Токийский трамвай



На сегодняшний день в Токио функционирует всего лишь одна трамвайная линия — Аракава. Это все, что осталось от некогда основного вида городского транспорта. Трамвай появился в Токио чуть более века назад — в 1903 году, когда электричество пришло на смену лошадям. Конная железная дорога в Японии появилась еще в 1882 году, была достаточно развита и простиралась по всей стране – от Окинавы до Хоккайдо. И даже после появления трамвая во многих префектурах она продолжала функционировать еще достаточно долго. Например, на Хоккайдо конная ж/д просуществовала аж до 1955 года. В Токио же электричество сразу вытеснило лошадок и уже с 1904 года в городе действовали три трамвайные линии, правда все они принадлежали разным компаниям.

Нетрудно догадаться, что это приносило немало неудобств – не всегда удобное расписание для пересадки на другую линию, да еще и снова платить за билет. В общем, недовольных горожан было много. А тут еще и русско-японская война, увеличение налогов и, соответственно, стоимости проезда. В конце концов, терпение токийцев лопнуло, и недовольные горожане вышли на улицу громить трамваи и нападать на их служащих.

В результате, в 1906 году три трамвайные компании было решено объединить в одну, а еще через пять лет компанию выкупил муниципалитет. На тот момент уже функционировали 138 км путей, перевозивших более миллиона пассажиров в день. Так, трамвай официально стал первым городским общественным транспортом и линии стали разрастаться по всему Токио. Тем не менее, новые трудности не заставили себя ждать. Как только трамвайное бюро преодолело финансовые трудности, случилось Великое землетрясение в Канто (1923), повлекшее за собой большой пожар, и уничтожившее добрую половину Токио, включая мосты и дороги. Огромными усилиями трамвайные линии удалось восстановить и, казалось бы, жизнь и трамвайное движение наладились, но тут началась война. К тому же, после землетрясения в Токио появился и главный конкурент трамвая – городской автобус.

Золотой век токийского трамвая пришелся на послевоенные годы, когда Япония активно восстанавливалась и перестраивалась. Трамвайные линии, как важная часть городской инфраструктуры, были полностью восстановлены всего за 5 лет.

В свои лучшие годы токийская трамвайная сеть насчитывала 41 маршрут с общей протяженностью линий в 213 км и пассажиропотоком в 1,5 млн человек в день, однако по мере роста количества автомобилей и плотной застройки города трамвай стал уступать в эффективности автобусам и метро. Всего за пять лет с 1967 по 1972 год было ликвидировано 181 км трамвайных путей.


Схема трамвайных путей (1961)

Традиционно, не обошлось без прощальных церемоний и трогательных благодарственных плакатов, адресованных трамваю. Фото сделаны в 1967 году в Гиндзе. Токийцы вышли попрощаться с трамваем.




"Спасибо за верную службу, уважаемый трамвай!"


Надпись на здании SONY : «Прощай, трамвай»


Действующая сегодня линия Аракава тоже рисковала быть закрытой, но по настоянию жителей города ее сохранили, передав в управление Токийскому транспортному бюро в 1974 году. Сейчас протяженность линий составляет 12,5 км, которые трамвай проходит за 50 минут с 30-ю остановками. Самые старые участки путей были построены еще в 1913 году.



Примечательно то, что ширина колеи трамвайных путей в Токио не изменилась со времен конной ж/д – 1372 мм. Есть и несколько частных ж/д линий, которые удобства ради также были выложены с такой шириной. Помимо Токио ширина колеи в 1372мм встречается только в японском городе Хакодатэ и больше нигде в мире. Линии JR (Japan Railways) за редкими исключениями имеют вполне стандартную ширину колеи в 1435 или 1067 мм.


Празднование 100-летия общественного транспорта Японии. Токио, 2011.

Трамвай – не только локальный транспорт, но и дань прошлому, попытка сохранить атмосферу старого Токио. Это такой аттракцион, медленно уносящий путешественника на задворки Токио, так не похожие на современные бизнес или развлекательные районы.



