Путевые заметки. Двенадцатый день. Байконур.



Главной целью нашего автопробега было посещение космодрома "Байконур", где 28 апреля должен был состояться пуск ракеты. 23:15 по местному времени был осуществлен успешный пуск ракеты космического назначения «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-05М», который доставил на МКС около 2600 килограммов различных грузов. Сегодня первая часть рассказа про космодром, российских ГАИшников и , конечно, про пуск самой ракеты.



Новости пробега:
Путевые заметки. Первый и второй дни автопробега.
Путевые заметки. Третий день, как мы доехали до Узбекистана.
Путевые заметки. Четвертый день, Аральское море.
Путевые заметки. Пятый день, кладбище кораблей.
Путевые заметки. Седьмой день. Суровые узбекские гаишники.
Путевые заметки. Девятый день. Самарканд.
Путевые заметки. Десятый день. Обратно в Казахстан.
Путевые заметки. Одиннадцатый день. Трудная дорога на Байконур.

12 февраля 1955 года Совет Министров СССР принял Постановление о создании полигона по испытаниям межконтинентальных баллистических ракет и запуску искусственных спутников Земли. Но строительство началось месяцем раньше. Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Тюра-Там 12 января 1955. Строительство велось с невероятной быстротой. 5 мая 1957 специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе. Официальным днём рождения космодрома считается 2 июня 1955, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона.


Для дезориентирования вероятного противника были построены камуфляжные сооружения («ложный космодром») в Карагандинской области вблизи посёлка Байконур (каз. Байкоңыр). После старта космического корабля «Восток-1» (с Ю. А. Гагариным на борту) это название в открытой печати закрепилось и за настоящим космодромом — НИИП № 5.

Космодромом производится более 50 % годового количества запусков космических аппаратов России, а по суммарной массе выводимых полезных нагрузок — более 80 %, в том числе 100 % запусков на геостационарную орбиту.

Измерительный комплекс №5 "Сатурн", как нам рассказали давно не работает.


МИК-112 — это здание, которое было построено в 1966-67 годах для сборки советской ракеты для полета на Луну Н-1. Затем, в середине 70-х, оно было переоборудовано под программу «Энергия-Буран». Высота - 80 метров, площадь - 254х112 метров. После закрытия программы многоразовых полетов 112-й корпус подвергся варварскому разграблению: местные жители утащили из него все, что можно было оторвать от земли.

В 9.20 утра 12 мая 2002 года рухнувшая крыша завалила единственный поднимавшийся в космос советский корабль многоразового использования "Буран", его ракету-носитель "Энергия" и восемь человек. Причиной обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре могли стать десятки тонн скопившейся на ней воды и несколько тонн поднятых туда стройматериалов. Восстановление здания не планируется.


На горизонте видны пусковые установки. Всего на Байконуре 9 типов стартовых комплексов в составе 15 пусковых установок для запусков ракет-носителей;


Раньше на территории космодрома было несколько гостиниц, жилые дома, сейчас все разрушено.


На въезде на космодром стоит пост ДПС. Бдительные российские ГАИшники остановили нас за не включенные фары. Сотрудник ДПС оказался из Москвы, долго расспрашивал о нашей поездке, составил протокол и выписал предупреждение.


Работники космодрома могут ездить на работу на своих личных авто или на автобусах, но большинство предпочитает поезд. В центре города есть ж/д станция "Городская". Отсюда жители города отправляются на работу на полигон за 30-90 км. Возят их бесплатные местные поезда, называемые "мотовозами". Состоят они из купейных и межобластных вагонов производства Аммендорф (ГДР). Дорога на работу занимает 1-3 часа, в зависимости от удаления площадки, все из-за того, что скорость поезда всего 37 км в час.


Все вагоны подписаны, чтобы не перепутать поезд. Проводники знают всех пассажиров в лицо, но все равно строго проверяют документы.


Машинист мотовоза любезно провел нам экскурсию.


А это - самая общительная и веселая проводница Жанна. Ее зарплата всего 7000 рублей, но работа ей нравится.
Жанна посоветовала нам прокатиться на мотовозе после запуска.
- Вы что, не знаете? Они же всегда отмечают запуск!
- Как?
- У них есть металлические рюмочки, поезд на станции стоит час, за это время в купе накрывают столы, выпивают. За собой все убирают, ведут себя очень прилично.
- А что пьют?
- В основном спирт. Не знаю, откуда они его берут, проносить ничего на старт нельзя, с этим очень строго. Но, как говорится, на старте есть два вида спирта: тот, которым моют ракету, и тот, который они пьют.


На космодроме мы посетили музей. Его обязательно посещают все космонавты. В музее есть фотография, на которой многие годы космонавты оставляли свой автограф перед полетом. Когда закончилось место, и фотографию решили спрятать под стекло, оказалось, что многие автографы принадлежали на космонавтам, а случайным посетителям. Их замазали. Подробнее про музей можно посмотреть здесь: http://www.buran-energia.com/blog/baikonur-cosmodrome-museum/.

Во дворе музея стоит орбитальный корабль "Буран". К моменту закрытия программы (начало 1990-х годов) было построено или велось строительство пяти лётных экземпляров корабля «Буран». По одной версии в музее стоит изделие 1.02 «Буря» — он должен был совершить второй полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир». Корабль является собственностью Казахстана. По другой версии в музее стоит макет, на это указывает обшивка из пенопласта.


Кстати, специально для проекта Буран был построен второй аэродром на территории космодрома - "Юбилейный".


Площадка №1, "Гагаринский старт". Здесь уже стоит подлготовленая ракета (ее привозят на старт за сутки). Площадка №1 — старейшее на Байконуре стартовое сооружение, его проектирование и создание были выполнены в минимальные сроки. После полета в космос Юрия Гагарина эта позиция получила название "Гагаринский старт". С этой площадки совершенно больше всего пусков - более 600.




