Томск: многоэтажки, разваленный трамвай и сгнившее деревянное зодчество
Томск – это крутой город, где до сих пор сохранилась старая деревянная застройка, где приятно находиться и куда можно было бы привлечь много туристов. Но сейчас есть огромная проблема – город очень неухоженный, здесь во многих местах нет нормальных дорог и тротуаров, а разобраться с местным общественным транспортом сможет лишь тот, кто здесь живет, потому что даже остановку найти не всегда легко.
В Томске я побывал ещё в марте, когда не было изоляции и карантина. Прошелся, наснимал много фотографий и видео.
1. Начнем с центральной части города, с проспекта Ленина. И что мы здесь видим? Большое количество фонарей и заборов. Запомните, если повсюду заборы – это признак того, что с городом что-то не так, это показатель неправильного дорожного планирования.
2. Если власти боятся, что жители начнут вываливаться на дорогу и попадать под машины, то это значит, что нужно снижать скорость автомобилей, успокаивать трафик, делать шире тротуары, чаще переходы. Но установка заборов никак не поможет защитить пешеходов от машин, при этом сами водители, видя забор, начинают менее аккуратно вести машину, потому что им начинает казаться, что они едут по автобану.
Многие, кстати, спрашивали, что я думаю про новые фонари вдоль дороги. Сами по себе они выглядят приемлемо, это не самое страшное решение, которое только может быть, но не понятно, зачем их решили поставить так близко друг к другу.
А вот что действительно страшно, так это обилие ПАЗиков. Они нужны лишь для того, чтобы перевозить картошку и гробы в деревнях. У автобусов высокий клиренс, большие колеса, высокая проходимость – это не городской автобус, и использовать его таким образом – преступление. Если кто-то считает иначе, я рекомендую взять детскую коляску и попробовать зайти с ней в этот автобус. На этом вопросы должны закончиться.
3. А вот то, что в городе есть электротранспорт, – это действительно круто.
4. Другое дело, что на его содержание уходит явно недостаточно средств, но об этом чуть позже.
5. Здесь, например, проспект Ленина без каких-либо заборов, и по нему ходить гораздо приятнее. В целом неплохая улица для прогулок, в основном здесь застройка 19 века.
6. Проектировщики очень странно решили организовать дорогу для пешеходов. На первом пролёте сделали пандус для маломобильных граждан. Вот, мол, как мы заботимся о людях с ограниченными возможностями!
7. А сразу за ним идет просто лестница, где никакого пандуса нет. По ней сложно подниматься, даже если у тебя просто тяжелый чемодан, не говоря уже о том, что для людей на инвалидном кресле или с детской коляской лестница полностью недоступная. Для машин, понятное дело, никаких ступенек нет.
8. И какую кнопку нужно нажимать, если ты инвалид? Если нажать на ту, что слева, то придет специалист по работе с инвалидами, справа – специалист по работе с людьми с ограниченными возможностями.
9. Никуда не годится, что в исторических зданиях вставляют пластиковые двери. Окна и двери – это тоже часть архитектуры здания, и замена их на пластиковые полностью меняет внешний облик постройки. А ведь дверь – это очень важный элемент, потому что именно с ней мы постоянно контактируем, видим ее вблизи.
Причем Сбербанк поменял дверь в объекте культурного наследия, это здание конца 19 века. К сожалению, сегодня в России (и речь не только про Томск) считается, что дверь – это какая-то ерунда, которую можно без проблем заменить на какое-нибудь совершенно неуместное пластиковое говно.
Посмотрите, насколько уважительно, например, финны относятся к дверям, как сохраняют детали, там даже ручки остаются подлинные.
Почему, спрашивается, тот же Сбербанк не мог вместо пластиковой двери оставить оригинальную, ну или попытаться восстановить ее, если прежняя дверь была утеряна?
10. Здесь не помешало бы разобраться с рекламой, стоит ввести более строгий дизайн-код.
11. Разве так должен выглядеть фасад здания на улице, где каждый день проходит большое количество людей?
12. Примерно по таким улицам местным жителям приходится идти. Сколько месяцев здесь лежит этот снег? Почему нельзя его убрать?
13. Если свернуть во двор, то во многих местах вообще не убирали ни разу за всю зиму.
14. В 90-е город застроили какими-то непонятными зданиями из красного кирпича, ради этого вырубили деревья и снесли очень много деревянных построек.
15. Но что-то еще осталось.
16. Другое дело, что многие здания сейчас не в самом лучшем состоянии, а рядом с исторической застройкой влепить многоэтажку считается совершенно естественно.
17. Или же подобным образом сделать "евроремонт":
18. Есть река, вдоль которой расположена набережная, однако она уже давно нуждается в реконструкции, здесь могло бы быть хорошее общественное пространство.