Местами трамвай проходит буквально в паре сантиметров от домов и заборов, давай шанс заглянуть одним глазком в дома и жизни простых токийцев. В основном, в подобных старых кварталах живут люди старшего поколения, с еще традиционным японским укладом жизни. Трамвай также проходит через парки и старое кладбище, улицы с маленькими семейными магазинчиками и мастерскими.



Билет на трамвай стоит всего 160 иен (1,6$), независимо от расстояния.


Так как трамвай популярен среди путешественников, для тех, кто хочет выйти и пройтись вокруг станций, есть безлимитный проездной на день за 400 иен.



Чтобы сохранить ностальгическую атмосферу, в Токио не запускают никаких сверхсовременных моделей вагонов. Самые старые модели остались неизменными еще с 1954 года, да и новые (последняя - 2009 г.) остаются в соответствующем стиле. Есть и парочка ретро-трамваев. На одной из станций есть небольшой парк с “площадью воспоминаний”, уставленный уже отслужившими вагончиками.

Хотя во внешнем виде трамваев и станций стараются сохранить шарм прошлого , и станции и сами трамваи оборудованы по всем новейшим японским стандартам, как и любой другой общественный транспорт. Туалеты, указатели, информационные щиты, навигация для людей с ограниченными возможностями, пандусы для въезда в вагон на инвалидном кресле и т.д. На трамвайных линиях также действуют универсальные магнитные карты, что делает удобным пересадки с автобуса или метро.



Рентабельность трамвая не слишком уж высока, но ее пытаются поддерживать, устраивая практически еженедельные развлекательные мероприятия и фестивали. Также популярны всевозможные трамвае-сувениры, будь то сладости в виде вагонов или миниатюрные модели. Хоть трамвай сам по себе является достаточно экологичным видом транспорта, предела совершенству нет. Муниципальное транспортное управление занимается озеленением участок вдоль (и между) трамвайных путей, что не только полезно, но и очень приятно с эстетической стороны.

Интерьер токийского трамвая:




Как и в другом общественном транспорте, разговаривать по мобильному в трамвае не принято.


Большинство линии токийского трамвая полностью обособлено


Через перекрестки установлены шлагбаумы, которые бьют по головам не слишком расторопных местных жителей, желающих проскочить в последнюю секунду перед трамваем!


Не все трамваи в Японии призваны вызывать ностальгию. Во многих городах ходят современные трамваи, с вполне футуристичным дизайном.

Саппоро




Тояма




Хиросима


Больше спасибо Мари Хуноян за помощь в подготовке этого поста. На этом посты из Японии заканчиваются ) Спасибо за внимание!

Посты по теме:
Японское железнодорожное чудо "Синкансен"


Токийский метрополитен


Исторический трамвай в Сан-Франциско


Парижский трамвай


Трамвай в Лионе


Прогулка по старой Москве на трамвае!


Личный автомобиль в Японии


Японский велосипед


Японский мусор


Японская мода


Япония, детали


---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:


Советую также подписаться на мои странички в:
 Фэйсбук
 ВКонтактик
 Основной Твиттер
 Спам Твиттер 
343603Одноклассники

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 149
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
Интересно было бы почитать пост про город, в котором был трамвай, а теперь его нет и как используется инфраструктура после него, а также какой транспорт его заменяет. Например, Ногинск, ещё несколько лет назад там ходил трамвай, он был там один - номер 1.
В Челябинске остатки путей где его убрали так и лежат мертвым грузом. Приходится скакать через них машинам.
У нас тоже стараются сохранить атмосферу. поэтому и ездят эти железные гробы.
В Японии живет около 127 миллионов человек, думаю можно будет больше постов о Японии сделать в будущем
Как? Японии больше не будет? :( Даже никаких неотсортированных фотографий бонусом?
Насколько я понимаю, просьба выключить телефон около 'priority seat' (как у нас для инвалидов и пассажиров с детьми, полагаю), не от того, что разговаривать нельзя, а потому что рядом могут быть люди с кардиостимуляторами и прочей электроникой внутри.
Троллейбусы бывают удобнее трамваев, считаю что города должны развивать и троллейбус и трамвай а не только что то одно
...Еду, значит, в трамвае во городу Мацуяма. И входит, значит, старичок. Может быть, бомж (в Японии есть), а может быть, старый маразматик, переставший следить за собой, - от него ПАХНЕТ. Просто чудовищно ВОНЯЕТ. Непередаваемо.

