Петербург рискует остаться без прекрасной набережной
Как вы думаете, что сегодня собой представляют петербургские набережные? Уютные европейские улочки вдоль рек и каналов, где можно часами гулять, наслаждаясь городом?
Не хочу никого огорчать, но в большинстве своём набережные Петербурга выглядят по-другому. Даже в центре у воды вы скорее найдёте шумную автомобильную дорогу, нежели комфортное пешеходное пространство. Можно, конечно, случайно набрести и на парочку прекрасных набережных, но гораздо чаще на пути будут встречаться «набережные-автомагистрали»:
И «набережные-парковки»:
Поразительно, но находящиеся у рек и каналов красивые видовые точки Петербурга сегодня заняты машинами и пока нет никаких предпосылок, что ситуация начнёт меняться. Даже наоборот. Недавно в Петербурге появился естественный зелёный берег Невы с неожиданными видами и даже небольшим потайным пляжем. Речь про набережную Макарова — между исторической набережной Макарова и набережной Макарова-автомагистралью.
И что вы думаете? В скором времени и её может постичь незавидная участь, если ничего не предпринять, — власти хотят построить здесь новую магистраль, которая свяжет два куска набережной и лишит горожан уютного места отдыха у воды. Допускать такого развития событий ни в коем случае нельзя!
Урбанисты и архитекторы при поддержке фонда «Городские проекты» разработали концепцию парка «Заросли», на которой можно увидеть, во что может превратиться набережная, если удастся защитить её от автомобилистов.
Петербург может получить классный парк с пляжем, местами для гриля, рыбалки, спорта и кусочком нетронутой природы – именно то, чего сегодня каменному городу так не хватает.
Сейчас на зелёной части набережной Макарова практически отсутствует благоустройство. На территории, которая ближе к мосту Бетанкура индустриальный пустырь: бетонные плиты, остатки пирса, свободные пространства. Другая же часть — ближе к Смоленке — это сплошные заросли: деревья, кусты, песчаный берег с обрывами и большие камни.
Неподалёку расположена широкая дорога, но для пешехода там вообще настоящий ад:
И этот ад сейчас хотят распространить на близлежащие территории, в том числе на еще незастроенный зелёный участок набережной, построив автомобильную дорогу, которая свяжет два куска набережной Макарова и лишит горожан уютного места отдыха у воды.
Но есть и другой выход! Вместо очередной дороги можно сделать крутое общественное пространство: сохранить в «диком» виде часть зелёной набережной — с рельефом, выходом к воде, и хаотичным разнообразием растений, и построить новые точки притяжений, чтобы здесь было приятно и интересно проводить время.
На набережной стоит обустроить места для гриля с навесами, место для рыбалки, пляж и общественный огород.
Построить пешеходную тропу над водой.
Если вдруг вы опасаетесь, что в северном Петербурге не получится построить нормальную деревянную набережную, то хочу напомнить, что в городе уже есть успешные примеры:
На набережной Макарова можно построить прекрасный небольшой парк, в котором будет приятно проводить время. Представьте себе, кусочек природы среди бетонных джунглей Петербурга!
А если еще возвести лёгкий пешеходный мост через Смоленку в створе 4 и 5 линий Васильевского острова, то появится удобный пешеходный маршрут, который свяжет Васильевский остров и островом Декабристов и даст прямой доступ к зелёной набережной со стороны станции метро Спортивная. Сегодня подойти к Зарослям можно только с шумной автомобильной развязки у моста Бетанкура.
И не нужно думать, что создание общественного пространства вместо автодороги ухудшит ситуацию с пробками. Скорее, даже наоборот. Бюро транспортного планирования OTS Lab провело транспортное моделирование соединения двух частей набережной Макарова, которое показало, что строительство дороги не даст положительного эффекта, а местами сделает транспортную ситуацию даже немного хуже!
Так неужели Петербург с бесконечными дорогами, в котором нет места для пешехода, кому-то нравится больше? Не лучше ли отказаться от идеи строительства дороги?
Вообще, конечно, очень удивляет подход петербургских властей к городским пространствам около воды. Даже если говорить не именно про набережную Макарова, а рассматривать проблему в целом – нельзя придумать что-то более оригинальное, чем асфальт, бетон и гранит?
Вместо автомобильных дорог и парковок может быть и благоустроенный естественный берег, и пляж, и самые разные прогулочные зоны с велодорожками или качелями. В крупных городах обынчо можно использовать старые производственные предприятия, причем у Петербурга есть успешный опыт редевелопмента в том же «Севкабель Порту».
Но Петербург продолжает на набережных строить дороги.
Если и сегодня не удастся отстоять парк и вместо него в городе появится дорога, то Петербург в очередной раз шагнёт назад. Через какое-то время нам всё равно придётся сносить все эти бездумные дороги и создавать нормальное общественное пространство у воды, вот только при таком развития событий оно точно выйдет гораздо дороже.
Город не может быть только для автомобилей!
Если хотите помочь отстоять классную набережную, подписывайте петицию. Это будет не список подписей под одним текстом: мы распечатаем и отнесём каждое обращение, как отдельное — тогда каждый подписавшийся получит персональный ответ.
Подробнее про этот проект можно почитать на специальном сайте «Городских проектов».
Над концепцией работали Илья Кулешов, Леонид Андрухов, Ашот Карапетян, Сергей Комаров и Вадим Ваганов