Москва потеряла целый год!
Около года назад власти Москвы объявили о начале всеобщей изоляции: с конца марта 2020 года жителям запретили выходить из дома без уважительной причины и свободно перемещаться по городу. Аналогичные меры, впрочем, были приняты и в других странах. Со временем стало понятно, что, несмотря на пандемию, закрывать людей дома без какого-либо движения – тоже не самая лучшая идея, в том числе и для их здоровья.
Поэтому когда во всем мире города стали постепенно открываться, во многих из них сделали ставку на передвижение пешком или на велосипеде, что и понятно, велосипед – это здоровая альтернатива любому транспорту, особенно когда стоит цель избежать массового скопления людей в одном месте.
И тут начинается самое интересное. Если в одних городах понимали важность двухколёсного транспорта, стимулировали спрос на передвижение пешком либо на велосипеде и активно развивали инфраструктуру, то в других не делали ровным счётом ничего или же почти ничего. В результате сегодня, спустя год, хорошо видно, к чему пришли разные города.
В прошлом месяце американский портал Streetblog подвел итоги года, прошедшего с момента рекомендации мэра Нью-Йорка Билла де Блазио перемещаться по городу на велосипеде или пешком для уменьшения распространения коронавируса, сравнив, как власти Нью-Йорка и других городов мира развивали велоинфраструктуру. И знаете, Нью-Йорк на фоне Парижа, Милана или Боготы выглядит достаточно скромно – становится понятно, что американский мегаполис и близко не использовал все возможности для развития велотранспорта. Но, как говорится, всё познаётся в сравнении.
Потому как если посмотреть на Москву, то темпы развития велоинфраструктуры в Нью-Йорке очень даже впечатляют!
На основе материала #Velonation, подготовил для вас пост, как в разных городах мира развивалась велоинфраструктура в период пандемии, когда Москва решила просто "отдохнуть":
Март
В Боготе спешно организуют велодорожки, чтобы сотрудники жизненно важных предприятий могли безопасно передвигаться по городу в условиях нарастающей пандемии. Общая их протяженность превышает 76 км (сначала было даже 117 км, но наименее используемые участки убрали).
Мэр Боготы призывает использовать велосипед в качестве альтернативы любому другому транспорту. Помимо этого существует местная программа Ciclovía. В рамках неё каждое воскресенье 127 км дорог закрывают для автомобилей с 7:30 до 14:00. На время карантина программу расширили на будние дни с 6:00 до 19:30. Всё это – чтобы разгрузить систему скоростных автобусов Transmilenio.
Лондонский велопрокат следит за тем, чтобы на станциях проката возле больниц всегда были велосипеды. Прокат стал бесплатным для всех медиков, работающих в государственной системе здравоохранения.
В Нью-Йорке всё гораздо скромнее: мэр Билл де Блазио закрывает для машин 2,5 км улиц. Эксперимент не то чтобы удачный – мэра критикуют за то, что за гуляющими надзирают толпы полицейских, а сами перекрытия происходят в благополучных районах, где и так есть место для прогулок. Выходить на улицу ради спорта и свежего воздуха нью-йоркцам в целом не возбраняется.
5 марта мэр Сергей Собянин вводит режим повышенной готовности, а с 26 закрываются магазины и сфера обслуживания, за исключением жизненно важных предприятий. Велосипедных мастерских и магазинов в этом перечне нет. Закрываются и парки, через которые пролегают многие популярные веломаршруты.
Апрель
Мэрия Милана обещает организовать 35 км новых велодорог в рамках программы «Открытые улицы». И почти сразу приступает к работе — новая велополоса на центральной Корсо Буэнос-Айрес заработает уже к началу мая.
В Берлине решили строить велодорожки шире, чтобы при обгоне соблюдалась дистанция в 1,5 метра. Кроме того, в немецкой столице во время карантина разрешили работать веломастерским, а также сделали бесплатной аренду велосипедов в сервисе Nextbike, если продолжительность поездки не превышает полчаса.
Тем временем в Нью-Йорке сокращают расходы, срезая финансирование у Vision Zero и программы по улучшению автобусных маршрутов. Из хороших новостей: под давлением городского совета мэр обещает расширить программу «Открытые улицы» до 160 км — их будут перекрывать для машин, чтобы людям было, где погулять.
В Москве начинается всеобщая самоизоляция. Для выхода из дома нужен пропуск, но получить его для поездки на велосипеде не так-то просто — только после обращения активистов мэрия объясняет, как именно это делается.