19. А сейчас хочу рассказать вам про самый идиотский, безумный и глупый проект Томска последних лет. В районе с деревянной застройкой вдоль реки губернатор хочет построить дамбу, рядом с которой будет огромное уродское шоссе. Причем, понятное дело, что и стоимость строительства будет баснословной, при том что денег у города и так явно не сильно много. Это просто очередная глупость, которая, как я надеюсь, не будет реализована.
Кто-то действительно считает нормальным превратить все пространство у воды в очередную автодорогу?
20. Еще немного деревянной застройки. По всему городу очень много подобных домов, которые могли бы стать визитной карточкой города.
21. К сожалению, за многими сейчас не следят, бездумно вставляют пластиковые окна или же просто облицовывают фасад современными материалами, которые полностью меняют внешний вид.
22. При этом сами дома сохранились неплохо.
23. Все это можно привести в порядок.
24. За те деньги, которые были потрачены в Томске на создание набережной, про которую я недавно писал, можно было восстановить порядка 100 зданий, то есть вернуть к жизни все деревянные постройки, которые срочно требуют помощи. Представьте, насколько преобразился бы город!
25. Мечеть. Татарская слобода.
26. Если бы деньги пустили на восстановление деревянного наследия, сюда бы съезжались люди со всего мира.
27. Зато в Томске действует очень классная программа «Дом за рубль». Можно взять здание за символическую плату, восстановить его, после чего оно перейдет к вам на 49 лет в пользование. Очень крутая программа, которая может позволить восстановить многие деревянные постройки, до которых никому нет дела.
28. При этом нужно понимать, что восстановление каждого дома – это совсем не дешевое удовольствие. Стоимость реставрации большого дома может достигать порядка 8-10 млн. рублей. Но за эти деньги вы фактически получаете здание на 49 лет, срок окупаемости подобных проектов примерно 8-10 лет.
29. Это как раз несколько примеров восстановленных домов по этой программе. Получились приятные нарядные здания. К сожалению, их пока не так много (восстановлено только 4 дома), потому что у этой программы достаточно жесткие ограничения. Вы не можете как попало восстановить дом, это должна быть качественная реставрация, проект которой нужно заранее согласовать. Опять же, старый дом нужно не только восстановить, но и содержать потом.
30. Фонд «Внимание» хочет попробовать взять один дом, восстановить его и показать, как все это можно организовать. Будем освещать все этапы проекта. Надеюсь, что получится все классно и мы поучаствуем в спасении одного из деревянных домов Томска.
31. Очень странное здание, где раньше был какой-то памятник архитектуры, который решили осовременить. Получилось, конечно, полнейшее говнище. В мире можно найти очень мало примеров восстановления исторических зданий с добавлением современных элементов, чтобы это потом смотрелось достойно.
Это как охотник, который убивает животное и вешает голову в качестве трофея на стену к себе в дом. Здесь аналогичная ситуация – уничтожили постройку и вывесили трофей с гордостью, что убили историческое здание.
32. Но многие деревянные дома находятся в ужасном состоянии – полусгнившие, разваливающиеся здания.
33. Немного подробнее про трамвай в Томске. В целом все плохо – старые кривые рельсы, стрелки, которые нужно вручную переводить, очень древний подвижной состав, поэтому пользоваться им в городе не очень удобно.
34. Трамвай идет по городу очень шумно, неустойчиво. Даже если купить новый подвижной состав, все равно ездить будет некомфортно, потому что нужно менять сами рельсы.
35. А это трамвайная остановка. Даже не везде есть знак. Люди порой ждут трамвай просто около сугробов, поскольку знают, что трамвай здесь остановится.
36. Для Томска хорошая остановка выглядит примерно так:
37. Когда люди видят подобную трамвайную систему, у них и возникает желание убрать этот вид транспорта из города. Но это в корне неверный подход. Наоборот, в трамвай нужно вкладывать средства и восстанавливать его. Это как если бы жители начали говорить о необходимости запретить автомобили и убрать все автомобильные дороги из-за того, что они все плохие и в ямах.
38. Посмотрите, в каком состоянии находятся трамвайные пути. Сантиметров 5 зазор между ними. Не понятно, как здесь вообще трамваи не сходят с рельсов.
Очень обидно за трамвайную систему Томска. С одной стороны, здесь есть выделенные трамвайные линии, то есть трамваи не отбирают место у автомобилей, но система настолько деградировала, что на нем передвигаться по городу сейчас можно только от безысходности.
Трамвай – это эффективная, экологичная и удобная транспортная система, но только в том случае, если им кто-то занимается. Хороший трамвай, где следят за состоянием рельсов и нормально обслуживают технику, можно спокойно пускать даже около жилых домов. Современные технологии позволяют укладывать так рельсы, что ни шума, ни вибрации нет. Вот, например, современный трамвай в Марселе, во Франции:
39. Необычный дом, где вывеску поставили таким образом, что она перекрывает часть здания.
