Вокзал как зона строгого режима
Помните, еще недавно на вокзалы можно было зайти просто так, не было бесконечных заборов, рамок и многочисленных отрядов полиции. Не нужно было при входе вытаскивать ключи, зажигалки, телефоны и прогонять все вещи через ленту. В худшем случае менты выгоняли людей, у которых на руках не было билета, но тотального досмотра не было.
Но потом все изменилось. Под предлогом безопасности автобусные и железнодорожные станции постепенно превратились в настоящие зоны строгого режима. Сначала на каждом входе поставили рамки металлодетекторов, перекрыли прямые переходы из метро на вокзал, потом стали появляться разного рода ограждения на выходе уже к поездам, причем порой принимаемые меры стали больше смахивать на какую-то карикатуру. Абсурдность и неэффективность подобной системы специалисты по безопасности понимали с самого начала. Но театр безопасности продолжает свою работу.
На это раз дополнительные меры решили ввести в Челябинске.
В городе в скором времени нельзя будет попасть на платформы с улицы через пешеходный мост без прохождения досмотра на вокзале, об этом сообщает Челябинский урбанист. Но проблема в том, что этот пешеходный мост через железнодорожные пути — едва ли не единственный путь для жителей района пройти в центр города пешком. Многие его используют каждый день.
Поэтому прямо на пешеходном переходе начали устанавливать ограждение, которое поделит мост на две части. Людям придется идти вдоль забора, словно они находятся на территории тюрьмы. Красиво, правда?
Смогут ли эти меры повысить безопасность пассажиров?
Очевидно, что нет. Ни рамки, ни заборы не спасают людей от террористов и преступников. Простой пример: если террорист взорвётся в толпе перед рамками досмотра, жертв будет не меньше, чем если он сделает это внутри вокзала. Вспомните, в 2013 году волгоградский террорист именно так и поступил. Тогда помимо 11 обычных граждан погиб один полицейский и двое охранников РЖД. И как помог досмотр на входе?
Кроме того, потенциальному террористу вообще ничто не мешает сесть в электричку или поезд на каком-нибудь полустанке и доехать до крупной железнодорожной станции, после чего дойти до вокзала через все эти новые заборы и ограждения. А на входе опять попадет в толпу людей, ожидающих досмотра.
Все эти меры, которые в последние годы активно принимаются на российских станциях, абсолютно бесполезны с точки зрения безопасности, но при этом они создают реальные проблемы для людей:
- Во-первых, все эти рамки и заборы мешают пассажирам. На входе на вокзал надо стоять в очереди, выворачивать карманы, рискуя потерять смартфон, ключи и документы, надо затаскивать багаж на сканер. Сплошной дискомфорт. А как быть, если ты опаздываешь на поезд? Сбивать охрану регбийным приёмом и бежать к поездам, надеясь, что тебя не пристрелят?
- Во-вторых, досмотры снижают привлекательность железных дорог в целом. Кроме того, даже чисто эстетически все выглядит непрезентабельно. Посмотрите на новые ограждения в Челябинске – так должен выглядеть современный вокзал? В результате мы получаем парадоксальную ситуацию: поезд – один из самых комфортных видов транспорта, но тебе на ровном месте создают дополнительные проблемы.
- И в-третьих, это дорого. Представьте себе количество оборудования, которое РЖД закупает для досмотра, а также число охранников на зарплате. Это огромные деньги. Если бы от досмотров на вокзалах отказались, на сэкономленные средства можно было бы качественно отреставрировать вокзалы и станции, а не превращать их в пластиковые бараки, как это происходит сейчас.
Напомню, что в США и в Европе никаких рамок на вокзалах нет.
Так что, в Нидерландах, Португалии или Франции ничего не понимают в безопасности транспортных объектов?
Нет, как раз наоборот. Просто там считают, что предотвращением терактов должны заниматься спецслужбы. И хорошие спецслужбы предотвращают теракты еще тогда, когда какая-нибудь сволочь только захотела его устроить. Спецслужбы не должны ждать, когда террорист дотопает до вокзала, где ее попросят снять ремень, часы и обувь. Тогда уже что-то предпринимать будет поздно.
У нас же продолжают заниматься имитацией бурной деятельности, направленной на повышение безопасности пассажиров – ставят рамки и делят станции на зоны с помощью заборов. Вот только весь этот цирк не имеет к самой безопасности никакого отношения.