Жизнь в большом городе без личного автомобиля



Можно ли жить в большом городе без личного автомобиля? В России это сложно представить. Люди вообще даже не допускают мысли, что кто-то может ограничить их комфорт передвижения на автомобиле по городу. Посмотрите любой пост про платные парковки. Обязательно найдется куча автомобилистов, которые считают, что им к машине прилагается кусок земли в центре города или прямо около подъезда, где они должны ставить свою машину. Интересно, как автомобилисты выживают в других городах?

Я попросил своего друга Костю moscowlondon написать, как там в у них в Лондоне обстоят дела с парковкой? Как выживают лондонские автомобилисты? Далее текст Кости, а фото мои:

"Варламов меня уже несколько месяцев терроризирует и всеми правдами и неправдами просит написать о том, как обстоят дела в Лондоне с машинами и парковками. А я каждый день обещаю дописать и искренне верю, что допишу. Когда обещаю. Но сегодня уже не отнекаться, поэтому пишу как есть. О машинах и парковках.

Машина в Лондоне - это скорее исключение, чем правило
Начнем с того, что Лондон - это скорее красный двухэтажный автобус, подземка и черный кэб, чем личный автомобиль.

В сторону центра подавляющее большинство лондонцев едет не на машине, а на общественном транспорте. Машины исчезают с улиц Нерезинового уже лет 20.

Я в посте про метро сказал такое - многие не поверили. Поэтому в этот раз не поленился и нашел официальную статистику. Смотрите, в 2012 году в Лондоне у 45% домохозяйств не было автомобиля. Лондон - это единственный регион в Великобритании, где количество автомобилей снижается, а не растет.

Я на себе это прекрасно заметил. За 8 лет жизни в Лондоне я абсолютно охладел к машинам. Когда жил в Москве - мог с закрытыми глазами отличить все марки автомобилей, знал примерные цены на разные комплектации всяких BMW, думал, мечтал, прикидывал, знал, какая у меня будет машина, когда я буду зарабатывать Х или Y миллионов. В Лондоне отпустило. К автомобилям равнодушен стал абсолютно.

На машинах тут ездят семьи - раскидывают детей по школам и детским садам. Причем опять же - скорее те, у кого двое детей и больше. Молодежь и просто те, у кого нет необходимости переводить большое количество грузов по разным точками города - едут на велосипедах или общественном транспорте.

На машинах если и ездят, то в основном в пределах своего района. Если надо ехать в центр, то даже если есть машина, то скорее всего люди предпочтут общественный транспорт.

И это при том, что подержанные машины стоят в 2-4 раза дешевле, чем в России.





Объяснение тут одно - ездить на машине очень дорого и не очень удобно. Дорого не потому что машина дорогая, а потому что страховка стоит больших денег, бензин в два раза дороже, чем в Росси, за въезд в центр вам придется заплатить £11.50, то есть примерно 670 рублей по современному курсу. А дальше еще надо припарковаться.

Сколько стоит парковка в Лондоне?
Простой ответ на этот вопрос - по-разному. Тут очень много составляющих - район, популярность места, время суток и проч. В любом случае это будет недешево. Гораздо дороже, чем в Москве.



Давайте покажу порядок цен и пару примеров. Само собой, есть миллион исключений, но в общем и целом - в центре парковка на улице будет стоить от £2.4 до £4.4 в час (то есть от 140 до 260 рублей в час). Кто любит покопаться в тонкостях - подробности тут. Еще в качестве бонус трека иногда надо поездить вокруг, чтобы найти парковочное место. А еще больше 4 часов в одном месте чаще всего стоять нельзя - выпишут штраф.

Вот цена за парковку в центре - 23 рубля за 5 минут (276 рулей в час!). Стоять можно не более 2-х часов!


Крытая парковка с разной степенью охраны - от 5 до 15 фунтов в час (300-900 рублей в час). В спальных районах - 2-3 фунта в час (120-180 рублей в час). На специальном сайте можете посмотреть конкретные примеры - там карта центрального Лондона с указанием парковок.

Оплачивается все легко и просто - либо закидываете деньги в автомат и получаете специальную бумажку, которую вешаете на окно. Либо платите по телефону, указывая номер автомобиля.

Бывают ли исключения?
Да - ночью можно парковаться бесплатно :)



В большинстве районов центра деньги за парковку берут с 8.30 до 18.30. Где много театров и ресторанов - там в субботу тоже платно. Воскресенья обычно бесплатные.