40. Ладно, давайте немного погуляем по спальным районам.
41. В городе почему-то большая проблема с уборкой снега. Повсюду скользко, не понятно, как здесь пожилые люди добираются до магазина. Когда ехал из аэропорта в город, таксист выдвинул популярную в нашем обществе теорию, что это итальянские пенсионеры мрут как мухи от коронавируса, потому что они постоянно ходят по городу, а наши пенсионеры сидят по домам, поэтому коронавирус их не коснется.
Так вот, вы задумайтесь, почему наши пенсионеры не могут дальше дома отойти. Это не потому, что им так нравится сидеть в четырех стенах, а просто у нас настолько плохо все с городской средой, что выход из дома – это подвиг для пенсионера. И в этом нет ничего хорошего – это не повод для гордости. Город должен быть доступным и справедливым для всех.
42. В новой застройке тоже мало хорошего.
43. Вот, например, район «Южные ворота» на окраине города. Фактически застройка велась в поле, но район состоит только из многоэтажных домов. Вокруг Томска куча земли, и это не Сингапур или Гонконг, где не хватает пространства.
Если мы посмотрим города в Европе или Америке, то высокие дома и небоскребы мы увидим только в центре, а вот на окраине будут небольшие частные дома, и никому в голову не придет делать там такие многоэтажки.
Вот окраины Нью-Йорка, где высотные здания видны лишь в центре, а на окраине застройка существенно ниже.
44. Забавно, что многие в достоинства подобных районов записывают какие-то базовые вещи: есть школа, детский сад, есть площадка для детей. Но эти объекты по умолчанию должны быть.
45. Вопрос для жителей Томска: зачем нужен этот забор? От чего или от кого он защищает этот дом? Даже если мы теоретически предположим, что он защищает газон, то почему он стоит посередине этого газона?
46. Всех жителей подобных районов можно было бы без проблем расселить в домах меньшей этажности. Можно было бы сделать просто более плотную, но при этом среднеэтажную застройку, без всех этих пустырей.
47. Удивительно, как за последние десятилетия деградировала у нас городская среда. Людей убедили, что это и есть нормальное жилье. Они покупают здесь квартиры и им кажется, что это современный район. При этом в мире практически никто так уже не строит много лет.
Даже китайские новые высотки выглядят живее и интереснее, чем современные российские новостройки:
48. С уборкой снега и здесь проблемы. Из Томска уехали все снегоуборочные машины?
49. А это район Черемошники, все время почему-то хочется назвать его Черемушки. Он считается одним из самых плохих в Томске. Говорят, что здесь достаточно опасно. Не знаю, что здесь с преступностью, но вот это убогое кронирование деревьев мне уже не нравится.
50. В основном достаточно бедный район с низкоэтажной застройкой.
51. Все очень плохо с тротуарами, много мусора.
52. Выглядит очень депрессивно. Хочется сесть в трамвай и уехать подальше. Еще бы найти трамвай только.
53. Но зато даже здесь жители смогли организовать себе небольшое общественное пространства, где можно отдохнуть на природе, приготовить шашлыки, пообщаться.
54. А вот дороги здесь есть не везде, машины передвигаются очень медленно, люди живут небогатые, про благоустройство вообще бессмысленно говорить. Тротуаров и так практически нет, так еще и ржавые машины постоянно перегораживают путь.
55. А это район с названием «Париж». Самое сложное здесь оказалось узнать, почему он так называется. Когда-то тут стояло кафе, которое и называлось «Париж», но в остальном с французской столицей я ничего общего не заметил.
56. Знаменитые парижские кварталы. На стенах реклама наркотиков, рядом ледяные сугробы, на деревьях висят ботинки, некоторые окна заколочены.
57. А еще много мусора и арматура под ногами.
58. Иногда создается впечатление, что район вчера бомбили. Мусор, повсюду припаркованные машины. Лед начинается прямо на выходе из подъезда – как здесь вообще люди ходят?
59. Прямо около жилого дома пришли рабочие, починили люк, а весь мусор после себя оставили. В итоге бетон, арматура, камни – все валяется прямо под ногами, где ходят люди, гуляют дети. Это пример того, как у нас относятся к городской среде.
60. Но в целом Томск – неплохой город. Если здесь восстановить деревянные здания, привести в порядок улицы, то это был бы отличный туристический центр международного уровня. Мало где сохранилось так много деревянной застройки, причем именно высокого качества, с деталями: с наличниками, с красивыми ставнями. В той же Скандинавии, которая очень бережно сохраняет деревянные здания, постройки гораздо примитивнее. У нас же, к большому сожалению, подобные дома часто воспринимают как какие-то гнилые бараки, которые нужно или сжечь, или облицевать сайдингом.