поездок по городу используют автомобиль? Остальные – на своих двоих.

Посмотрите на эту улицу. Как думаете, тут кто-нибудь будет ехать 60 км/ч?


Помните, я говорил, что оптимальная скорость в городе – 50 км в час? Вот нью-йоркский плакат, который объясняет, почему в городе действует ограничение скорости 30 миль/час, или 48 км/ч.


Если снизить максимально разрешенную скорость всего на 10 км/ч, шансы выжить у пешехода увеличатся многократно!

Есть ещё более наглядные примеры.


На этой схеме также демонстрируется длина тормозного пути и угол обзора водителя. Эти показатели напрямую зависят от скорости движения автомобиля. А от них уже зависит, сможет ли водитель быстро отреагировать на появившегося на дороге пешехода и вовремя остановиться.


Вот классный калькулятор длины тормозного пути. Заметьте, что речь идёт о внимательном водителе и сухой дороге. В условиях пятимесячной российской зимы цифры, конечно, будут другими.

Вы, должно быть, уже начали догадываться, что скорость движения в городе и в жилых зонах (как в Подмосковье, где трассы проходят прямо сквозь сёла) нужно снижать как минимум до 50 км/ч. А лучше оставить "подушку безопасности" и снизить до 45 км/ч. Заметьте, я вовсе не хочу, чтобы автомобильное движение остановилось. Конечно, должны быть скоростные обособленные магистрали, по которым можно будет ехать с ветерком. Но там не должно быть ни пешеходов, ни светофоров, ни велосипедистов. Сейчас я говорю именно про обычные городские улицы.

Вообще, это довольно популярный тренд в крупных европейских и американских городах. В Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Париже, Мадриде картина такова: в целом в черте города скорость движения автомобилей ограничена 50 км/ч. В центре и оживлённых районах, где много пешеходов, максимально допустимая скорость – 30 км/ч. На внутригородских автострадах (типа нашего Третьего транспортного) скорость может быть выше (скажем, на автобанах Берлина – до 80 км/ч), но важно понимать, что на этих дорогах пешеходов не бывает в принципе.

Вот карта Парижа. Розовым цветом выделены зоны, в которых с 2013 года было введено ограничение скорости транспорта до 30 км/ч. Сейчас во французской столице появляются уже и "20-километровые" зоны. Да-да, максимум 20 км/ч!


Самое интересное, что успокоение трафика играет на руку в том числе самим автомобилистам, поскольку увеличивает пропускную способность улиц. Никто не будет ехать в шахматном порядке и скакать из полосы в полосу, все будут аккуратно двигаться с допустимой скоростью.

Ладно, допустим, мы с вами договорились, что хотим сделать город безопасным и по обычным улицам (не магистралям) нельзя ездить быстрее 50 км/ч. Как заставить водителей соблюдать скоростной режим?

Давайте посмотрим, как правильно успокаивать трафик в городе.

Снижать скорость автомобилей нужно в первую очередь в местах, где потенциально возможно сбить пешехода. Это внутридворовые проезды, районы плотной жилой застройки, улицы около школ, парков, места с интенсивным пешеходным движение и, конечно, пешеходные переходы.

Начнём с островков безопасности на переходах. Островки безопасности сужают проезжую часть, а значит, и скорость автомобилей.


Кроме того, они делают безопасными перекрёстки, уменьшая радиус поворота автомобилей (что также снижает их скорость).


Вот как выглядит правильный переход, перед которым водители будут снижать скорость:


Водители ведут себя внимательнее, если островки не защищены, а просто выделены структурно и визуально.

Удивительно, но в Москве начали появляться островки безопасности. Вот, например, один на давно напрашивавшемся переходном переходе от Политехнического музея к Ильинскому скверу.


Островок безопасности на перекрестке в Праге.


Ещё одно отличное средство замедления трафика знакомо вам по многим моим постам: когда пешеходный переход приподнят до уровня тротуара. Фактически это аналог лежачего полицейского, но ещё и с важной функциональной и идеологической составляющей. Пешеходам по такому переходу переходить дорогу гораздо удобнее, а его приподнятая конструкция напоминает водителям, что на дорогах они не главные. Ну и такие переходы не затопит дождем, они всегда будут чистыми и сухими. Конечно, такая мера может быть только на второстепенных улицах.