И он садится на места для престарелых и инвалидов. Как раз одно свободное место. Ну, думаю, сейчас его выпрут... Но нет. Все прикрывают носы. Но никто даже не отсаживается. Кроме меня, я отсел. И весь вагон посмотрел на меня ОСУЖДАЮЩЕ! Ничего несказал, впрочем: гайдзин, что с него возьмёшь.

За две остановки до конечной ароматный тсричок сошёл. Водитель трамвая, как тут у них принято, выскочил из кабины и поклонился: аригато, мол, годзаимас. Старичок кинуцл в кассу плату за проезд и вышел, а трамвай покатил дальше. Водитель только на светофоре открыл двери - проветрить салон :)

Никак не комментирую, потому что не знаю как. Только если представить, что жутко вонючий старикашка влез в трамвай или автобус у нас, да ещё и уселся... И никто бы не отодвинулся? и никто бы ничего не сказал? И водитель вышел бы и поклонился (ну, это он всем пассажирам, но)
ты говоришь так, словно отодвинуться от воняющего человека - это плохо
А бывает ещё и такой японский трамвай:




У него из трубы идёт дым, уж не знаю - чисто для красоты или там правда паровичок :)

Такой трамвайчик - ходячий, ну то есть ездячий памятник роману Нацумэ Сосэки "Боччан" ("Мальчуган") - хороший, кстати, роман, рекомендую. О жизни в провинциальном городишке, каким была Мацуяма вскоре после русско-японской войны.

Герой (собственно, сам автор) приезжает в Мацуяму и садится в местный поезд, выполнявший роль городского транспорта:

"Вокзал я нашел быстро. Билет купил легко. Сел в поезд и огляделся: вагон – как спичечная коробка. Поезд, громыхая, шел минут пять, и я был на месте. «Не удивительно, что билет так дешево стоит, – подумал я. – Всего только три сэны».

(Нацуме Сосеки, "Мальчуган")


Такой "паровозик" по имени "Боччан Рёсся" в Мацуяме один, остальные трамваи более обычные:



Прикольно! Япония всегда была самая передовая страна) Автор, спасибо!
...на фото после слов "Самые старые участки путей были построены еще в 1913 году" - очень характерное место, остановка "Одзи-экимаэ" (т.е. ""Около станции Одзи", имеется в виду ж/д станция). Неужто там не погуляли? Интереснейшее место" Во-первых, очень красивая набережная реки - прибрежный парк Отохаси-Синсуи-коэн. Во-вторых, водопады! Там тенистый парк Нанусинотаки-коэн, и эти водопады изображал на знаменитых "Видах Эдо" сам Хиросигэ. В-третьих, симпатичный парк Асукаяма-коэн с очень любопытным музеем бумаги; кстати, в парке выставлен для детей старый трамвай (и старый паровоз). В Токио есть ещё пара трамваев-памятников - в детском парке на Аракаве, и в Музее архитектуры Эдо - Токио (этот в Большом Токио, но не в центре, а на западе, около станции Митака).

А ещё в парке Асукаяма находится самый, вероятно, короткий в мире монорельсовый фуникулёр :)


Трамвай на детской площадке


Мини-монорельс


Красивая набережная (Отохаси-Синсуи-коэн)


Водопад в парке Нанусинотаки-коэн
← назад