Вокзал как зона строгого режима

Фото: Челябинский урбанист

Помните, еще недавно на вокзалы можно было зайти просто так, не было бесконечных заборов, рамок и многочисленных отрядов полиции. Не нужно было при входе вытаскивать ключи, зажигалки, телефоны и прогонять все вещи через ленту. В худшем случае менты выгоняли людей, у которых на руках не было билета, но тотального досмотра не было.

Но потом все изменилось. Под предлогом безопасности автобусные и железнодорожные станции постепенно превратились в настоящие зоны строгого режима. Сначала на каждом входе поставили рамки металлодетекторов, перекрыли прямые переходы из метро на вокзал, потом стали появляться разного рода ограждения на выходе уже к поездам, причем порой принимаемые меры стали больше смахивать на какую-то карикатуру. Абсурдность и неэффективность подобной системы специалисты по безопасности понимали с самого начала. Но театр безопасности продолжает свою работу.

На это раз дополнительные меры решили ввести в Челябинске.

В городе в скором времени нельзя будет попасть на платформы с улицы через пешеходный мост без прохождения досмотра на вокзале, об этом сообщает Челябинский урбанист. Но проблема в том, что этот пешеходный мост через железнодорожные пути — едва ли не единственный путь для жителей района пройти в центр города пешком. Многие его используют каждый день.

Фото: Челябинский урбанист

Поэтому прямо на пешеходном переходе начали устанавливать ограждение, которое поделит мост на две части. Людям придется идти вдоль забора, словно они находятся на территории тюрьмы. Красиво, правда?

Фото: Челябинский урбанист

Смогут ли эти меры повысить безопасность пассажиров?

Фото: Челябинский урбанист

Очевидно, что нет. Ни рамки, ни заборы не спасают людей от террористов и преступников. Простой пример: если террорист взорвётся в толпе перед рамками досмотра, жертв будет не меньше, чем если он сделает это внутри вокзала. Вспомните, в 2013 году волгоградский террорист именно так и поступил. Тогда помимо 11 обычных граждан погиб один полицейский и двое охранников РЖД. И как помог досмотр на входе?

Кроме того, потенциальному террористу вообще ничто не мешает сесть в электричку или поезд на каком-нибудь полустанке и доехать до крупной железнодорожной станции, после чего дойти до вокзала через все эти новые заборы и ограждения. А на входе опять попадет в толпу людей, ожидающих досмотра.

Все эти меры, которые в последние годы активно принимаются на российских станциях, абсолютно бесполезны с точки зрения безопасности, но при этом они создают реальные проблемы для людей:

  • Во-первых, все эти рамки и заборы мешают пассажирам. На входе на вокзал надо стоять в очереди, выворачивать карманы, рискуя потерять смартфон, ключи и документы, надо затаскивать багаж на сканер. Сплошной дискомфорт. А как быть, если ты опаздываешь на поезд? Сбивать охрану регбийным приёмом и бежать к поездам, надеясь, что тебя не пристрелят?
  • Во-вторых, досмотры снижают привлекательность железных дорог в целом. Кроме того, даже чисто эстетически все выглядит непрезентабельно. Посмотрите на новые ограждения в Челябинске – так должен выглядеть современный вокзал? В результате мы получаем парадоксальную ситуацию: поезд – один из самых комфортных видов транспорта, но тебе на ровном месте создают дополнительные проблемы.
  • И в-третьих, это дорого. Представьте себе количество оборудования, которое РЖД закупает для досмотра, а также число охранников на зарплате. Это огромные деньги. Если бы от досмотров на вокзалах отказались, на сэкономленные средства можно было бы качественно отреставрировать вокзалы и станции, а не превращать их в пластиковые бараки, как это происходит сейчас.

Напомню, что в США и в Европе никаких рамок на вокзалах нет.

Так что, в Нидерландах, Португалии или Франции ничего не понимают в безопасности транспортных объектов?

Нет, как раз наоборот. Просто там считают, что предотвращением терактов должны заниматься спецслужбы. И хорошие спецслужбы предотвращают теракты еще тогда, когда какая-нибудь сволочь только захотела его устроить. Спецслужбы не должны ждать, когда террорист дотопает до вокзала, где ее попросят снять ремень, часы и обувь. Тогда уже что-то предпринимать будет поздно.

У нас же продолжают заниматься имитацией бурной деятельности, направленной на повышение безопасности пассажиров – ставят рамки и делят станции на зоны с помощью заборов. Вот только весь этот цирк не имеет к самой безопасности никакого отношения.