10 апреля досрочно открывается прокат «Велобайк». Но пока могут воспользоваться им только курьеры и волонтеры, помогающие запертым в домах москвичам. По непонятным причинам пользование прокатом недоступно даже медикам.
Май
Города мира соревнуются, кто из них "велосипедней". Париж обещает отдать велосипедистам 50 км автомобильных полос, сделать пешеходными тридцать улиц (по большей части — вокруг школ) и закрыть для машин улицу Риволи. В Мехико собираются организовать 50 км временных велополос, а в Монреале — целых 300 км. Мэр Лондона Садик Хан замышляет транспортную реформу: ожидается, что благодаря ей лондонцы будут проезжать на велосипедах в десять раз больше, чем до пришествия коронавируса.
Участие Нью-Йорка в этой гонке пока довольно скромное — там организуют всего 15 км временных велополос. В целом ездить по городу на велосипеде по-прежнему опасно. В мае городская администрация объявляет, что не будет финансировать законопроект, по которому водителей, повторно пойманных за нарушение скорости или проезд на красный, будут отправлять на пересдачу прав. При этом число таких нарушений на полупустых улицах активно растёт.
В Москве наблюдается аналогичная картина: ДТП стало меньше, но их тяжесть выросла вдвое. Глава Дептранса Максим Ликсутов даёт интервью изданию «Нож», из которого следует, что мэрия рассчитывает на скорое возвращение людей в общественный транспорт и никакой велосипедизации не планирует.
Июнь
В Мельбурне автомобильные парковки превращаются в велополосы. Лондонский велопрокат получает 1700 новых велосипедов, а в Париже на второй срок переизбирается Анн Идальго с программой «пятнадцатиминутного города», в котором пешеходы и велосипедисты играют ключевую роль.
В Нью-Йорке открываются рестораны, но обслуживать посетителей можно только за уличными столиками. Мэр анонсирует 32 км автобусных выделенок — это в три раза меньше, чем просило городское транспортное агентство (к концу года будет построено и того меньше). Также увеличивается протяженность временных велополос на 15 км.
В Москве с 1 июня велобайк становится доступен всем желающим, а 9 июня неожиданно снимают режим самоизоляции. Максим Ликсутов публикует колонку, в которой призывает изменить статус-кво в сфере транспорта. Он пишет, что если в результате пандемии люди начнут ездить на частных автомобилях еще активней, то город ждут пробки и убытки (впоследствии эта колонка исчезнет с сайта департамента). Чтобы изменить транспортные привычки москвичей, организован сбор заявок на улучшение велосипедной и пешеходной инфраструктуры.
Июль
Пандемия на время отступила, города, преуспевшие в создании экстренной инфраструктуры, активно пользуются этими достижениями.
Мэр Нью-Йорка расширяет программу, в рамках которой проезжую часть закрывают для машин и отдают под летние веранды ресторанов — кормить людей в помещении по-прежнему нельзя.
В Москве тем временем идёт битва за полосу на Лесной — несколько лет назад при благоустройстве ее, что называется, заложили в геометрию, но так и не нарисовали. И вот теперь, когда Дептранс решил достать проект, часть жителей района и муниципальных депутатов начали протестовать, предвещая транспортный коллапс.
Август
В других странах месяц был настолько скуп на события, что в календаре Streetblog его вообще пропустили. Другое дело Москва: Дептранс проснулся и тоже решил сделать временную инфраструктуру. Мэрия анонсирует велополосы на Малой Дмитровке.
Также временные велополосы должны появиться на Большой Ордынке и Большой Полянке, в Каретном ряду, Газетном переулке и Большом Москворецком мосту. Последняя так никогда и не появится. Видимо, ФСО не разрешила.
Большая часть этих полос реально появится ближе к концу месяца. И если за рубежом под временной инфраструктурой имеется ввиду быстровозводимые дорожки, удовлетворяющие запрос без потери времени на капитальное строительство, то в Москве понятие трактуют буквально. Временные — значит до конца теплого сезона.
Сентябрь
Франция переживает вторую волну коронавируса. Французские власти выделили в качестве субсидий по 50 евро на ремонт велосипеда каждому, кто подаст соответствующую заявку. Предполагается, что эта мера позволит уменьшить скопление людей в общественном транспорте.
