Треть всех ДТП в России – наезды на пешеходов. И будет только хуже

На этой неделе в режиме видеоконференции состоялось заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Главная тема – повышение безопасности пешеходов.

Говорить про существующие проблемы на российских дорогах важно и нужно, с этим никто не спорит. Вот только предложения по решению накопившихся проблем вызывает порой еще больше вопросов. Текущую ситуацию можно назвать катастрофой, количество смертей на наших дорогах в год можно сравнить с падением около 90 полностью заполненных самолетов Боинг 737, где никто не выжил. Страшные цифры вновь были озвучены и сейчас:

«Анализ смертности за 2019 год показал, что существует три ключевые причины, каждая из которых унесла более 4000 жизней: наезды на пешеходов, причём 80% из них – вне пешеходных переходов, вождение в нетрезвом виде и выезд на встречную полосу движения. Именно на этих факторах мы сконцентрируем свою работу».

Председатель комиссии, вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин / ГИБДД.РФ

На заседании было отмечено, что 917 смертельных случаев произошли на переходах, – то есть в местах, где пешеходы должны чувствовать себя в безопасности. Вдумайтесь, почти тысяча человек лишились жизни только на переходах за один год. А сколько еще стали инвалидами, получили травмы различной степени тяжести? А искалеченные жизни водителей, многие из которых наверняка лишились свободы на многие годы?

Прозвучали даже вполне логичные причины столь плачевной статистики. Михаил Черников, руководитель российской Госавтоинспекции, назвал факторы, оказывающие существенное влияние на риск совершения и тяжесть последствий ДТП с участием пешеходов:

  • скорость движения транспорта;
  • отсутствие дорожно-транспортной инфраструктуры для пешеходов;
  • плохая видимость пешеходов, то есть недостаточная освещенность на дорогах или ее полное отсутствие.

Вот только с решением возникли проблемы.

С одной стороны, были названы достаточно правильные меры: введение ограничения скорости в жилых районах и местах интенсивного движения пешеходов, установка перед пешеходным переходом искусственных дорожных неровностей, создание шумовых полос, организация освещения пешеходных переходов, а также мест подходов к ним, переоборудование наземных переходов из нерегулируемых в регулируемые.

С другой стороны, в качестве мер, направленных на снижение количества смертей пешеходов, в очередной раз прозвучали совершенно безумные предложения. И если практика проведения массовых пропагандистских и социальных кампаний – это в достаточной степени бесполезная работа, но которая хотя бы не прибавит дополнительных смертей, то часть из озвученного сделает все действительно хуже:

  • сооружение подземных и надземных переходов;
  • установка перильных пешеходных ограждений.

Опять?! Еще больше подземных переходов и ограждений? Это именно то, чего сейчас не хватает в наших городах? Это именно те меры, которые показали отличные результаты и поставили Россию на один уровень со странами, где на дорогах перестали гибнуть пешеходы?

Фото: Игорь Свириденко / 76.ru

В очередной раз под видом создания качественной инфраструктуры для пешеходов пытаются пропихнуть дорогие идеи, которые только ухудшат положение вещей. Уже неоднократно писал, что к безопасности ни подземные переходы, ни заборы, никакого отношения не имеют. Единственное логическое объяснение их появлению – кто-то решил распилить бюджет.

Пешеходы погибают на переходах? О, а давайте их под землю всех загоним! А еще огородим все заборчиками, чтобы машины могли гонять по улицам. В целом проблему со смертностью на дорогах это не решит, поэтому ради приличия поставим знаки ограничения скорости и установим парочку лежачих полицейских. А через год вновь соберемся и еще что-нибудь придумаем.

Никто не хочет разбираться, почему люди действительно гибнут на существующих переходах, почему перебегают на красный или вообще в неустановленных местах. Может, самих переходов не хватает? Или светофоры настроены таким образом, что для перехода обычной дороги нужно потратить очень много времени? Или переходы опасные – нет островков безопасности, а из-за заборов и припаркованных машин не видно приближающихся пешеходов?

А причина многих смертей очень проста. Там, где должна быть зебра со светофором, людям предлагают либо подземный переход, куда неудобно и тяжело спускаться, либо крюк в полкилометра. И, к большому сожалению, менять сложившуюся практику никто явно не собирается.