А у дома-то бесплатно?
По-разному :) Начнем с того, что совсем не факт, что у вас получится припарковаться возле дома. Парковки вообще может не быть. Современные комплексы строят из расчета на то, что ни у кого нет автомобилей (car free housing так называемый).

В бедных районах можно встретить типичную для России картину - все тротуары запаркованы.




Иногда парковка есть в подвалах зданий, но она стоит дополнительные 50-100 фунтов в месяц.

Иногда можно забиться в узкий проход между зданиями.


Как и в России, если в Лондоне кого-то закрываешь, оставляют телефон


Но это большая редкость.



На улице в большинстве случаев нужен Resident’s Permit, то есть то, что говорит о том, что вы не просто так приехали, а вы тут живете. Обычно такие на год покупают и стоимость сильно зависит от района и автомобиля. Вот, например, расценки в Излингтоне, где я живу (это вторая зона).

islington parking

1 фунт сейчас для простоты = 60 рублей.

И как люди относятся к тому, что нельзя припарковаться бесплатно?
Нормально. Британия - это нация землевладельцев. Эти люди столетиями покупают и продают землю и ценят ее. Они точно помнят, когда покупают кусок земли. И точно знают, что вместе с автомобилем никто не продает 6-10 квадратных метров земли в любой части Лондона.



Парковка в Лондоне уже много десятилетий стоит больших денег.

Можно ли избежать оплату парковки в Лондоне?
Можно, но по-хорошему игра не стоит свеч. Попробовать можно, но шанс, что вас поймают за хвост и потом не отвертитесь - очень большой. И платить придется дорого. Проще 100 раз заплатить.

Обойти систему сложно, потому что за соблюдением правил следят люди. Люди, чья зарплата напрямую зависит от того, сколько штрафов они навыписывают.



Сейчас есть возможность заплатить смской. Самые хитрожадные могут сидеть в кафе или офисе рядом с машиной и платить за парковку, если на горизонте появляется парковщик. Но они тоже не дураки. Будут сидеть в западне и оштрафуют вас так, что вы сами не поймете, как это случилось. И в суде потом доказать ничего не сможете. Большинство играет в кошки мышки с парковщиками до первого штрафа.



Законопослушность в целом зашкаливает, но все равно штрафуют и делают на этом большие деньги. Центральный район Westminster извесен своим жестоким отношением к нарушениям. В прошлом году только в этом районе насобирали штрафов на 24 миллиона фунтов. Сами понимаете, деньги для бюджета не лишние.

Штраф 80 фунтов, если оплатил сразу - скидка 50%


И как вы там живете?
Да отлично живем. Правила всем ясны. Хочешь ездить на машине - плати.

Зато улицы свободные и пробок нет. Хоть город и строился в средние века. Улочки кривые и узенькие, а пробок в разы меньше, чем в Москве.

Много улиц теперь полностью сделали пешеходными и город куда приятней. Теперь с трудом верится, что когда-то та же Carnaby st была проездной и на ней в два ряда еще парковались. Кошмар.

И без машины жить - на самом деле большое удовольствие. Никаких расходов, никакой головной боли, автомоек, автосервисов, техосмотров, ремонтов и прочей траты времени и денег.

Общественный транспорт
И все же есть один момент.

Нельзя просто так запрещать автомобили и делать их дорогими - надо при этом развивать инфраструктуру и общественный транспорт.



В Лондоне до 60х годов верили в светлое автомобильное будущее и до 80х забивали на метро и автобусы. Только после пожара на Kings Cross снова начали финансировать общественный транспорт. Настоящие инвестиции начались в 1999. И только после этого на автобусе и метро ездить стало непозорно. Машина перестала быть статусным символом и количество поездок на машине поползло вниз, уступая дорогу автобусам с метро."

economist graph

Большое спасибо Косте moscowlondon за рассказ. Будете в его краях - записывайтесь на экскурсии. У него самые крутые туры по Лондону, сам каждый раз с ним хожу и вам советую. Ну и добавляйте его журнал "Записки эмигранта".

