Усть-Катав: трамвайная столица России без трамвая
Усть-Катав – один из самых известных городов России. Его хорошо знают не только в России, но и в странах бывшего СССР. Хм... не слышали? Но трамвай-то точно видели! Усть-Катав – это город-завод. Ему даже принадлежит своеобразный мировой рекорд. Именно тут выпустили почти 15 000 вагонов одной модели. Повод для гордости так себе. В то время как другие заводы постоянно обновляли модельный ряд, УКВЗ клепал свой металлический гробик на колёсах. В любом случае, у города есть имя! Город так или иначе знают, и он мог бы развивать промышленный туризм.
К сожалению, в Усть-Катаве вообще не понимают, что такое туризм. То есть в городе нет ни одного трамвая. Я был уверен, что на трассе рядом со стелой с названием города будет стоять трамвай-рекордсмен, но нет! Я был уверен, что в городе будет парочка памятников трамваю, но тоже нет. В городе нет даже намёка на трамвай – только пути, которые завод использует для тестов и обкатки. И это грустно. Сюда было бы интересно заехать, но сегодня в Усть-Катаве совершенно нечего делать.
Недавно город прославился ещё тем, что Рогозин пригрозил Илону Маску выпускать лифты с голосом Гагарина. Да, именно на вагоностроительном заводе делают лифты, которые должны говорить "Поехали!". Уверен, Илон Маск, узнав об этом, продал все свои акции, закрыл дом на ключ и ушёл в лес молиться... чтобы больше никакого Рогозина в его жизни не было.
Усть-Катав во многом похож на Златоуст, если не считать того, что он намного меньше. Как и Златоуст, изначально это был посёлок металлургов, выросший вокруг завода. Как и Златоуст, он очень зависим от крупных промышленных предприятий (точнее, одного предприятия). Как и Златоуст, он потерял значительную часть населения после распада СССР. Сейчас в городе осталось всего 22 тысячи жителей.
Но если Златоуст известен прежде всего своим богато декорированным холодным оружием, то Усть-Катав знаменит благодаря трамваям! Трамвайные вагоны местного производства можно встретить по всей России. По данным официального сайта УКВЗ, усть-катавские трамваи служат – или, во всяком случае, служили – на линиях 95% российских городов, где есть трамвайные системы (жаль, что таких городов с каждым годом всё меньше).
При этом в самом Усть-Катаве трамвая нет. Вернее, это трамвай Шрёдингера. Тут есть трамвайная линия для испытаний, но горожанам такая роскошь, как трамвай, недоступна. Если верить "Википедии", система была пассажирской до 1997 года, но и то ей могли пользоваться только сотрудники УКВЗ. Ну а в последние годы все вынуждены ездить на автобусах и маршрутках. Такая вот горькая ирония. Да и испытательная линия частично заброшена, остался лишь небольшой участок. Кстати, огромная по сравнению с Усть-Катавом Тверь решила пойти по его пути и тоже выпилила свой трамвай, хотя производит вагоны на ТВЗ.
Но трамваи – это только часть усть-катавской производственной мощи! Я уже напомнил вам о лифтах с голосом Гагарина. Дело в том, что завод входит в Объединённую ракетно-космическую корпорацию, которая на 100% принадлежит Роскосмосу. Кстати, сегодня тут вроде бы заодно строят ракетные двигатели, но это производство было мне не так интересно, как трамвайные цеха.
01. Усть-Катав – город малоэтажный. Пятиэтажки есть только в центре, большая часть города – это частный сектор.
02. Заводские корпуса занимают несколько кварталов.
03. Сам УКВЗ как будто застрял в советской эпохе. Трамваи вроде как современные, а завод очень старый. Вообще, трамваи тут собираются с 1901 года, когда был построен первый открытый трамвай для Тбилиси (тогда он назывался Тифлис). При советской власти трамвайное производство не закрылось, а расширилось, а в 1960 году у завода появилось даже собственное конструкторское бюро.
Именно здесь был разработан самый массовый в России и в мире трамвай КТМ-5 (он же 71-605), который производился 23 года и был выпущен в количестве 14 991 штуки. Большинству россиян эта жестянка хорошо известна. Вот КТМ-5 в Челябинске, городе с самым большим парком таких вагонов:
Далее в списке собственников трамваев этой модели следуют Саратов, Набережные Челны, Магнитогорск, казахстанский Павлодар и белорусский Мозырь. Кстати, в самом Усть-Катаве работает только один вагон 71-605 – это снегоочиститель:
04. Но давайте посмотрим, как делают более современные усть-катавские модели. Сначала варится рама.
