Навигация в метро



Сегодня хотел обратить ваше внимание на навигацию в московском метро метро. Ежедневно подземкой пользуются миллионы людей и очень важно, чтобы все работало как часы. Навигация должна быть такой, чтобы у вас не возникало вопросов, "а куда дальше идти". Не должно быть людей, которые стоят, задрав голову, и пытаются понять, куда им идти. На принятие решения, "куда идти", "на какую платформу переходить", "в какую сторону выходить", должно уходить не больше секунды. Сейчас у нас начали думать над тем, какой должна быть навигацию. Я сделал небольшую подборку, на мой взгляд, интересных решений, которые можно было бы использовать при разработке новой навигации у нас.



Перед тем как поговорить о навигации, давайте вспомним, как она устроена в нашем метро сейчас.

Допустим, в Щукино человек попадает на метро... его встречает достаточно загадочная навигация. Понять, в какую сторону выходить невозможно. Куда какой трамвай идет не ясно. На станции нет ни одной карты района.


Обычный вестибюль обычной станции метро... В нем нет карты района, в нем невозможно узнать какие и как ходят тут трамваи. Тут совсем нет информации, какая помогла бы ориентироваться в районе. Ее нет даже на русском, не говоря уже об английском. А ведь большинство приезжающих в район людей "телепортируется" в него именно на метро. Схема линий висит за решетками наверху, пользоваться ей невозможно.


Еще одна схема линий висит на информационном столбе. Висит она так, чтобы доставить максимум боли и страданий пассажирам. Подойти к ней можно только пройдя через турникеты. Зато в вестибюле нашлось много места для огромных рекламных плакатов. Это, конечно, важнее.


Можно сказать, что нормальной навигации в московском метро нет. Теперь давайте посмотрим, что можно с этим сделать.

Начнем со входа на станцию. Вот пример из Нью-Йорка. Здесь сразу видно, на какую линию и станции можно попасть.


Вот вход в метро на Манхеттене. У нас сейчас, чтобы понять, где какая линия, какие пересадки есть с этой станции, нужно как минимум спуститься в вестибюль. В Нью-Йорке все сразу ясно еще на улице.


А это вход в метро Филадельфии - синяя ветка, в нее вход покрашен синим.


В навигации надо увеличивать акцент на линии. У нас переходы на "Театральную", вместо того чтобы на линию "2". Это очень усложняет навигацию в глобальном плане, потому что человек сперва выбирает линии, а потом уже на них выбирает станции. Сейчас же он вынужден помнить, какие станции на каких линиях


Интересное решение в метро Гонконга по обозначению выходов и станций. Там стандартные схемы дополняют фотографиями. Слева схема выходов и сразу картинки, где, что находится.


Очень удобно, когда схема висит сразу при спуске на станцию. Слева обозначено, куда идут поезда с какой платформы. У нас сейчас просто идет перечисление станций, что очень неудобно.


Обозначение выходов из метро в Гонконге. Каждый выход обозначен буквой. Это очень удобно можно использовать для прокладки маршрута. У нас сейчас говорят "выходите из первого вагона в центр, вверх по лестнице, налево, а там первый выход направо". Гораздо проще говорить: "Вам нужен выход "Б". Дополнительного выходы обозначены фотографиями. Я был в десятке метрополитенов и такая система мне кажется самой удобной. Это Гонконг.


Вот навигация в нашем метро. Попробуйте разобраться, куда вам надо выходить, если вы тут в первый раз. Несмотря на то, что я живу в Москве, постоянно путаюсь в выходах из перехода. Представляю, какие проблемы у приезжих и иностранцев.


Навигация в Филадельфии. Хорошее решение сразу обозначать цвета линий. Они хорошо видны и сразу понятно, куда идти.


В Лиссабоне дополнительно линии маркируются картинками.


А в Мехико у каждой станции есть пиктограмма.


Здесь это актуально, так как много неграмотных людей. У нас, такое решение смысла не имеет, но все равно интересный пример ;)


Голосовые объясления надо урезать и делать лаконичными. Например, то что двери закрываются, во всем мире - это звуковой сигнал. Хорошо знакомый понятный всем. У нас это "осторожно, двери закрываются". Лишняя информация, от которой можно избавиться.

В Москве не используется очень важный ресурс пространства на станциях - их пол. А на нем много чего можно сделать. На полу можно рисовать направления к переходам, такие стрелки по ходу движения пассажиров гораздо удобнее подвесных указателей. Аналогично можно указывать направления "в центр" и "от центра" - на периферии, чтобы человек, спускаясь на станцию, сразу знал, куда ему идти. Вот, как это реализовано в Шанхае.


10. А вот метро Сингапура.


11. Очень важно обозначить места открывания дверей.


12. Это поможет людям правильно выстраиваться, ожидая поезда, что ускорит высадку пассажиров. Отдельно обозначают зону для выхода пассажиров, чтобы там не стояли люди. На фото Сингапур.


13. На платформе можно сразу обозначать номер вагона. Это полезно, для пассажиров, кто оптимально планирует свой маршрут. Например, Яндекс-метро при построении маршрута сразу советует, в какой вагон лучше садиться. А вот как без указателя найти нужный вагон на станции непонятно. Пример их Гонконга.