Предыдущие посты из Лондона:
Как Лондон разговаривает с жителями


Новый лондонский киоск


Уличное искусство Лондона


2014: Прогулка по Лондону, часть 2


2014: Прогулка по Лондону, часть 1


2014: Лондонские детали


2014: Последний день в Лондоне, часть 3


2014: Плохой Лондон, часть 2


Как работает лондонское метро


Новый автобус для Лондона


Полет над Лондоном


Самая дорогая урна в мире!


---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:


Советую также подписаться на мои странички в:
 Фэйсбук
 ВКонтактик
 Основной Твиттер
 Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 145
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
ага, у нас люди покупают себе машины чтобы поиметь себе кучу проблем и неудобств - вот идиоты, ничего не понимают в жизни !
Регулярно езжу между Ивантеевкой и Москвой. Живя в Москве никогда даже не задумывался о преимуществах авто, был уверенным метрошным евангелистом. Внутри города так и есть. А вот теперь я прям молюсь на автомобиль, который экономит до часа пути.
В большом городе если он изначально не строился как автогород, то лучше жить без авто.
Владение автомобилем в Москве - должно стать роскошью! И чем скорее - тем лучше!
Мы на окраине, 4-5 зона. Гараж свой, парковка перед домом тоже есть. Машины нет :). В гараже детские велики, самокаты и 3 коляски - выкидывать жалко. Последняя стоила чуть дороже подержанной ауди(друг как раз тогда купил, запомнилось).
Нахуй так жить
Сегодня сделали невозможной езду на машинах, завтра придётся есть только халяльное, послезавтра принудят делиться жёнами...
Спасибо, не надо
Последние полгода пытаюсь обходиться в Москве без машины. Тяжело. Старшего ребенка на велосипеде закинуть в сад - небольшая проблема. Самому доехать до работы - тоже вопрос решил - сдал свою квартиру, снял аналогичную в десяти минутах от офиса. Относительный центр города - инфраструктура хорошая. 7 минут пехом до метро, магазины, парк.

80-90% москвичей так организовать свою жизнь явно не могут / не захотят. Но даже в таких идеальных условиях - тяжело. До Ашана 20 минут пешком, но тащить покупки на четверых, да в плохую погоду - удовольствие сильно ниже среднего. До поликлиники пешком + трамвай + опять пешком - жене с двумя детьми целая спецоперация. О поездках за город или в отдаленные музеи (жена на каблуках + ребенок на самокате + ребенок в коляске и все это в метро, где нет ни одной станции без лестниц) - никакого удовольствия.

Жизнь в большом городе без автомобиля тяжела и некомфортна. Сейчас куплю себе хоть что-нибудь о четырех колесах. Использовать-то буду раз в неделю на пробегах в 10 верст, все остальное время будет простаивать во дворе и попусту расходовать дефицитный общественный ресурс площадей. Но без этого очень непросто.
Даже тут говорится, что многодетным машина конечно нужна. Но вот зачем тащить покупки на четверых из Ашана? Экономия на бензине, ТО, амортизации уже позволяет закупаться рядом с домом, никуда не ездя. В Ашане вообще есть смысл брать только что выгодно по цене и весу.
И ключевая фраза этого поста примерно такая: "сначала инвестиции в транспорт, чтобы на нем ездить стало не позорно, а потом - падение количества личных корыт в городе". А не как у нас: выдавить автомобили и забить на транспорт. Что начнется в этом транспорте, когда в него влезут все те, кто сейчас стоит в пробках, Варламову плевать. Зачем? Есть же велосипеды. Да без проблем, я первый пересяду на ОТ (уже пересел, если честно) но еще одна попытка моего организма упасть в обморок в летней электричке, и я снова начну ездить. А что делать? Здоровье дороже.
плохо сам Большой Город

жить надо в маленьких, до 300 тыщ.
всё под рукой, никаких пробок
куча всяких галерей, как в столицах
с концертами приезжает Prodigy..
зато рядом сад, собаки, природа, утки прилетают (см. жж)

что еще не хватает для жизни?
Вы же понимаете, что ваше пожелание абсолютно утопично для России увы.
В ближайшие лет 30-50 большинство маленьких городков будут оставаться унылейшими дырами, откуда все бегут.
А вот сделать нормальный транспорт в миллионнниках - как раз реально, и лет за 10.
Ха! Я сам себе ограничил перемещение по городу в автомобиле из соображения комфорта.
Сколько можно мочить жопу в пробке? Это только детишкам и купчикам занятно на лошадке каруселить..