Почему нельзя пускать машины на выделенки
Буквально сегодня утром я показывал вам пример того, как городская власть делает один шаг вперёд и два назад.
Это типично не только для наших городов. В других бывших советских республиках всё устроено примерно так же. В Алматы, крупнейшем городе Казахстана, где я записывал свежий выпуск "Чё происходит", есть выделенные полосы для общественного транспорта. Это один из признаков современного города, который намерен построить хорошую транспортную систему и побороть пробки.
Но выделенки в Алматы почему-то мешали властям, причём даже не мэру, а самому президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву. Поэтому недавно он поручил пустить на них автомобили:
"Отдельным вопросом является грамотное выстраивание автомобильных потоков внутри городов. В этой связи поручаю правительству и акимам решить вопрос использования специально выделенных автобусных полос вне часов пик и в выходные дни. Подобная практика распространена в Москве, Стамбуле и Париже".
Сегодня стало известно, что в ПДД Казахстана будут внесены изменения, которые позволят машинам ездить по выделенкам для автобусов и троллейбусов в любое время, кроме часов пик в будни. Приоритет у общественного транспорта и такси останется только с 7:30 до 9:30 и с 17:00 до 20:00 с понедельника по пятницу.
Самая большая проблема этого заявления – в том, что президент Казахстана вторгается в зону, которая находится вне его компетенции. Судя по его образованию и биографии, к транспорту и городской среде он не имеет никакого отношения, и это хорошо видно по абсурдности его заявления.
Задача президента – не заниматься вопросами городского транспорта самостоятельно, а собрать команду компетентных специалистов. Которые, например, в курсе, что в Москве от легализации выезда автомобилей на выделенки в выходные уже отказались. И что в Париже по выходным закрывают улицы для машин, в ближайшее время собираются запретить въезд в центр, кольцевую автодорогу хотят превратить в цветущий бульвар и вообще отдают всё больше пространства в городе пешеходам и велосипедистам. Так что это не самые удачные примеры для обоснования такого решения.
Если по выделенкам в Алматы или где-либо ещё разрешат ездить по выходным, по ночам или вне часов пик, то неизбежно возникнет бардак. Водители быстро поймут, что это не строгое правило (примерно как у нас парковка на тротуаре). Когда запрет не строгий, когда есть какие-то допущения, они начинают несерьёзно к нему относиться и нарушать вообще всегда. Скорее всего, алматинские водители будут ездить по выделенкам и в часы пик. А это дискредитирует саму идею выделенных полос.
Зачем вообще нужны выделенки? Чтобы в городе, где все дороги забиты автомобилями, нормально работал общественный транспорт.
Выделенные полосы позволяют автобусам и троллейбусам не стоять в пробках вместе с машинами. Если к ним прибавить современный и комфортный подвижной состав, чёткое соблюдение расписания, удобные остановки, продуманную систему оплаты проезда и адекватных водителей, мы получим общественный транспорт, которым хочется пользоваться.
Наряду с этими факторами выделенки стимулируют людей пересаживаться из личного автомобиля в муниципальный транспорт. Это уменьшает количество машин на дорогах и, следовательно, избавляет город от пробок. В итоге все, в том числе водители автомобилей, перемещаются по нему быстрее.
В таких городах, как Алматы, на 1000 жителей приходится меньше 333 автомобилей. То есть меньше трети населения требует, чтобы все дороги отдали им в безраздельное пользование. Они не желают учитывать интересы тех, у кого нет машины и кто пользуется общественным транспортом.
Если обратиться к опыту Москвы, то у нас сначала были полноценные выделенки, но затем по ним разрешили ездить автомобилям в выходные. Чиновники думали так: "В субботу и воскресенье нет пробок – значит, автобусам не нужны выделенные полосы. Поэтому давайте отдадим полосы машинам!" Но это абсурдная логика. Если по выходным пробок в городе и так нет, зачем водителям ещё и выделенки?
Этот идиотизм сохранялся в Москве какое-то время, но в 2019-м за выезд машин на выделенки наконец-то начали штрафовать даже в выходные.
Что будет с Алматы, если по рекомендации Токаева автомобили всё-таки пустят на выделенки? Количество машин на дорогах увеличится, а пробки вырастут, причём теперь в них будут стоять и пассажиры общественного транспорта. Так что президенту Казахстана можно пожелать нанять грамотных советников, которые будут разбираться в вопросах городского транспорта и не станут вводить его в заблуждение.