Ну что, хотите, чтобы было как в Париже?
В конце прошлого месяца мэр Парижа Анн Идальго была переизбрана на новый срок.
И что здесь такого?
Дело в том, что Идальго известна в первую очередь своими достаточно радикальными урбанистическими взглядами. За предыдущие шесть лет своей работы она предложила и реализовала ряд идей, связанных с развитием пешеходной и велосипедной инфраструктуры, которые изменили Париж, поставив его в один ряд с городами вроде Амстердама и Копенгагена.
Анн Идальго всегда большое внимание уделяла окружающей среде, она начала по воскресеньям перекрывать для машин часть городских улиц, была инициатором реконструкции знаковых парижских площадей, включая Бастилию и площадь Нации, стремилась сделать Париж максимально удобным для прогулок за счет вытеснения автомобилей из центра города.
И в итоге, как показали результаты выборов, ее поддержали избиратели, и теперь она сможет продолжить работу в течение следующих шести лет. Учитывая ее предвыборную программу «15-минутный город», Париж в ближайшие годы должен стать еще лучше.
Концепция «15-минутного города»
Анн Идальго планирует поделить город на множество районов, где «можно найти всё, что требуется, в 15 минутах от дома». И важно заметить, что эти 15 минут — не на машине. Политик ставит во главу угла велосипед и ходьбу пешком. План «15-минутного города» (Ville Du Quart D’Heure) должен превратить Париж в город для людей.
Концепт «15-минутного города» основан на идее Карлоса Морено, профессора Сорбонны, о «хроноурбанизме», при котором рядом с домом расположены и различные удобства, и рабочие места, и магазины. По словам Морено, это означает «смену отношения ко времени, особенно ко времени перемещения по городу».
Вместо того чтобы строить на окраинах города торговые центры, в 15-минутном городе будет развиваться «гипер-близость», когда всё необходимое для жизни всегда рядом, в пределах пешей или велосипедной доступности. По наблюдениям Морено, города «до сих пор живут в парадигме нефтяной эпохи и её влияния на дороги и градостроительство», но в то же время «эпоха повсеместно используемых автомобилей» подходит к концу. Чтобы обеспечить «настоящее качество жизни», нужно исключить из неё «вездесущий бензиновый транспорт», считает Морено.
Концепция «15-минутного города» основана на уже проведённых во время первого срока изменениях — сокращении места для автомобилей в пользу пешеходов и велосипедистов.
Пешеходные набережные, сокращение парковок
Убирать машины с набережной Сены начал еще предшественник Идальго, Бертран Деланоэ, в свое время у меня был отдельный пост на эту тему. Летом 2002 года он на лето превратил левый берег в городские пляжи, а в 2006 перенёс эту практику и на правый. В 2014 году, когда начался первый срок Идальго, она предложила отдать набережные пешеходам и велосипедистам на постоянной основе. Что и было проделано два года спустя.
Нельзя сказать, что это всем понравилось — проавтомбильное лобби затеяло судебный процесс с мэрией, оспаривая это решение. Однако в 2018 году суд встал на сторону Идальго. Теперь в её планах расширение общественных пространств, куда машинам путь заказан. Кроме того, она собирается убрать с городских улиц 72% парковочных мест.
Новые велодорожки
В начале своего первого срока Идальго пообещала проложить в городе 1000 км велодорожек. К декабрю прошлого года план был реализован лишь наполовину, но после начала эпидемии коронавируса город сильно ускорился и было принято решение срочно сделать 50 км временных велодорожек. Планируется закрыть движение машин по каналу Святого Мартина — такой план у мэрии зрел давно.
Создание постоянных велодорожек тоже продолжится, наряду с другими полезными для велосипедистов инициативами: им разрешат ездить по встречной на односторонних улицах с ограничением скорости в 30 км/ч, предложат субсидии на покупку электровелосипедов и обеспечат 10000 новых велопарковок.
Основная скорость — 30 км/ч
К концу этого года на 85% улиц в центральном Париже установят ограничение скорости в 30 км/ч. Исключение сделают только для магистральных направлений (Елисейские поля, бульвар Марешо) — там можно будет ездить 50 км/ч.
Такой же лимит установят и на окружной дороге, где пока разрешается разгоняться до 70 км/ч. Одновременно со снижением скорости введут выделенные полосы для общественного транспорта. Все этим должно снизить уровень шума и загрязнение воздуха, в чем заинтересованы жители близлежащих домов.
Запрет на грязные автомобили
Вплоть до 2016 года уровень загрязнения воздуха в Париже рос — пока Идальго не начала вводить ограничения. Сперва она запретила въезд в город в рабочее время для бензиновых машин старше 1997 года, а в 2018 в этот список попали дизельные автомобили старше 2001 года. Париж планирует стать углеродно-нейтральным к 2030, поэтому к 2024 году здесь собираются окончательно изжить машины на дизельном топливе, а потом расстаться и с бензиновыми. Нельзя сказать, что эти планы приводят в восторг автомобилистов, но переизбрав Идальго на второй срок, парижане дали ей мандат на продолжение реформ.
Ну что, может и нам пора перенимать опыт Парижа?
Источники:The City Fix, (перевод: Настя Ромашкевич); Forbes, (перевод: Городские проекты).