"Неудобное" для машин или просто контрастное покрытие тоже заставляет водителей снижать скорость. На Бульварном кольце в Москве переход выложили плиткой. Решение неплохое, но одного его недостаточно.


Вот хороший вариант, когда используется сразу несколько решений. Тут и полностью приподнятый перекресток, и контрастное покрытие.


Один из пунктов программы безопасности дорожного движения Vision Zero, принятой в Нью-Йорке, демонстрирует, как нужно изменять улицы. Широкие островки безопасности и дополнительные выступы перед перекрёстками делают короче пешеходные переходы и сужают улицы, заставляя автомобили двигаться медленнее за счёт эффекта бутылочного горлышка.


Простое и изящное решение в том же Нью-Йорке. Количество травм среди пешеходов снизилось сразу на 24%.


Следующая мера – сужение дороги перед опасным местом. В жилых или преимущественно пешеходных районах на опасных участках дороги ширину полосы надо максимально ограничить.


Улица не шире, чем необходимо для проезда машины.


Снова Лион. Посмотрите, как сужена дорога перед переходом. Деревянная кадка ограничивает парковку около перехода, чтобы машины не закрывали обзор.


Будапешт. В опасном месте с помощью островков с клумбами сужают проезжую часть.




Сидней. Перед правильным приподнятым переходом улицу сужают с помощью таких островков. Это даже не островки безопасности для пешеходов – эти элементы нужны именно для того, чтобы заставить водителей притормаживать.


Ещё один интересный прием – отсутствие бордюра, разделяющего дорогу и тротуар. Попадая в непривычную для себя среду, водители снижают скорость. Для защиты пешеходов используют гранитные кубы.


Вот пример безбордюрной улицы из Будапешта, тротуар защищен столбиком.


Следующий прием – шикана. Это такая искусственная извилина, пришедшая на городские дороги из гонок, которая должна заставить водителя снизить скорость. Австралия:


Извивать дорогу можно и простыми средствами, например созданием вот таких вот островков, как в Будапеште:


Или за счет парковки, поочередно с разных сторон улицы:






За счет благоустройства:


Лондон:


Иногда целесообразно сузить улицу так, чтобы машины не могли разъехаться. Радикально, но эффективно в жилых кварталах. Лондон. Это двустороння улица! Но через определенный промежуток с помощью бетонных островков одну полосу закрывают. Водителям приходится пропускать друг друга. На такой улице невозможно разогнаться.


Мельбурн. В жилом квартале лежачие полицейские – обычное дело. Это, кстати, одна из немногих мер по успокоению трафика, которая применяется в России повсеместно.


Кстати, очень простой и эффективный способ успокоения трафика – уличная парковка. Причём как на обочине дороги, так и на специальных островках между потоками. Водитель видит, что с обеих сторон стоят машины, и начинает вести себя внимательнее, в том числе инстинктивно снижая скорость.


Диагональные пешеходные переходы тоже стимулируют водителей быть предельно внимательными. Прежде всего, такими переходами знаменита Япония, которая, как и европейцы с американцами, достигла больших успехов в замедлении трафика. Сейчас такие переходы делают и в Москве.


А вот, например, Сыктывкар. Жалко, разметку забыли нанести.


Кольцевая развязка, вынуждающая выбирать приоритет проезда одновременно с необходимостью вписываться в повороты, вынуждает снижать скорость. В Нидерландах для замедления трафика зачастую используют круговое движение на перекрёстках.


Современное круговое движение используется на высокозагруженных улицах как мера успокоения трафика и замена знака "СТОП". Такая мера существенно снижает аварийность на перекрестке.


Кстати, обратите внимание, что на каждом перекрёстке непременно есть островок безопасности.


Лучшее средство успокоения трафика – это тупик ;)


К чему ведёт успокоение трафика, или, говоря простым языком, снижение скорости потока автомобилей?