Но вернемся в город. Въехать в него можно только через КПП. Все машины на Байконуре относятся к 94 региону - это территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Департаментом режимных объектов МВД России. В городе нас встречал УАЗик сопровождения. Из машины вышла приветливая женщина Ольга Вячеславовна. У неё был волшебный пропуск-вездеход, по нему мы проехали КПП без очереди, которая обычно здесь 10-12 машин, и досмотра.

На Байконуре действует законодательство РФ. Они голосуют на выборах как Одинцовский район Московской области. В магазинах принимают рубли. Бензин стоит примерно как в Москве, получается, что на тенге заправляться в Казахстане выгоднее, разница 2-3 рубля/литр.

Как и во всей России на Байконуре процветает воровство знаменитой картинки с елочкой. Кто не в курсе, советую прочитать этот пост.


Вот такие надписи еще можно встретить на старых витринах магазинов. Небольшая прогулка по городу будет завтра вечером.


На космодром мы вернулись уже ночью. Был сильный ветер, погода портилась, начинался небольшой дождь. Мы переживали, что из-за погоды могут отменить пуск, но, как нам сказали, такого еще не было, пуски происходят при любой погоде.


Для посетителей космодрома есть два площадки для наблюдения пуска: наблюдательный пункт для ВИП гостей и вертолетная площадка неподалеку, обе они расположены примерно в километре от ракеты.


Вот так выглядит ракета в объектив 400мм. Основной проблемой для нас было определиться с настройками для съемки, если интересно, мы подготовим отдельный пост про то, как снимать ночной запуск ракеты.


На вертолетную площадку начали прибывать автобусы со зрителями, они пытались снять ракету на свои мыльницы со вспышкой. Мы стояли на краю площадки со штативами, но скоро одна из женщин перегородила вид. Она стала ругаться, что хочет смотреть именно от сюда и заслоняла нашу камеру. Ее главным аргументом было то, что она приехала из Москвы. Вскоре выяснилось, что приехала она не из Москвы, а из Королева, ее прогнали назад.

Примерно за 20 минут до пуска отходят мачты. Сначала мы увидели, как отошла заправочная мачта, потом отошла мачта питанипя. Ракета осталась стоять на опорной конструкции. В момент когда отходят мачты опорная конструкция удерживается только системами противовесов, что позволяет ракете сохранять вертикальное положение.


Старт я наблюдал через видоискатель, это почти как по телевизору, наверное поэтому он не произвел на меня впечатления.


Ракета выходит на орбиту на 501 секунде.


После пуска мы поехали к месту старта, которое уже открыли для доступа. Там уже дежурил пожарный расчет. после запуска, из-за того, что конструкции старта раскалены, возможны возгорания.


Во время старта все службы старта дежурят в бункере в 100 метрах от старта. Если запуск пилотируемый, то их основная задача отслеживать момент старта. Два специалиста, находятся в разных местах и в случае аварии ракеты носителя включают систему спасения экипажа. Такой случай был в 80-х годах - ракета загорелась и не ушла со старта. Модуль с космонавтами был отстрелен и на парашютах приземлился в безопасном месте.


Справа - поезд заправщик.


А на этой платформе ракету доставляют к старту.


К 2009 году российские военные покинули космодром Байконур и он передан Роскосмосу. Осталось лишь несколько малочисленных войсковых частей, оказывающих содействие в запусках спутников оборонного назначения. Россия считает для себя перспективным перенос пилотируемых пусков на новый российский космодром «Восточный» в Амурской области (после 2018 года). Таким образом, в 2020—2040 годах с Байконура будут запускаться автоматические космические аппараты (на ракетах-носителях «Союз-2», «Зенит», «Байтерек»).

Казахстан в настоящее время прорабатывает вопросы самостоятельной эксплуатации Байконура после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома Байконур Российской Федерацией (на период после 2050 года).


Завтра мы продолжим рассказ про Байконур, не пропустите!

Про подготовке поста использованы материалы:
http://www.wikimapia.org
http://ru.wikipedia.org

Посмотрите заметки Дмитрия - http://chistoprudov.livejournal.com/38238.html

Спонсоры нашего путешествия: «Suzuki», сайт «Турбина», «Adidas», «Oblako», «Фотоагентство 28-300», «Suunto», «Официальный дилер Suzuki "Сим"» и «Russia Today».
На моей страничке на Турбине можно найти фотографии нашего путешествия не вошедшие в отчеты.
Путевые заметки на английском можно читать на RT.com.



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 151
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
Классный репортаж! Спс!

Порадовали очепятки: "снять карету на", "джежурил" и др. )))
nrНовый
буквально только что он благополучно доехал до Москвы )
На неделе поедим в сервис смотреть, что с ним стало, с виду 9000 км бездорожья пошли ему только на пользу!
Как-то у Вас был пост из серии что-бы Вы хотели снять в эту минуту , я бы выбрал СТАРТ . Спасибо , очень интересно .
Фото запуска - супер! Особенно момент непосредственно старта. Проводница жжет) Про МИК-112 не знал, спасибо, что просветили. "снять карету" тоже улыбнуло)
"Родным" ДПС-никам обрадовались? ))
отдельный пост про то, как
"отдельный пост про то, как снимать ночной запуск ракеты" это же будет несказанно интересно! и еще есть несколько технических вопросов — можно сюда, или лучше в личку?
Re: отдельный пост про то, как
исо поменьше, выдержка и дырка побольше =) и штатив. и задержка спуска или дистанционный спуск. =)

Но мало ли.. наверное есть интересные подробности =))
Классный репортаж =) Вот только очепяток много =) Это единственный минусишко =)
← назад