November 13, 2020

Хорошие новости из Томска!

Сегодня утром оперативники Следственного комитета и ФСБ прямо на рабочем месте задержали мэра Томска Ивана Кляйна. Как сообщило управление СК по Томской области, его подозревают в превышении должностных полномочий (ч.2 ст.286 УК РФ).

Дело Кляйна связано с ОАО "Томское пиво", которое он возглавлял до того, как стал градоначальником. В администрации Томска и офисах "Томского пива" сейчас проводятся обыски.

С 2013 года этой компанией руководит жена мэра Галина Кляйн. При этом сам Кляйн является основным акционером "Томского пива". Долями в предприятии владеют и три его дочери – Мария, Наталия и Светлана Кляйн, первые две также входят в совет директоров. "Томским пивом" интересы клана Кляйнов не ограничиваются, там целая бизнес-империя.

Весной 2020 года Иван Кляйн наградил супругу званием "Меценат города Томска". Интересно, что звание это было учреждено в Томске именно при его правлении. В 2016 году Галина Кляйн была награждена почётным знаком "За заслуги перед Городом Томском" – ещё один красивый подарок от мужа. В 2014 году она получила знак "За вклад в развитие города" администрации Города Томска, а также почётные грамоты от мэра и администрации, в 2015-м – медаль "Меценат Года" 1 степени администрации Города Томска и звание Ветерана труда. В общем, на редкость заслуженный человек!

Фото: Kandindskiy Dmitriy / vtomske.ru

У самого Кляйна, кстати, тоже есть почётный знак "За заслуги перед Городом Томском". Но давайте не будем слишком строги и признаем, что он не сам себя наградил. Знак он получил ещё в 2010 году, когда был просто гендиректором "Томского пива".

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Мэром Томска тогда был предшественник Кляйна Николай Николайчук. Вот тут тоже интересно. Оказывается, мэр Томска – проклятая должность. Все томские градоначальники начиная с 1996 года попадали в поле зрения правоохранительных органов. Более того, один из предшественников Кляйна даже посидел в тюрьме.

Александр Макаров был мэром Томска с 1996 по 2006 год. В декабре 2006-го его задержали, а год спустя предъявили обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями в корыстных целях, в получении взятки в крупном размере и незаконном участии в предпринимательской деятельности. В 2010 году Макарова приговорили к 11 годам и 8 месяцам колонии, а также к штрафу в миллион рублей. 3 сентября 2015 года он вышел из тюрьмы по УДО, а в июне 2016-го вернулся в Томск.

Николай Николайчук руководил Томском с 2007 по 2013 год. Летом 2013-го он объявил о своём уходе с поста из-за разногласий с губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным, а осенью 2014-го был задержан в Крыму и этапирован в Томск. Его обвиняли сначала в превышении полномочий, затем в халатности, потом снова в превышении, и в декабре 2015-го наконец приговорили к 4 годам условно с пятилетним испытательным сроком.

Что касается Кляйна, то тут дело вот в чём... Если коротко, следствие считает, что он использовал служебное положение, чтобы запретить какому-то девелоперу строить жилые дома рядом с территорией "Томского пива":

"По предварительным данным, подозреваемый в 2016 году, действуя в интересах ОАО «Томское пиво», основным акционером которого он является, дал незаконное указание начальнику департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Томска внести в геоинформационную систему «ГеоКад» недостоверные сведения о наличии 300 метровой санитарно-защитной зоны в отношении земельного участка ОАО «Томское пиво» и подготовить на этом основании постановление об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя об изменении территориальной зоны.

В январе 2017 года подозреваемый подписал постановление о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в отношении территории в районе указанного земельного участка, согласно которому заявление предпринимателя было отклонено.

В результате указанных действий предпринимателю причинен существенный вред, выразившийся в невозможности использования им земельного участка по планируемому назначению – строительству многоэтажных жилых домов".

Я, конечно, против строительства многоэтажек, особенно в промзоне рядом с заводом, но когда мэр исходя из личных интересов начинает вносить изменения в генплан города – это уже совсем пиздец. Впрочем, по Томску хорошо видно, что Кляйну на него было плевать.

Яркий пример – набережная реки Ушайки, которую мэр с губернатором Жвачкиным презентовали как общественное пространство "европейского уровня" и на которую потратили 930 миллионов рублей. На деле набережная после реконструкции оказалась просто унылой территорией, полностью закованной в гранит. А вскоре она ещё и разваливаться начала.

Что касается истории с Кляйном и угодьями "Томского пива", полагаю, тут столкнулись интересы жабы и гадюки. Более ловкая гадюка, связанная, вероятно (как это часто случается с застройщиками), с кем-то из федеральных шишек, взяла верх. Теперь в Томске появится новенькое многоэтажное гетто в промзоне, а у Кляйна, возможно, ещё и "Томское пиво" в процессе отнимут.

Не хотелось бы откровенно злорадствовать, но когда ты руководишь целым городом, надо всё-таки определиться, мэр ты или в первую очередь бизнесмен. Если второе – надо уходить с поста и не мучать людей, которым в этом городе ещё жить.

С другой стороны, в России многие предприниматели не представляют, как построить бизнес без помощи административного рычага. И Кляйн на этот рычаг, похоже, жал слишком сильно.