1. Снижение общего количества ДТП;
2. Резкое снижение уровня смертности среди пешеходов и велосипедистов, пострадавших в ДТП;
3. Снижение уровня выбросов CO2 в атмосферу;
4. Снижение шумового загрязнения города;
5. Увеличение пропускной способности улиц.

Описанные выше меры помогут сделать город безопасным и сохранить тысячи жизней. Отправьте ссылку на этот пост своему мэру или депутату. Было бы здорово, если бы депутаты беспокоились не об однополых браках, а о безопасности наших городов.

И будет здорово, если вы разместите ссылку у себя в соцсетях. Спасибо.

Всё самое свежее я теперь публикую в Телеграм-канале. Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать мои посты, подключитесь к Телеграм-боту

И не забывайте про Твиттер с Ютубом

… и ещё Инстаграм!
👍

promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 150
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад

Да это все давно известно
Недавно была в лондоне, там приличный трафик, но авто ездят граздо медленнее, чем у нас
И вообще, у европейцев в городах скорости гораздо ниже, чем у нас
И водитель успевает среагировать, и, в случае дтп у пешехода хоть шансы есть
Вне города пусть рассекают, а в городах давно уже надо скорости ограничивать, имхо.



Edited at 2017-08-18 16:32 (UTC)
Все это бессмысленно в отрыве от смены менталитета людей, в первую очередь - москвичей, для которых воспользоваться муниципальным транспортом - зачушкариться, а метро - "лоховоз".
А пока миллионы людей будут ездить по делам на машинах - улицы будут забиты, будут пробки, следовательно - превышение скорости там, где посвободнее, нарушение правил, встречка, выезд на непроезжаемый перекресток (я не выеду - вот та сука выедет, пусть лучше я, мне очень надо), проезд на красный свет и т.п.

Опять же, у нас ведь ничего нормально делать не умеют. Кладут лежачего полицейского под знаком "сорок" такого, что по нему и на 20ти ехать страшно. Результат - его бьет каждая проезжающая машина, и через год его уже нет.

А ямы? А идиотская организация светофоров?

В общем, проблема комплексная, хотя, в целом, Варламов абсолютно прав.
И снова очередная серия "В гостях у сказки". Вот так бы Варламов боролся за то чтобы в России соблюдались законы и чиновники не воровали, как он сражается за то чтобы чиновники получили возможность напилить новые охулиарды на переделке городов под вело-пидоров.
Да мы все это и так знаем. Я совсем не против двигаться 50 и даже 40 км/ч, но при условии что мое движение тоже будет организованно и с минимальными остановками, а пешеходы не будут выбегать на шестиполоску в неположенном месте. Сегодня большинство проблем именно в неправильно организации траффика и отдельных идиотах (и пешеходах тоже), а не превышениях. Поток вообще редко выше 60 движется. А дебилу хоть ставь ограничения, хоть не ставь, он или превысит, или выбежит в неположенном месте.
Хотелось бы увидеть такое в омске) но это видимо из области фантастики. И через 50 лет не дождаться. Чинуши наши и их детки любят в Европет гулять. А здесь можно и по тротуарам ездить, и на газоны авто ставить, парки вырубать, строить дох*я этажные коробки, расскрашенные в "веселые" цвета...свобода по-русски
А что мешает тебе уехать из своего замкадышного омска и переехать в Столицу? Только не говори, что финансовые трудности или про родные березки — обычные отговорки неудачника и бездельника.
Мой коментарий не совсем по теме, просто интересно как никчемный блог бывшего мента, удивительно каким образом державшийая в десятке топа, вдруг стал первым, опередил Варламова? Все таки у Ильи блог профессионала, хотя я часто не разделяю его взгляды на окружающий мир и как Илья его описывает, но считаю что по уровню профессианолизма ему в ЖЖ нет равных.
Подпишусь под каждым словом. Хотелось бы от Ильи комментарии получить.
Сынка пересадить на лошадь, благо в пращурах Буденный. Мару в Армению.
Всё хорошо и по делу, только про СО2 бред написан. Двигателю без разницы, пыхтеть на третьей или на пятой передаче, если обороты одинаковые, а вот в пересчёте на километр пути на третьей выхлопов будет больше.
Уважаемый Варламов! А когда вы прокомментируете статью
«О чем не сказал Варламов - градостроительные ошибки Хельсинки»
https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/ot_zhurnalista_o_chem_ne_skazal_varlamov_-_gradostroitelnye_oshibki_khelsinki/9776394
?
Это статья в финских СМИ.