На станциях нужны нормальные информационные щиты, на которых будет подробная карта и схема метро. Сейчас, чтобы посмотреть карту, нужно подниматься в вестибюль. Вообще схемы метро крайне не хватает на платформах. Вот пример из Берлинского метро:


Варианты размещения схемы на станциях.


Раз уж заговорили о схемах, в вагонах ее можно вешать на потолок.


Информационный щит с указанием выходов в Берлине.




Отдельно надо уделить внимание электронным маршрутоуказателям в вагонах поездов. В любом городе мира висит световая полоска, на которой пишут следующую станцию, это надо, в частности, для глухих граждан, да и остальным полезно будет. У нас троллейбусы старые этими полосками доукомплектовывают, а вот поезда метро осилить не могут. При том что цена полосок двух на вагон будет тысяч 10 рублей всего.


И, конечно, вся навигация на транспорте должна быть единой.

В комментах кидайте удачные примеры навигации на транспорте. Все советы и предложения мы соберем и передадим в Дептранс.

Спасибо mymaster за помощь в подготовке поста.

---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:


Советую также подписаться на мои странички в:
 Фэйсбук
 ВКонтактик
 Основной Твиттер
 Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Я в других социальных сетях
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 150
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
Даже схемы и те часто затерты так, что и разобрать невозможно.
Неужели трудно сделать их нестираемыми, или менять чаще...
Блин, почему в нормальных странах и нормальных городах есть нормальная навигация, а в барнаульском метро ерунда какая-то... схема нарисованная на коленке http://barnaul-metro.ru/passazhiram/sxema-metro/, а о указателях даже и мечтать не приходится.
На белорусской кольцевой списки станций не висят. Каждый раз несколько минут теряешь чтобы понять в какую сторону ехать.
На многих станциях указатели бывает дальтоник какой-то рисует, цвета сильно путает.
А в городе уже настоящая жопа. Вчера на юго-западной пытался найти где на 374 маршрутку сесть, угробил больше часа, потом терпение лопнуло, обратно уехал..
Я не знаю насчет схем навигации и прочего - допускаю, что в Москве все это менее развито, чем в других городах и странах. Но могу сказать одно. Такого удобного по своему, скажем так, базовому устройству метро, как в Москве, я ни в одном другом городе не видел. В том-то и дело, что во всяких Нью-Йорках и Берлинах перед тем, чтобы куда-то доехать, надо долго изучать схему. А в Москве просто заходишь - и едешь куда тебе надо.
Если что, я не москвич и в Москве бываю редко.
Кстати отличие Москвы от Петербурга: в Москве объявление следующей станции совпадает в закрытием дверей, и потому голос диктора часто НЕ слышно. А в Петербурге сначала объявляют, потом закрывают.
Однозначно да. Может далеко от идеала, но с точки зрения приезжего вообще (моей, например) и особенно иностранцев (мне кажется) там ориентироваться проще.
Странно, что нет примеров из лондонского метро, его навигация очень интуитивно понятная. А вот в берлинском со всей его навигацией все равно огромные очереди к информационным стендам.
Лондонское далеко не фонтан. А переходы между станциями и выходы - кошмар полный и окончательный.
Кстати, интересно, что в метро Новосибирска с такими же стандартными российскими поездами места открытия дверей размечены:

Номера вагонов - это мегазачёт. Будет очень круто, если у нас такое сделают.
справедливости ради надо сказать, что в Берлине схема транспорта очень запутанная - одних линий с-бана там миллион. все довольно мелкое и шрифт маленький. так что там тоже, в первые дни, пока не поймешь систему, приходится попотеть
Приехав в Берлине на U55 на Хауптбанхоф первый раз без всяких проблем нашел как перейти на нужную линию S-bahn, потратив на переход 3 минуты. Так что в Берлине с этим все ок.
Навигация на полу мне кажется самое лучшее решение. Тем кто плохо видит очень будет удобно смотреть на пол, чем задирать голову и щуриться.

Edited at 2013-02-06 07:54 (UTC)
Вот только, когда в час пик зажмут внутри вагона, между рядов сидений, тогда не до шуток будет, а схема выручит в этой ситуации.
Очень правильное предложение про буквенную нумерацию выходов в город из переходов. Постоянно тупишь, если имеется больше чем два выхода. Нумерация вагонов на платформе, также отличное решение! Ну и стрелки на полу тоже необходимы.
Есть станции, при выходе с перехода на нее, нет никакой информации. Чтобы понять куда тебе ехать, нужно подойти непосредственно на платформу и читать информацию на стене напротив. Стрелки в этом случае вообще классное решение.
меня всегда смущает уверенность некоторых людей, что им-де надо обязательно добраться в какой-нибудь пункт N. почему они так решили? мне вот кажется, что им следует пройти нах
Хороший пост, Илья, давно ждал. Вообще с навигацией в метро полный капут. Особенно раздражает разность оформления навигации в метро - но новых линиях новые таблички и указатели, на старых - старые. Почему нельзя все переделать разом? И также убивает схема линии на станции с указанием пересадок. Почему-то написано всё наоборот.. Типа Бульвар Дм. Донского сверху, а Алтуфьево снизу..
построили новую станцию заказали новые таблички
стоит старая станция у неё старая табличка в чём проблема?