November 2, 2020

Особый путь в транспортную жопу

Фото: dmitrymax / TransPhoto

Ладно, чтобы вы после утренней инъекции позитива не начали идеализировать наших крепких хозяйственников и романтизировать обстановку в наших городах, вот вам ложка дёгтя.

Как вы, наверное, знаете, в Кемеровской области есть два крупных города – собственно Кемерово и Новокузнецк, причём население второго ещё недавно было существенно больше, чем в столице региона, а сейчас они примерно сравнялись. Логично, что между такими городами всегда есть некое соревнование, и жители, даже если не говорят это вслух, всегда думают: "Вот у нас круто, мы цивилизация, а вы просто большая деревня и всегда ею будете".

Понятно, что подобные формулировки надо чем-то подкреплять, но подкреплять особо нечем... Например, в сфере городского электротранспорта если и идёт какое-то соревнование между Новокузнецком и Кемерово, то только в плане "кто быстрее деградирует". Так, мэрия Новокузнецка решила уничтожить трамвайные пути на одной из центральных улиц, проспекте Металлургов, а Кемерово отказывается от трамваев и троллейбусов в пользу автобусов. Оказывается, это прямо официальная программа министерства транспорта Кемеровской области. Обнаружилось это случайно (может, транспортники объявляли её раньше, но до меня такие новости не долетали).

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв показал в своих аккаунтах в соцсетях новый трамвай для Новокузнецка, построенный в Усть-Катаве.

Один из пользователей инстаграма пришёл в комменты и спросил, планируется ли обновление электротранспорта в Кемерово. Ему ответил региональный минтранс, который честно признался, что город закупает и будет закупать автобусы, поэтому на трамваи с троллейбусами денег нет. Но если кто-то захочет сделать частную линию, то пожалуйста!

"С целью наиболее эффективного использования бюджетных средств и максимального обновления подвижного состава городского общественного транспорта, в Кемерово в качестве альтернативы трамвая и троллейбуса выбран автомобильный транспорт. Так с начала 2019 года в автопредприятия города уже поступили более 100 автобусов, и обновление продолжается. Вместе с тем прорабатываются варианты использования механизма государственно-частного партнерства для обновления парка городского электрического транспорта".

Видимо, кто-то из мэрии Кемерово или минтранса Кузбасса сгонял в Питер посмотреть на трамвайную систему "Чижик", и ему очень понравилось, что город её не содержит. Это всё прекрасно, но по такой логике можно вообще отменить весь муниципальный транспорт и отдать всё на откуп маршруточникам. Ах, да! Ведь именно это и происходит по всей России последние 20 лет!

Фото: dmitrymax / TransPhoto

Кстати, в Кемерово всего 9 троллейбусных и 5 трамвайных линий, зато автобусов и маршруток просто огромное количество. Так что вектор развития общественного транспорта в городе и без заявления минтранса был вполне очевиден. Осталось только "в целях экономии" закрыть оставшиеся маршруты, а депо вместе с землёй продать под строительство ТРЦ или ЖК. КЭТК (Кемеровская Электротранспортная компания) как раз проходит процедуру банкротства. И будет всем счастье.

Кузбасс вовсю хохочет над недалёкой Европой, которая массово возрождает трамвайные системы, и делает ставку на автобусы. Причём это даже не BRT. И я не уверен, что в Кемерово есть хоть одна выделенка, чтобы пассажиры не торчали в пробках вместе с автомобилистами. Но что тут поделаешь, у Кузбасса особый путь.