Edited at 2017-08-18 17:04 (UTC)
Спасибо, всегда интересно сравнить несколько точек зрения.

Огромное количество ДТП в стране- это, конечно, большая проблема. Но ее не решить только строительством правильных улиц, успокоением трафика, итд. Я, как врач офтальмолог экстренной службы,  заметил еще одну беду-  огромное количество водителей не должны быть допущены к управлению по мед показаниям. Например, люди слепые на один глаз, при том что другой еле видит 2 строчки приезжают на машине, приезжают за рулем с настолько низким зрением, что я чуть не матом ору на них. Водят машину пьяными. Я провожу осмотр и чувствую запах алкоголя, при этом у человека в руках ключи от авто. Вывод напрашивается сам. И это не единичные случаи. Алкоголь, так вообще массовое явление. Внушению люди не поддаются, пробовал общаться с Гаи, они лишь разводят руками. Так что начинать надо все же с людей, а не дорог.

Странная логика "надо начинать с того то а не с этого". А одновременно нельзя? "Надо начинать с мира во всём мире, а не с мытья подъездов." Ну дичь же. Работа по улучшению дорожной инфраструктуры никак не мешает заниматься параллельно просвещением и воспитанием людей. Наоборот, помогает. Когда тебя среда побуждает вести себя прилично, это лучше работает чем только увещевания, наказания и матюки врачей.
Илья, а можно вот все статьи писать именно вот в таком стиле, без криков "мудаков забыли спросить" и прочего трэша? Есть вообще понимание, что розжиг только усиливает ненависть несогласных и выключает всякое желание задуматься над постом, который и так изначально отражает другую (по отношению к воинствующему автомобилисту, к примеру) точку зрения? А то мы тут удивляемся официальной стилистике а-ля "в глаза мне смотри", а сами-то?

Статья правильная и нужная. Хотя есть странные моменты в картинках, например у меня не сходятся "80% chance to live" и "5 of 10 pedestrians survive", в обоих случаях глагол "hit".

Edited at 2017-08-18 17:15 (UTC)
Это уж как копирайтер напишет и как директор одобрит. Варламов может и не знать про все те статьи, которые публикуют на этом сайте.
В Европе в целом в городах дороги уже, там даже и без знаков быстрее не поедешь. У нас будет тупо ехать 20км/ч по огромной широкой дороге. Надо перестраивать. В Европе знаки логичнее сделаны: в густнонаселенном районе 50км/ч, на улицах побольше уже и 70 можно ехать.
Чтобы разоблачить эту дешевую варламовскую пропаганду, достаточно присмотреться к цифрам, указанным в самом посте:
>погибли 20 308 человек... Среди жертв ДТП – 5931 пешеход и 391 велосипедист.
То есть 13986 погибших, или 70% - это не пешеходы или велосипедисты, а водители и пассажиры автомобилей. И гибнут они в основном вовсе не в городах, а на трассах. В России трассы между городами - это лютый п*ц. Поедьте в любую европейскую страну или в США или в Японию - там между городами проложены хайвеи по 3 ряда в каждуй сторону с разделительной полосой. А в России трассы - по одной полосе в каждую сторону, где нужно выезжать на встречку чтобы обогнать фуру или тошнота. Так что если вы хотите снизить смертность - нужно строить дороги.
Только не надо никаких наземных переходов и зебр. только надземные и подземные. у меня с 1995 года уже 8 человек знакомых погибло,переходя зебру на зеленый свет, водители обдолбанные или просто неадекватные гонят,ни на что не глядя. Были б подземные переходы у нас-все 8 остались бы жить.
Надо не пластиковое говно ставить, а так приподнимать асфальт, чтобы машина на скорости ломалась напрочь.
← назад