Успокойся!
Сегодня в очередной раз поговорим с вами про успокоение трафика. "Трафик, узбагойся!!!" – вы наверняка слышали это выражение, и не раз. Зачем это нужно? Что это вообще значит?
Смотрите, вот так выглядит дорога, которая идёт через деревню в России:
Это не федеральная трасса, а просто дорога, на которую нанизаны маленькие деревушки. Одновременно это чаще всего единственная улица в деревне. То есть по этой дороге (часто без тротуаров) люди ходят друг к другу в гости и в магазин, её постоянно переходят, на ней могут быть животные, на ней могут играть дети. И всё это существует рядом с постоянно проносящимися автомобилями.
Обычно скорость в населённом пункте ограничена 60 км/ч, плюс 20 нештрафуемых, а можно ещё поддать газку и ехать 100 – и за это тебе придёт штраф всего 250 рублей (если сразу оплатить). Вот и несутся по таким дорогам с ветерком.
А теперь посмотрите, как выглядит подобное место в Нидерландах:
Во-первых, перед въездом в жилую зону будет искривление дороги. Тут можно не вешать знаков, не ставить камер – водитель сам снизит скорость, чтобы не повредить свою машину.
А вот так выглядит въезд в населенный пункт в Австралии:
Далее дорога сужается до одной полосы! Да, не по одной полосе в каждую сторону, а всего одна полоса. На этой полосе в шахматном порядке установлены преграды, которые искусственно искривляют дорогу. Ограничение тут не 60+20, а 30 км/ч. Эта та скорость, при которой водитель не сможет никого убить.
Благодаря искусственным преградам водитель едет осторожно. Если появится встречный автомобиль, то нужно будет аккуратно разъехаться. Понятно, что такое решение с одной полосой применяется там, где трафик небольшой.
Подобные решения используются и в центре городов. Вот, к примеру, Будапешт:
А это Лондон.
Вот как это работает в Лондоне на улице в жилом районе. Тоже пример того, как двусторонняя улица остаётся фактически с одной полосой.
Здесь нет знаков, нет разметки – водители вынуждены договариваться между собой.
Вообще, если мы говорим про тихие улицы, то искривление дороги является очень важным фактором. Вот улица в Будапеште:
А это Норвегия:
В зависимости от того, как сильно мы хотим снизить скорость, искривления могут быть разными.
В жилых районах Окленда (крупнейший город Новой Зеландии) на улицах высаживать деревья по центру дороги! У нас бы все плевались, орали – как же теперь гонять?! А в Окленде ценят жизни людей.
Очень важно правильно делать пешеходные переходы. Пешеходный переход – это не только разметка. Чтобы водители снижали скорость, перед пешеходным переходом обязательно надо делать искривление дороги. Обычно это происходит естественно, так как должен ещё быть островок безопасности.
Кроме зашиты пешехода, островки делают безопасными перекрёстки, уменьшая радиус поворота автомобилей (что также снижает их скорость).
Пример хорошего перехода с подсветкой, островком безопасности и защитой пешеходов. Видно, что полоса с каждой стороны сужается перед островком и расширяется до прежних параметров после.
Пример из Австралии. Здесь помимо островка безопасности есть дополнительное сужение дороги, а сам переход приподнят.
Приподнятый переход в Новой Зеландии.
Ещё одно интересное решение – отсутствие знаков и разметки. Для нас это звучит дико, но практика показывает, что на такой дороге водители ведут себя гораздо аккуратнее.
Пример общего пространства, где ни у кого нет приоритетов
Да, оказывается, что много знаков – это не всегда хорошо.
Я уже вижу, как, прочитав предыдущее предложение, каждый гаишник сходит с ума, начинает вертеться, шипеть и дымиться, потому что он не способен представить дорогу без кучи знаков. Но такие дороги есть, и в современных городах их становится всё больше.
Например, в Германии к началу 2000-х действовало 648 различных указателей, дающих в совокупности свыше 1,8 тысячи комбинаций. Всего в стране насчитывалось около 20 млн знаков, причем основная их масса была сосредоточена в центральной части городов, где на 100 метров пути приходилось по 20 знаков. Опрос показал, что 75% немцев недовольны огромным количеством знаков – и это самый высокий уровень недовольства в Европе.
В итоге немецкий город Бомте в 2007 году наряду с шестью городами и провинциями Великобритании, Дании, Бельгии и Голландии принял участие в проекте Европейского союза по избавлению населенных пунктов от дорожных знаков и указателей. До этого похожие эксперименты успешно проводились более чем в 100 немецких городах, однако на полный отказ решились лишь власти Бомте.
С улиц убрали все дорожные знаки, включая знаки ограничения скорости, приоритета, запрета на парковку и так далее. Единственным сохранившимся правилом движения осталось правило "помехи справа", а также запрет на передвижение в городской черте со скоростью больше 50 километров в час. Результаты стали видны уже после первого месяца: в среднем на улицах Бомте, в котором проживало чуть больше 13 тысяч человек, происходило от 40 до 45 аварий в год, при этом за первый месяц после избавления от знаков не произошло ни одной аварии.
Вот ещё несколько примеров, с которыми я сталкивался лично. Это улица в голландском Зандаме. Во-первых, она двусторонняя, но тут нет разметки. Это сделано специально для того, чтобы водители не гоняли. Во-вторых, отсутствуют знаки пешеходных переходов или главной дороги. Всё это заставляет водителей вести себя аккуратнее.
Утрехт. То же самое: для машин оставили узкую полосу по центру, причём на ней должны умудриться разъехаться два автомобиля. А по обеим сторонам от неё ездят велосипедисты. Знаков никаких не видно.
Так выглядит пешеходный переход в новом районе Окленда:
Никаких знаков тут нет.
А это общая улица в том же Окленде. Да, здесь по центру ездят автомобили, но нет ни разметки, ни знаков. Водители ориентируются по решётке ливнестока, а также по велопарковкам и клумбам. Такой улицей пешеходы, велосипедисты и водители пользуются совместно и ведут себя на ней очень внимательно.
Ещё один важный момент – как сделать перекрёстки. Кольцевая развязка, вынуждающая выбирать приоритет проезда одновременно с необходимостью вписываться в повороты, вынуждает снижать скорость. В Нидерландах для замедления трафика зачастую используют круговое движение на перекрёстках.
Современное круговое движение используется на высокозагруженных улицах как мера успокоения трафика и замена знака "СТОП". Такая мера существенно снижает аварийность на перекрёстке.
Кстати, обратите внимание, что на каждом перекрёстке непременно есть островок безопасности.
В Европе там, где быстро ездить нельзя, стараются делать очень узкие полосы.
Например, по нашим ГОСТам на улице местного значения стандартная ширина – 3,5 м, а в Швейцарии – 2,6. Для районных улиц 3,75 и 3,15 м, а для скоростных – 3,75 и 3,5 м соответственно.
Быстро никто не ездит, чтобы не задеть машину на соседней полосе (попутной или встречной). Поэтому можно делать полосы разной ширины в зависимости от скоростного режима.
А вот внутригородская улица в Норвегии. Как видно, не только автобус, но и широкие легковые автомобили в неё умещаются впритык.
Все эти меры помогают без каких-либо знаков и штрафов сделать физически невозможным нарушение правил. Даже если кто-то сойдёт с ума, купит ксиву, поставит мигалку и решит полихачить, у него ничего не выйдет, потому что правильно спроектированная среда предупреждает любые нарушения.