May 15, 2021

У Парижа есть все шансы сделать Россию лучше

Фото: Paris.fr

Французская столица не перестаёт удивлять! Как вы помните, во главе города последние несколько лет стоит Анн Идальго, известная своими радикальными урбанистическими взглядами. В последние годы она делает всё возможное, чтобы превратить Париж в место, где не будет нужен автомобиль. И к сегодняшнему дню город уже достиг немалых успехов в этом направлении.

Во французской столице на ряде основных улиц ограничен доступ личного автотранспорта, во многих местах снижена максимальная скорость движения до 30 км/ч, расширены зеленые зоны, построены новые тротуары и велодорожки за счет уменьшения парковок и созданы замечательные общественные пространства на набережных, на которых еще совсем недавно были одни лишь машины. А если вспомнить еще амбициозные планы Анн Идальго на будущее, то можно с уверенностью сказать, что скоро Париж будет совсем не узнать. Здесь планирует внедрить концепцию «15-минутного города», а Елисейские поля, самую известную туристическую улицу Парижа, превратить в настоящий сад!

Думаете, это всё?

Нет! На этой неделе в администрации Анн Идальго анонсировали ещё одну идею, которая кардинально изменит облик Парижа – в центре города хотят почти полностью запретить движение на автомобиле.

Заместитель мэра Парижа Давид Бельяр на своей странице в твиттере анонсировал создание с 2022 года в историческом центре города специальной зоны, где будет крайне ограничено движение личного автотранспорта. Городские власти после общественных обсуждений хотят полностью убрать транзитный трафик из центра, причем речь идет про достаточно обширную территорию – 14 квадратных километров.

Фото: Paris.fr

Львиная доля правительственных зданий и культурных учреждений Парижа, как и большая часть магазинов и ресторанов, будет находиться в пределах границ специальной территории, которая в числе прочего охватит Площадь Бастилии и подходы к ней, все пути к Площади Согласия, квартал Маре и большую часть Латинского квартала. Здесь можно будет передвигаться пешком, на велосипеде, на общественной транспорте, но не на своём автомобиле. Исключение будет сделано лишь для тех, кто проживает в центре, а также для машин экстренных служб, курьеров и такси. Всех остальных за въезд без разрешения будет ждать штраф.

На одни лишь транзитные поездки на личном автомобиле приходится порядка 55% общего трафика в центре Париже. А в целом, по оценкам властей, только для 30% текущих поездок на обозначенной территории действительно нужен автомобиль. Для остальных 70% машина – это прежде всего удобство за счет других участников движения. Посмотрите, как в некоторых центральных районах выглядит Париж – прям Екатеринбург какой-то:

Фото: Mustafa Yalcin / Anadolu Agency

И стоит заметить, что Париж далеко не единственный город, который пытается снизить количество машин в центре. Только за последние несколько лет схожие ограничения появились в Лондоне и Милане, где на одних улицах запретили движение совсем, а на других пошли по более мягкому пути и ввели плату за проезд. Серьезные ограничения для движения автомобилей есть в Сингапуре, в Токио, Пекине, Амстердаме, Нью-Йорке и других городах.

В центре испанской столицы, например, с 2018 года ввели зону с низким уровнем выбросов Madrid Central, куда невозможно попасть без специального пропуска. Это одна из самых масштабных реализованных идей подобного рода в Европе. Введение меры позволило Мадриду добиться снижения объёма выбросов парниковых газов до 10-летнего минимума!

Фото: Elpais.com

Правда, в последнее время судьба сохранения зоны Madrid Central не совсем понятна, поскольку продолжаются судебные разбирательства по поводу законности её создания. В частности, по одному из процессов было принято решение, что при создании Madrid Central не было обеспечено полное раскрытие информации общественности и не предоставлено необходимое экономическое обоснование.

Как бы то ни было, сегодня хорошо заметен тренд на перевоплощение городов и переосмысление в них роли автомобиля как такового. Для уменьшения загрязнения воздуха и уровня шума самые прогрессивные города всячески стимулируют людей использовать общественный транспорт и велосипед для передвижения, освобождая за счет автодорог и парковок место для деревьев, пешеходных зон и крутых общественных пространств.

Хочется верить, что у Парижа всё получится. Ведь если так, то это будет ещё один удачный пример трансформации городской среды, который со временем, возможно, и российских чиновников заставит задумаются, стоит ли до бесконечности всё застраивать пыльными шоссе и развязками, или лучше потратить эти деньги на создание комфортной зелёной городской среды.