05.
06. Затем на неё крепятся панели корпуса. Гершман жаловался на "гаражную сборку" усть-катавских трамваев. И правда, похоже.
07.
08.
09. Когда корпус собран, его шлифуют, грунтуют и окрашивают.
10. А это тележка, благодаря которой трамвай, собственно, может двигаться по рельсам.
11.
12. Скоро это колесо поедет, например, по Краснодару, который недавно купил сразу 100 вагонов.
13. Тем временем вагон уже остеклили.
14.
15. Салон почти готов, но сидений пока нет.
16. Кабина
17. Монтаж проводки
18. В современном трамвайном вагоне длина кабелей может составлять десятки километров.
19. Располагать кресла друг напротив друга в сравнительно узком трамвайном вагоне – так себе идея. Как и ставить их против хода движения. Но конструктор этой модели уверен, что всё хорошо.
20.
21. Морда
22.
Мы с Аркадием думали, что при заводе будет большой трамвайный музей, но вместо него там оказалась маленькая комнатка с несколькими макетами. Чтобы посетить её, надо за сутки получать разрешение у службы безопасности.
Это, мягко говоря, странно. Усть-Катаву сегодня совершенно нечем привлечь туристов, хотя можно было бы сравнительно легко сыграть на звании трамвайной столицы. Как минимум – сделать существующую линию работающей, пустить по ней парочку отреставрированных легендарных КТМ-5 для туристов и выставочные образцы современной техники для возможных покупателей. Можно в одном из цехов сделать полноценный музей, можно продумать и построить новый туристический трамвайный маршрут, с которого будут открываться шикарные виды на город...
Но Усть-Катав не хочет эксплуатировать свою славу, он застрял в советской эпохе и в роли сурового градообразующего предприятия, где работяги вручную клепают вагоны сомнительного качества... Кстати, я не уверен, что подчинение завода космической корпорации – хорошая идея. Усть-Катаву нужна открытость, а не наоборот.
23. Справа видна часть испытательного полигона, сегодня заброшенная.
24. Ладно, давайте посмотрим на сам город. Это центр Усть-Катава – советский ДК и ксиловский городок. Радует, что на центральной площади нет парковки.
25. Дети гоняют на роликах и самокатах. Так и должно быть, более крупным городам есть чему поучиться.
26. Свежевыкрашенный Ленин в промышленном городе смотрится достаточно органично, но всё равно хочется сдать его в музей. Почему бы не отвезти его на завод?
27. В городе до сих пор осталось много артефактов из прошлого века, например старые светофоры. Они уже давно не работают, в других городах их давно сдали на металлолом или сняли на продажу, а в Усть-Катаве они просто висят, всеми забытые, на старых столбах.
28. Человек отдыхает прямо на центральной площади, и никто к нему не пристаёт. Вон даже опохмел рядом стоит. Разве не чудо?
29. Здание администрации Усть-Катава
30. В городе очень любят заборы и оградки. О причинах – чуть ниже.
31. Это, пожалуй, главная после трамваев достопримечательность города – пешеходный Брянский мост, построенный в 1944 году. Кстати, изначально он был автомобильно-пешеходным, и по нему ездили даже грузовики, но в 70-е его закрыли для машин.
32. Для пешеходов сделали крутейший деревянный настил!
33. Ещё одним символов Усть-Катава могли бы считаться коровы. Хозяева обычно отпускают их погулять во дворе. Теоретически корову могут забрать на "штрафстоянку", но городу это не очень выгодно, потому что корову надо кормить. В итоге коровки гуляют на вольном выпасе, и никого это особенно не тревожит.
34. Благоустройство
35. Обилие разнообразных заборчиков и оградок связано, как я понял, как раз с прожорливостью коров. Впрочем, не знаю, что мешает корове перегнуться через забор и сожрать цветочки.
36. Обратите внимание, что местные жители предпочитают сидеть не на голой лавочке у подъезда, а на хорошей скамейке со спинкой в окружении зелени. Это к вопросу о том, какими должны быть лавочки.