Хабаровск будет хуже Владивостока
Уже почти пять лет назад я летал в Хабаровск, чтобы сделать репортаж из серии "Плохой/Хороший".
У меня тогда многие спрашивали, какой город круче – Хабаровск или Владивосток. Это такой извечный вопрос, очень важный для жителей Дальнего Востока.
И для меня как для человека чужого и непредвзятого было как-то очевидно, что Владивостоку до Хабаровска очень далеко. Процитирую сам себя:
"Однозначный ответ есть – Хабаровск! Хабаровск в миллион раз лучше Владивостока. Почему?
– Хабаровск – это порядок, Владивосток – бардак;
– в Хабаровске есть нормальный общественный транспорт, во Владивостоке – бардак;
– в Хабаровске вежливые водители соблюдают правила, во Владивостоке – бардак;
– в Хабаровске очень чисто, во Владивостоке – помойка бардак;
– в Хабаровске берегут исторический облик и сохраняют старую архитектуру, во Владивостоке – бардак;
– Хабаровск – город с достоинством, во Владивостоке – бардак.
Единственный плюс Владивостока – это море. Да, повезло, но во всём остальном он и близко с Хабаровском не стоит. Кто вообще придумал сравнивать Владивосток и Хабаровск? Это как сравнивать Москву и Питер. Говорить, что Москва лучше Питера, могут только москвичи (как я), все остальные понимают, что Санкт-Петербург в миллион раз лучше Москвы, и нет тут причин для спора. Так же и здесь – говорить, что Владивосток лучше Хабаровска, могут только владивостокцы".
В прошлом году я вновь побывал во Владивостоке и обнаружил, что город становится всё хуже и хуже. Казалось бы, в этих условиях Хабаровск должен оторваться, уйти далеко вперёд и стать недосягаемым. Но дальневосточные города почему-то решили соревноваться не в прогрессе, а в деградации.
В Хабаровске нашёлся почётный дорожник, который считает, что городу не нужен современный и комфортный общественный транспорт. Дорожника интересуют только дороги. Поэтому в городе не будет ни новых трамвайных линий, ни даже выделенных полос для автобусов, а нищеброды, которые не могут позволить себе автомобиль, пусть ездят в общем потоке на ПАЗиках или их китайских аналогах.
Так решил начальник управления дорог и внешнего благоустройства Хабаровска Александр Семёнович Шарабарин.
"13 января 2020 года на должность начальника управления дорог и внешнего благоустройства назначен Шарабарин Александр Семенович. Он родился в 1963 году, имеет два высших образования: в 1985 году окончил Хабаровский политехнический институт, в 2001-м – Дальневосточную академию государственной службы. Александр Шарабарин имеет опыт руководящей работы более 16 лет.
Награжден Почетной грамотой губернатора Хабаровского края, Благодарностью министерства транспорта РФ, нагрудным знаком «В память 200-летия управления водяными и сухопутными сообщениями» и медалью «За строительство автодороги «Амур» министерства транспорта РФ, медалью МЧС России «За содружество во имя спасения», нагрудным знаком «Почетный дорожник России»".
Во всяком случае, это следует из его ответа на обращение:
К сожалению, Александру Семёновичу очень хочется превратить Хабаровск в такой же автомобильный ад, как Владивосток. Почему-то транспортные решения, которые с успехом применяются в современных городах, ему кажутся "фантазийными".
Если бы Шарабарин открыл список всех трамвайных систем в мире, он бы охуел от увиденного. Потому что многие из них были открыты за последние 20 лет. Франция, Испания, Великобритания, Китай, даже Северная Африка – везде появляется современный, экологичный и комфортный общественный транспорт. И только хабаровские дорожники такое развитие считают "фантазийным".
Трамвай в Лионе
Трамвай с выделенными путями, платформами и турникетами в Касабланке (Марокко)
Трамвай в Алжире
И почему, кстати, позитивный зарубежный опыт – это "оторванность от реальности"? Оторванность от реальности – это когда ты продолжаешь херачить хорды и развязки, расширять дороги и уничтожать общественный транспорт вместе с пешеходной инфраструктурой, что в развитых странах перестали делать ещё 30 лет назад. А потом сидишь и удивляешься: "Ай-яй-яй, откуда здесь пробки? Мы же выдрали отсюда трамвайные рельсы и прогнали автобусы с выделенок, должно было всё поехать!"
Жалобы на "текущую экономическую ситуацию" тоже удивляют. Насколько я знаю, Россия тратит кучу бабла именно на Дальний Восток, есть даже целое министерство по его развитию. Не думаю, что очень сложно обосновать необходимость выделения средств на развитие транспортной системы и закупку современного подвижного состава. Те же хорды с развязками стоят не дешевле, только они портят городскую среду, а не улучшают её.
Тут возникает вопрос, почему какие-то дорожники вообще отвечают за всю мэрию и решают транспортные вопросы в городе. У Хабаровска вроде есть управление промышленности, транспорта и связи, которое должно заниматься как раз развитием общественного транспорта. Конечно, в этом управлении тоже всё намешано в одну кучу, должен быть самостоятельный дептранс, но всё-таки...
Из-за таких вот дорожников всё больше крупных российских городов превращается в непригодное для жизни пространство. Это уже произошло с Челябинском, прямо сейчас это происходит, например, с Тюменью и Новосибирском.
Если Хабаровск будет развиваться так, как хочется некомпетентным дорожникам, из него просто получится второй Владивосток. Или даже хуже, потому что Владивосток давно уже просрал все полимеры, а у Хабаровска всё было, нужна была только воля, чтобы не пойти по деструктивному пути.
Сейчас из 5 действовавших троллейбусных маршрутов в городе остался только один, из 10 трамвайных – три. И это, напомню, в тот момент, когда весь цивилизованный мир восстанавливает системы электротранспорта или строит новые.
Поэтому если мнение Шарабарина всё же возобладает, предлагаю сразу переименовать Хабаровск в Шарабаровск, чтобы увековечить имя этого выдающегося хозяйственника.