Эксперт предупреждают мэра Нью-Йорка, что если его администрация не поспешит развернуть в городе связную сеть велосипедных и автобусных полос, город ждет "кармагедон" — рост автобилепользования, которое он просто не сможет переварить. Нечто подобное уже происходит в Москве — автомобилей на улице на 6-7% больше, чем год назад. Люди, опасаются заражения и не рискуют садиться в общественный транспорт, а альтернативы им предложено не было.
Октябрь
Мэр Нью-Йорка признает, что план создания автобусных полос провалился — вместо обещанных 32 км до конца года успеют сделать максимум 27.
В Нидерландах электровелосипед – самый популярный вид велосипеда в стране, идёт рост продаж грузовых велосипедов – на 54% с начала пандемии. В стране с велодвижением вообще всё, как обычно, хорошо. Были закрыты секс-шопы, кафе и магазины с травкой, но только не веломагазины.
А в Москве пока тишь да гладь: теплая осень, пандемия снова набирает обороты, как и пробки, но пока никто особо не волнуется.
Ноябрь
Мэр Парижа Анн Идальго анонсирует снижение скорости машин до 30 км/ч практически по всему городу. Похожие инициативы есть и в других европейских городах.
А в Москве заканчивается "велосезон". Проработавший до 30 ноября велопрокат консервируют на зиму, а мэрия объявляет о демонтаже временных велополос. При этом бум велодоставки, начавшийся в первые месяцы пандемии, не утихает — даже с наступлением холодов на улицах полно велокурьеров.
Декабрь
На Нью-Йорк обрушивается снегопад и мэрия вынуждена признать, что не имеет инструментов, чтоб поддерживать велоинфраструктуру в рабочем состоянии — при том, что желающих ездить по городу на велосипеде с приходом зимы сильно меньше не становится.
В Европе люди активно используют велосипед даже в зимой. Это, конечно, не в Якутии зима, но у нас при температуре около нуля на велосипеде уже почти никто не передвигается.
В Москве обсуждают бюджет на ближайшие два года. Депутат Дарья Беседина предлагает незначительно сократить расходы на закупку реагентов и пустить сэкономленные деньги на строительство велодорожек, но большинство отклоняет эту инициативу.
Собственно, строить в ближайшие годы ничего и не планируют. Пока неофициально, но в департаменте транспорта зреет идея перевода велоинфраструктуры на сезонный режим — велополосы будут рисовать по весне и стирать осенью. Тем временем пробки продолжают расти — 25 декабря они достигнут рекордных значений.
Январь
Департамент транспорта Нью-Йорка озвучил результаты 2020 года: построено около 46 км защищенных велодорожек и 58 км обычных.
В планах построить 10000 велопарковок до 2022 года.
28 января 2021 года мэр Нью-Йорка объявил в своем обращении к жителям, что он создаст в каждом районе так называемые "велосипедные бульвары". Он также объявил, что город добавит полосы для велосипедистов на Бруклинском мосту и на мосту Квинсборо, но не раньше конца 2021 года. Сейчас там нет разделения для пешеходов и велосипедистов.
У нас тоже есть достижение. По данным Яндекс.Маркета, в 2020 году личных велосипедов купили на 11% больше, чем год назад. Вместе с тем компания TomTom публикует очередной рейтинг городов с самыми большими пробками, в котором Москва занимает первое место.
Если говорить о развитии велоинфраструктуры, то сегодня столица, как и многие российские города, показывает достаточно скромные результаты. В то время как в крупных городах Европы, Америки и Австралии в 2020 году были построены сотни километров велодорожек, в Москве еле осилили несколько временных полос в конце лета, да и то не обошлось без скандалов. По окончании же сезона пропали и новые велополосы.
Уже совсем скоро на улице снова будет тепло. В Москве анонсировали рекордно ранний запуск проката самокатов и велосипедов – с 4 и 6 апреля соответственно, что не может не радовать, но пока остаётся открытым вопрос дальнейшего развития велоинфраструктуры. Впрочем, и здесь есть подвижки. В Дептрансе обещают в этом году установить новые велопарковки и возвести временные велополосы по всему городу. Хочется надеяться, что эти планы будут реализованы и Москва не потеряет еще один год, топчась на месте, пока другие города мира развивают велоинфраструктуру.
Вопрос ведь касается не только коронавируса. Для укрепления иммунитета нужно больше двигаться, и в этом как раз может помочь велосипед. Но чтобы люди совершали больше поездок на нём, в городе должна быть качественная инфраструктура.
По материалам Анастасии Ромашкевич (#Velonation) и Streetblog.